СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Культура татарского народа»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для уч-ся 6-7 классов о татарском народе, об обычаях, традициях

Просмотр содержимого документа
««Культура татарского народа»»








Программа внеурочной деятельности






«Культура татарского народа»
























.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате изучения факультативного курса «Культура, быт и традиции народов Поволжья» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения программы:

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.

В связи с этим, дети должны овладеть:

– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.

Предметные результаты освоения программы:

В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:

– общие представления об Ульяновском Поволжье как организме географического, духовного, и культурного единства;

– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;

– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Поволжья;

– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Поволжья;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;

– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;

– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.

Формы учета для оценки планируемых результатов освоения программы.

При оценке планируемых результатов по данному курсу не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть:

– итоговые выставки изделий художественного и декоративно-прикладного творчества (вышитые салфетки, изделия с образцами национальных орнаментов, рисунки на национальную тематику, изготовленные национальные игрушки);

– участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах и фестивалях;

– театрализованные представления;

– подготовка и защита проектных работ.

Одной из основных форм учета планируемых результатов во внеурочной деятельности является подготовка и защита проектов. В виду того, что программа предназначена для младших школьников, объем проектов должен быть минимальным. Также необходимо предусмотреть активное участие родителей при подготовке мини-проектов.

В рамках данной программы можно предложить следующую тематику подобных работ:

– Родной свой край люби и знай;

– Малые фольклорные жанры татарского/чувашского/мордовского народа;

– Песни моей бабушки;

– Расскажи мне сказку, мама;

– Кто умеет трудиться, тот умеет и жить (промыслы, ремесла);

– Чудо-платье с волшебным узором (национальный орнамент, одежда);

– Сделал дело – гуляй смело (народные праздники);

– Праздники моей семьи;

– Красна изба не углами, а пирогами (национальная кухня);

– Праздничные блюда татар / чуваш / мордвы;

– Зерно взвешивают весами, хорошую жизнь – добрыми делами (нравственное воспитание);

– Родословная моей семьи;

– Выдающиеся жители моей малой родины;

– Известные люди моей семьи;

– Горжусь я тем, что я......

Также положительным результатом усвоения программы может служить увлеченное желание школьников к дальнейшему изучению родной культуры и культуры народов, проживающих в Татарстане

Рекомендованная программа «Культура, быт и традиции народов Поволжья» предназначена для учащихся 6-7классов. Рекомендуемая программа реализуется за 2 года.

1-й год: 17 часов.

2-й год: 1 часов.

Учитель может самостоятельно варьировать количество часов по разделам и темам программы, учитывая значимость материала для достижения планируемых результатов.



Структура и содержание курса (первый год)

1. Введение.

Во вводном занятии необходимо озвучить цели и задачи курса, дать понятия «народ», «народность», а также общие сведения о Поволжском регионе.

Необходимо отметить, что история, современное состояние и основные тенденции развития Поволжья являются органичной составной частью судьбы России с древнейших времен до нынешних дней. Указать, что Поволжье является одним из самых полиэтничных регионов России, где проживают татары, мордва, чуваши, марийцы и другие народы. Рассказать о народах Ульяновской области, их возникновении и расселении. Ознакомить учащихся с картой Поволжья и Ульяновской области и указать места расположения населенных пунктов с компактным проживанием представителей разных национальностей.

2. Хозяйство и быт татарского народа .

Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

Познакомить детей с национальными усадьбами татарского народа. Дворы (жилой дом, надворные постройки, бани, сараи), улицы, селения. Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек. Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища, особенности украшения наличников, крыльца.

Традиционное хозяйство народов Поволжья. Скотоводство, земледелие, охота, деревообработка, обработка кожи и меха.

Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин. Прялка, ее значение в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Выделка шкур и кожи для шитья обуви, плетение корзин, мебели.

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи. Способы прядения изделий. Виды нитей для получения холста. Техника узорного тканья. Ткацкий станок, его устройство.

Вышивка. Основные цвета татарского орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Отличительные особенности орнамента и вышивки разных народов. Узоры головных уборов. Женские украшения. Изготовление украшений тюбетеек.

