Курс «Биология животных»
7 класс
35 часов (1 ч в неделю)
Составитель: ПешкунЮ.А., учитель биологии МКОУ «СОШ с. Улыбино»
Составлена на основе учебника. Биология. 7 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. / Под ред. Пасечника В.В. – М,: Просвещение,2016г.
Цель курса
Формирование у учащихся знаний о строении и процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп животных организмов.
2.Сформировать понимание особенностей основных процессов жизнедеятельности животных организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГ КУРСА
(35 ч; 2 ч в неделю в течение полугодия)
Раздел программы | Всего часов | Форма занятия | Виды учебной деятельности |
лекция | практика | семинар |
Введение | 1ч | 1 | | | |
Глава1 Подцарство Одноклеточные | 5ч | 3 | 2 | | Выделять признаки простейших. Распознавать простейших на живых объектах и таблицах. Выявлять черты сходства и различия в строении клетки простейших и клетки растений. Наблюдать свободноживущих простейших под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением, делать выводы. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Распознавать паразитических простейших на таблицах. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. Объяснять значение простейших в природе и жизни человека |
Глава 2 Подцарство Многоклеточные | 28ч | | | | |
Тема5 Тип Кишечнополостные | 2ч | 1 | 1 | | Устанавливать принципиальные отличия клеток многоклеточных от клеток простейших. Выделять существенные признаки кишечнополостных. Объяснять взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных со средой обитания и образом жизни. Ставить биологические эксперименты по изучению организмов и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Различать на живых объектах и таблицах представителей кишечнополостных животных. Освоить приёмы работы с определителями. Устанавливать систематическую принадлежность кишечнополостных (классифицировать). Обосновывать роль кишечнополостных в природе, объяснять практическое использование кораллов. Обобщать и систематизировать знания о кишечнополостных |
Тема6.Тип Плоские черви | 3ч | 3 | | | Выделять характерные признаки червей и плоских червей. Различать на таблицах представителей плоских червей. Освоить приёмы работы с определителями. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых плоскими червями. Использовать меры профилактики заражения плоскими червями |
Тема7. Тип Круглые черви | 2ч | 2 | | | Выделять существенные признаки круглых червей. Различать на таблицах представителей круглых червей. Освоить приёмы работы с определителями. Использовать меры профилактики заражения круглыми червями. Устанавливать систематическую принадлежность червей (классифицировать). |
Тема8.Тип Кольчатые черви | 2ч | 1 | 1 | | Выделять существенные признаки кольчатых червей. Объяснять значение кольчатых червей |
Тема9. Тип членистоногие | 5ч | 2 | 2 | 1 | Выделять существенные признаки членистоногих. Объяснять особенности строения в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих перед другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, коллекциях и таблицах представителей членистоногих. Объяснять принципы классификации членистоногих. Устанавливать систематическую принадлежность членистоногих (классифицировать). Объяснять значение членистоногих |
Тема10.Тип Моллюски | 1ч | 1 | | | Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей моллюсков. Освоить приёмы работы с определителями. Объяснять принципы классификации моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значение моллюсков Выделять существенные признаки головоногих моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей головоногих моллюсков. Освоить приёмы работы с определителями. Объяснять принципы классификации моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значение головоногих моллюсков |
Тема11.Общая характеристика хордовых | 1ч | | | 1 | Выделять существенные признаки хордовых. Сравнивать строение беспозвоночных и хордовых животных, делать выводы на основе строения. Различать на живых объектах и таблицах представителей хордовых. Объяснять принципы классификации хордовых |
Тема12.Подтип Бесчерепные | 1ч | 1 | | | Выделять существенные признаки бесчерепных. |
Тема13.Подтип Позвоночные | 1ч | 1 | | | Выделять существенные признаки позвоночных |
Тема14. Надкласс Рыбы | 2ч | 1 | 1 | | Выделять существенные признаки рыб. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения рыб от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей рыб. Объяснять принципы классификации рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения рыб и объяснять их результаты Объяснять приспособленность рыб к среде обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей рыб. Объяснять принципы классификации рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Объяснять значение рыб |
