Кураторская методика как эффективный способ педагогического взаимодействия
Уровень профессионализма педагогов даже внутри одной организации существенно различается. Практически в каждой организации есть несколько педагогов-звезд, дающих результат. Но все мы знаем, что…
многие педагоги профессионально выгорают, ведут занятия на автоматизме без желания что-либо улучшать;
нередко загружены бумажной работой и высокой учебной нагрузкой;
работу в дополнительном образовании сложно назвать престижной, и молодые специалисты не выстраиваются в очередь на свободные педагогические вакансии.
Таким образом, основное управленческое решение для повышения качества профессионального образования — это постоянное обучение тех педагогов, которые уже есть.
Почему традиционные способы плохо работают?
Курсы повышение квалификации обычно слишком теоретичны и не всегда соответствуют насущным педагогическим проблемам.
Открытые занятия бывают полезны для педагога, который старается найти что-то интересное в своей работе, но они эпизодичны и обычно слишком редки, чтобы ожидать от них системного эффекта…
Работа методических объединений также бывает теоретизирована и формальна.
Многие ли учреждения дополнительного образования могут похвастаться тем, что в них выстроена эффективная система обучения педагогов?
Один из способов эффективного взаимодействия между педагогами — это кураторская методика. Что же это такое и в чем заключается?
Это модель методической работы, которая может быть значительно эффективнее традиционных форм повышения квалификации педагога.
Кураторская методика основана на нескольких ключевых идеях:
основа для реального обучения педагога— это наблюдение текущих занятий, т.е. наглядность образовательного процесса
фундамент успеха педагогического развития это постоянство и регулярность. Чтобы его было видно, посещать занятия нужно постоянно — лучше всего раз в неделю, чтобы закрепить эффект. Таким образом, педагоги равного статуса учатся друг у друга.
педагогическое наблюдение должно быть прицельным, очень конкретным. На каждом конкретном занятии отслеживается какой-то один параметр. Например, сначала отслеживают динамичность занятия, затем мотивационную составляющую, а полом, например, рефлексию обучающихся.
для обсуждения занятий нужен куратор. Это человек, который помогает двум педагогам организовать обсуждение занятия, позволяет им расти. Куратор не ходит на занятия, но организует совместное обсуждение тех из них, которые два обучающихся педагога наблюдали друг у друга. Куратор — это совсем необязательно представитель администрации. Это может быть просто более опытный педагог.
Преимущества кураторской методики:
Методический обмен между педагогами происходит регулярно, что обеспечивает последовательный рост качества занятий;
Обучение проходит без отрыва от работы;
Основывается на реальных сложностях педагогов.
Как реализовать кураторскую методику?
Данная методика рассчитана на общеобразовательные организации различных уровней, заинтересованных в повышении профессиональных компетенций своих педагогов.
Как организовать взаимообразовательный процесс?
Подбирают 2–4 пары обучающихся педагогов на основании исследования профессиональных компетенций своих педагогов, при этом-
принципы построения пар в кураторской методике:
- небольшое количество пар педагогов;
- равный статус педагогов в парах;
Кураторы составляют программу для обучения педагогов и начинают ее реализацию. Они же обеспечивают регулярность встреч, которые должны проходить не позднее, чем через 48 часов после события (посещения занятия)
Так же куратор регулирует педагогические дискуссии, является их модератором, ставит задачи для взаимопосещений, анализирует педагогический прогресс, обеспечивает психологический комфорт в общении педагогической пары.
В отличие от наставника куратор не дает оценку анализируемым ситуациям, а направляет рефлексию педагогов в нужное русло вопросами, побуждающими к тем или иным выводам относительно наблюдаемых педагогических ситуаций.
Введение подобных методических технологий позволит педагогам, погруженным в многолетнюю ежедневную профессиональную деятельность уменьшить так называемое «профессиональное одиночество», т.е. ощущение, что они «варятся в собственном соку» и предоставлены сами себе.