Самостоятельная работа:

Рисование национального орнамента и вышивки.

Традиционная кухня народов Поволжья.

Важнейшие виды продуктов питания. Отдельные рецепты блюд татарской кухни. Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом у разных народов Поволжья.

Повседневная и праздничная кухня мордвы, татар, чуваш. Растительная и животная пища, составляющая меню семей народов Поволжья, праздничный стол народов Поволжья.

Многовековая история татарской кухни.

Самостоятельная работа:

Подготовка альбома с рецептами национальной кухни.

3. Устное народное творчество татарского народа.

Заклички, приговорки, дразнилки, считалки. Знакомство с терминами, умение употреблять их в речи, выделять виды считалок, приговорок.

Развитие чувства юмора, открытости. Дразнилки высмеивают недостаточно хорошее поведение, неблаговидные дела.

Считалки - короткие стишки, применяемые для определения ведущего или для распределения ролей в игре. Виды считалок: считалки-числовки, заумные считалки, считалки-заменки.

Пословицы, поговорки и загадки составляют большую часть устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений. В них выражается оценка народом действительности, какая она есть или какой бы ее хотелось видеть.

Самостоятельная работа:

Сочинение и сбор дразнилок, считалок, пословиц, поговорок и др.. Выпуск книжек-альбомов с дразнилками, считалками, закличками, приговорками, пословицами, поговорками и загадками «Малые фольклорные жанры».

Сказки, легенды, былины. Знакомство с терминами, их употребление.

Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений. Роль сказок в формировании картины мира ребенка.

Определение жанров сказок и их разновидности; сказки народные и авторские; социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных. Отношение вымысла к реальности. Темы и смысл наиболее распространённых сказок.

История татарского народа в сказках, легендах и былинах.

Легенды и былины о национальных богатырях и героях. Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.

Сравнительная характеристика легенд, былин и сказок.

Самостоятельная работа

Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа. Сочинение и инсценирование сказок. Изготовление альбома «Мои любимые сказки».

Песни. Знакомство с термином «национальные песни», умение употреблять его в речи. Раскрыть специфику жанра, жизненную и поэтическую функция. Показать отражение истории и культуры народов в песнях.

Песни эпические (мифологические, балладные, исторические), лирические (о молодёжи, семейной жизни, любви). Частушки. Детский фольклор (творчество взрослых для детей и детское творчество).

Колыбельная песня – отражение мира, мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком. Цикл колыбельных песен: за едой, когда засыпает или просыпается ребенок, игровые колыбельные, купальные песни.

Самостоятельная работа

Разучивание колыбельных и плясовых песен, инсценирование песен.

4. Народные игры и праздники

Детский игровой фольклор народов Поволжья. Игры – своеобразная школа развития активности, сообразительности, инициативы. Показать детям богатство и разнообразие национальных игр, их значение в формировании жизненно важных навыков, совершенствовании физического развития, самовоспитания. Виды игр. Ролевые игры, хороводные игры, игры на улице и помещении.

Традиционные календарные и семейные обряды и праздники – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа.

Познакомить детей с термином «обряд», дать характеристику календарным и семейным праздникам.

Возникновение обычаев, традиций. Указать роль праздников в жизни народа. Данные о происхождении основных праздников. Народные приметы. Обрядность зимнего и весеннего циклов, летнего и осеннего.

Семейные праздники, обряды жизненного цикла. Обряд рождения ребенка, имянаречение, «балага исем кушу», «бэбэй котлау» Свадебная обрядность.

Самостоятельная работа

Разучивание обрядового фольклора, подготовка и инсценирование традиционного праздника.

Календарно-тематический план (первый год)

Разделы программы

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата

Примечание

По плану


По факту







1

Введение

Край, в котором мы живем.

Происхождение и расселение народов, проживающих в Поволжье.


1




2

Традиционное хозяйство народов Поволжья.

Ремесла и народные промыслы.

1




3

Изготовление национальных игрушек.

Ткачество и вышивка.

1




4

Особенности национального орнамента татарского народа.

Рисование национальных орнаментов и узоров.

1






5

Особенности национальной кухни татарского народа.