Тема 15. Класс земноводные | 2ч | 2 | | | Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей земноводных. Объяснять принципы классификации земноводных. Устанавливать систематическую принадлежность земноводных (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Соблюдать меры охраны земноводных. Объяснять значение земноводных |
Тема16. Класс Пресмыкающиеся | 2ч | 2 | | | Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Сравнивать представителей земноводных и пресмыкающихся, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах и таблицах представителей пресмыкающихся, в том числе опасных для человека. Освоить приёмы оказания первой помощи при укусах пресмыкающихся. Объяснять принципы классификации пресмыкающихся. Устанавливать систематическую принадлежность пресмыкающихся (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Соблюдать меры охраны пресмыкающихся. Объяснять значение пресмыкающихся |
Тема17.Класс Птицы | 2ч | 1 | 1 | | Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения птиц и объяснять их результаты Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Освоить приёмы выращивания и размножения домашних птиц. Соблюдать меры охраны птиц. Объяснять значение птиц |
Тема 18.Класс Млекопитающие | 2ч | 1 | 1 | | Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Освоить приёмы выращивания и размножения домашних животных. Соблюдать меры охраны млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать). Освоить приёмы работы с определителями. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Объяснять роль различных млекопитающих в жизни человека. Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
Заключение | 1ч | | | 1 | |
| 35 | 23 | 9 | 3 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Зоология | 1ч | 2 неделя января |
| Глава1 Подцарство Одноклеточные | 5ч | |
2 | Общая характеристика простейших | 1 | 2 неделя января |
3 | Тип Саркомастигофоры. Класс жгутиковые | 1 | 3 неделя января |
4 | Тип Саркомастигофоры. Класс Саркодовые | 1 | 3 неделя января |
5 | Тип Инфузории | 1 | 4 неделя января |
6 | Тип Споровики | 1 | 4 неделя января |
| Глава 2 Подцарство Многоклеточные | 28ч | |
| Тип Кишечнополостные | 2ч | |
7 | Происхождение и особенности строения многоклеточных | 1 | 5 неделя января |
8 | Многообразие кишечнополостных | 1 | 1 неделя февраля |
| Тип Плоские черви. | 3ч | |
9 | Класс Ресничные черви | 1 | 2 неделя февраля |
10 | Класс Сосальщики | 1 | 2 неделя февраля |
11 | Класс Ленточные черви | 1 | 3 неделя февраля |
| Тип Круглые черви | 2ч | |
12 | Общая характеристика. Свободноживущие нематоды. | 1 | 3 неделя февраля |
13 | Паразитические нематоды | 1 | 4 неделя февраля |
| Тип Кольчатые черви | 2ч | |
14 | Общая характеристика кольчатых червей | 1 | 4 неделя февраля |
15 | Многообразие кольчатых червей | 1 | 5 неделя февраля |
| Тип членистоногие | 5ч | |
16 | Общая характеристика членистоногих | 1 | 1 неделя марта |
17 | Класс ракообразные | 1 | 2 неделя марта |
18 | Класс паукообразные | 1 | 2 неделя марта |
19 | Класс насекомые | 1 | 3 неделя марта |
20 | Многообразие и значение насекомых | 1 | 3 неделя марта |
21 | Тип Моллюски | 1ч | |
22 | Общая характеристика типа Хордовых | 1ч | |
23 | Подтип бесчерепные | 1ч | |
24 | Подтип Позвоночные. | 1ч | |
| Надкласс Рыбы | 2ч | |
25 | Класс Хрящевые | 1 | 4 неделя марта |
26 | Класс Костные рыбы | 1 | 4 неделя марта |
| Класс Земноводные | 2ч | |
27 | Классификация земноводных. Общая характеристика. | 1 | 2 неделя апреля |
28 | Многообразие и значение земноводных | 1 | 2 неделя апреля |
| Класс Пресмыкающиеся | 2ч | |
29 | Общая характеристика пресмыкающихся | 1 | 3 неделя апреля |
30 | Многообразие и значение пресмыкающихся | 1 | 3 неделя апреля |
| Класс Птицы | 2ч | |
31 | Общая характеристика птиц | 1 | 4 неделя апреля |
32 | Многообразие и значение птиц | 1 | 4 неделя апреля |
| Класс млекопитающие | 2ч | |
33 | Общая характеристика млекопитающих | 1 | 3 неделя мая |
34 | Многообразие млекопитающих | 1 | 3 неделя мая |
35 | Заключение | 1 | 4 неделя мая |
Содержание программы (35ч)
Введение (1ч)
Структура органического мира. Четыре царства эукариотных организмов. Специфика животного типа организации, ее отличие от типов организации растений и грибов. Царство Животные. Положение царства животных в мире живого. Многообразие животных: одноклеточные, многоклеточные; беспозвоночные, хордовые. Предмет зоологии; место зоологии в системе биологических наук.