1




6

Малые фольклорные жанры: заклички, приговорки, считалки, дразнилки,загадки, пословицы, поговорки.

1





7

Оформление книжки «Малые фольклорные жанры».

1




8

Национальные сказки. Виды сказок.

1





9

Народный эпос: былины, легенды.

Оформление книжки сказок, былин и легенд.

1




10

Инсценирование сказки.


1




11

Народные песни в воспитании детей.Плясовые песни.

Колыбельные песни.

1






12

Разучивание песен.

1




13

Детский игровой фольклор.





14

Подвижные игры и здоровьесбережение. Хороводные игры с песнями.

1




15

Традиционные календарные праздники и обряды народов Поволжья.


1




16

Семейные праздники и их воспитательная роль. Обрядовый фольклор

1




17

Обобщающий урок. Постановка национального праздника.

1



















Структура и содержание курса (второй год)

1. Введение

На данном занятии необходимо дать сведения о Поволжском регионе, они должны быть более глубокими, нежели в первый год обучения.

Рассмотрение исторических этапов формирования народов региона предполагает показ своеобразия культуры каждого народа, заселявшего Поволжье, отражение в ней сложных процессов развития общества, места в истории культуры татарского, мордовского и чувашского народов. Необходимо отметить, что элементы материальной и духовной культуры возникли в глубокой древности в результате трудовой деятельности, которая была исходной для появления таких форм постижения реального мира, как знание и искусство. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с известными памятниками духовной культуры древних эпох на территории Поволжья, что позволяет показать их место и значение на раннем этапе истории человечества. Особое внимание необходимо уделить экономическим и культурным связям народов Поволжья друг с другом.

Происхождение и этапы формирования татарского народа в до булгарский период и после него.


Многонациональность жителей Татарстана. Численность и состав населения Ульяновской области.

2. Материальная культура народов Поволжья

Познакомить детей с национальной одеждой – важнейшим элементом материальной культуры, особенностями вышивки и орнамента, украшений одежды. Материалы для одежды и способы их изготовления. Комплекс украшений традиционного костюма. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Женские украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные. Оригинальность женских головных уборов и украшений, особенности и композиция.

Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года. Обувь. Особенности плетения обуви.

Современное состояние национального костюма народов Среднего Поволжья.

Самостоятельная работа.

Рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде.

Изучение народных промыслов, ремесел, художественного и декоративно-прикладного творчества необходимо начать со знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства разных народов, раскрыть связь между произведениями декоративно-прикладного творчества и богатейшим миром природы.

Более детальное знакомство с конструкцией, декоративным убранством предметов быта, костюмов. Знакомство с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства народов Поволжья.

Ремесла:

- гончарство, способы лепки на гончарном круге и особенности украшения;

- резьба по дереву;

- изготовление предметов хозяйственного назначения (ножи, топоры, ковши, огородный инвентарь);

- золотошвейное искусство, кожаная мозаика.

Самостоятельная работа.

Используя разнообразные материалы и техники, украсить декоративными элементами предметы быта и одежды. Изготовление альбома рисунков.

Особенности национальной кухни рассматриваются уже на первом году обучения, поэтому теперь можно обратить внимание на блюда, которые готовились непосредственно для определенных моментов жизни. Это блюда, подаваемые на свадебный стол, причем очередность подачи их имела большое значение. Также и блюда, подаваемые на крестинах ребенка, или на других обрядах, связанных с рождением ребенка.

Самостоятельная работа.

Запись рецептов национальной кухни, приготовление блюд дома с помощью мам и бабушек. Оформление альбомов с рецептами национальной кухни.

3. Духовная культура татарского народа.

На втором году реализации программы продолжается рассмотрение традиционных календарных и семейных праздников. Из понятий необходимо рассмотреть такие, как «религия», «язычество», «христианство», «ислам». Дать характеристику религиозным представления и верованиям народов. Исторические и мифические данные о происхождении основных праздников.

Религиозные, обрядовые, традиционные праздники татарского народа: Навруз, Курбан-байрам, Сабантуй. В основе своей почти все эти праздники возникали в тесной связи с трудовой хозяйственной практикой, из традиций общинных работ.

Праздничное поведение. Старинные игры и развлечения молодежи на праздниках. Традиции гостеприимства. Роль праздников в жизни народа.

Семейно-обрядовая сфера играет важную роль в структуре каждого этноса и является наиболее ярким этническим определителем. Сюда входят и обряды, связанные с рождением ребенка, обряд имянаречения, «балага исем кушу», «беби котлау».

Свадебная обрядность каждого народа – выдающееся явление в художественном и историко-бытовом отношении. Раскрыть особенности проведения свадеб у разных народов Поволжья, познакомить со свадебной поэзией.

4. Этнопедагогика

Раскрыть термин «народная педагогика», научить употреблять его в речи. В данном разделе рассматриваются традиции воспитания детей в крестьянских семьях у народов Поволжья, общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов, разнообразие форм положительного воздействия на ребенка в семье.

Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций. Проявляется народная педагогика в моральных законах, обычаях, традициях.

Традиции семейного воспитания в чувашских, татарских и мордовских крестьянских семьях. Мудрые истоки народной педагогики.

Особенности трудового воспитания и ценностного отношения к своему здоровью в татарских семьях.

Формирование высокой нравственности в татарской этнопедагогике. Народные традиции эстетического и нравственного воспитания. Сущность эстетического воспитания. Средства и формы эстетического воспитания подрастающего поколения. Нравственные идеалы народа. Традиционные моральные требования, прививаемые детям, правила приличия и хорошего тона, национальный этикет.

Понятие «национальный этикет» – способы общения, термин родства, особенности общения в национальных семьях, выражение традиций, обычаев, нравственности и морали разных народов.

Нормы общения за столом, в гостях, при приветствии, поздравлении, благодарении.

Самостоятельная работа

Уметь правильно вести себя в общественном месте, поддерживать диалог по нормам этикета. Инсценировать диалоги в разных местах (в магазине, в библиотеке и т.д.).

Оформить папку-раскладушку по теме «термины родства».

5. Наследие татарского народа.

Заочное путешествие по городу Казань.

Познакомить с выдающимися представителями татарского народа, раскрыть их вклад в развитие науки и культуры.

Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения. Первые просветители татарского народа. Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры России.

Среди выдающихся людей народов Поволжья можно выделить Г. Кандалыя, известного татарского поэта; К. Закира, татарского писателя, педагога-ученого; Л.Б. Садыкову (Идельбикэ), поэта и прозаика, председателя Союза татарских писателей.

Известные люди среди современников, их роль в развитии науки и культуры народов Поволжья.

Самостоятельная работа.

Продолжить поисковую работу по выявлению ушедших в историю и современных представителей народов Поволжья и Татарстана

Подготовиться к защите проектов «Горжусь я тем, что я …..»










Календарно-тематический план (второй год)

Разделы программы

Темы занятий

Кол-во часов

Дата



По плану

По факту




1

Исторические этапы формирования татарского народа. Расселение и численность татар .

1

12.09.


2

Национальный костюм как предмет гордости народа.

1



26.09.


3

Праздничная и повседневная мужская и женская одежда. Свадебная одежда. Головные украшения и уборы.

1



10.10.


4

Исследования особенностей вышивки и аппликации для украшения национального костюма разных народов.

1

24.10.


5

Народные промыслы и ремесла.

1

14.11.


6

Художественное и декоративно-прикладное творчество.

1



7

Особенности национальной кухни татарского народа.

1

28.11.


8

Изготовление национального блюда.

1

19.12.


9

Национальные обряды и традиции

1

16.01.


10

Традиционные календарные праздники народов Поволжья.

1

30.01.


11

Постановка традиционного национального праздника.

1

13.02.


12

Семейные ценности и воспитание в семье.

1

27.02.


13

Национальный этикет.

1

06.03.


14

Творческая работа «Традиции моей семьи».

1

20.03.


15

Выдающиеся люди, прославившие свой народ и их вклад в развитие науки и культуры.


1

10.04.


16

Творческая встреча с представителями разных национальностей.

1

24.04.


17

Защита проектов «Горжусь я тем, что я …..»

1

08.05.