Подцарство Одноклеточные (Простейшие) (5 ч)
Тема 1. Общая характеристика простейших (1 ч)
Положение одноклеточных животных в обшей системе живого. Принципы систематики. Многообразие, общая численность и среда обитания. Особенности строения простейших. Процессы жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, раздражимость, размножение (бесполое и половое). Значение простейших в природе и жизни человека.
Тема 2. Тип Саркожгутиконосцы (2 ч)
Класс Саркодовые. Характеристика класса на примере амебы обыкновенной. Особенности строения и жизнедеятельности. Дизентерийная амеба — паразит человека. Пути заражения и меры профилактики амебной дизентерии.
Класс Жгутиковые. Эвглена зеленая — представитель свободноживуших жгутиковых; особенности строения и жизнедеятельности, миксотрофный тип питания. Паразитические формы жгутиковых (лейшмании, трипаносомы, лямблии); заболевания, которые они вызывают; пути заражения и меры профилактики.
Тема 3. Тип Инфузории (1ч)
Характеристика типа на примере инфузории туфельки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паразитические инфузории: циклы развития, способы заражения, профилактика заболеваний.
Тема 4. Тип Споровики (1ч)
Паразитический образ жизни представителей типа. Особенности организации споровиков: отсутствие органоидов движения, пищеварительных и сократительных вакуолей. Питание и выделение путем осмоса. Жизненный цикл развития споровиков на примере малярийного плазмодия; чередование бесполого и полового размножения, смена хозяев. Меры профилактики малярии.
Демонстрация живых инфузорий, амеб, микропрепаратов и простейших.
Лабораторные и практические работы
1.Многообразие простейших.
2.Движение инфузории туфельки.
Подцарство Многоклеточные (28 ч)
Тема 5. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация кишечнополостных. Многообразие и численность видов, среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение: бесполое и половое. Чередование поколений (полипа и медузы) и жизненном цикле.
Класс Гидроидные. Характеристика класса на примере гидры — подвижного полипа.
Класс Сцифоидные. Характерные особенности строения и жизнедеятельности. Развитие органов чувств и усложнение нервной системы как следствие подвижного образа жизни. Размножение медуз.
Класс Коралловые полипы. Характерные особенности строения и жизнедеятельности.
Демонстрация схем строения гидры, медузы, колонии коралловых полипов.
Лабораторная работа
3.Строение пресноводной гидры.
Тема 6. Тип Плоские черви (3 ч)
Общая характеристика типа. Классификация плоских червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Отличительные признаки типа. Значение в природе и жизни человека.
Класс Ресничные черви. Происхождение, среда обитания. Характеристика класса на примере молочной планарии. Строение и функционирование основных систем органов. Размножение: половое и бесполое.
Класс Сосальщики. Происхождение, среда обитания. Приспособленность к паразитическому образу жизни. Характеристика класса на примере печеночного сосальщика. Строение и функционирование основных систем органов. Развитие печеночного сосальщика, основные стадии жизненного цикла. Меры профилактики заражения.
Класс Ленточные черви. Происхождение, среда обитания. Приспособленность к паразитическому образу жизни. Особенности строения и циклы развития бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Меры профилактики.
Демонстрация схем строения плоских червей, жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 7. Тип Круглые черви (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация круглых червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения круглых червей по сравнению с плоскими червями. Свободноживущие и паразитические круглые черви. Значение в природе и жизни человека.
Класс собственно Круглые черви. Характеристика класса на примере человеческой аскариды. Строение и функционирование основных систем органов. Паразитический образ жизни, цикл развития аскариды. Меры профилактики заражения аскаридозом.
Демонстрация схемы строения и цикла развития аскариды.
Тема 8. Тип Кольчатые черви (2 ч)
Общая характеристика типа. Классификация кольчатых червей. Многообразие и численность видов, среда обитания. Прогрессивные черты строения кольчатых червей по сравнению с низшими червями.
Класс Многощетинковые (Полихеты). Характерные особенности строения и жизнедеятельности.
Класс Малощетинковые. Характеристика класса на примере дождевого червя. Строение и функционирование основных систем органов. Значение в природе и жизни человека.
Класс Пиявки. Характеристика класса на примере медицинской пиявки. Особенности строения, связанные с образом жизни и типом питания (эктопаразиты и свободноживущие хищники). Медицинское значение представителей класса.
Демонстрация схемы строения многощетинковых червей.
Лабораторные и практические работы
4.Многообразие кольчатых червей.
5.Внешнее строение дождевого червя.
Тема 9. Тип Членистоногие (5ч)
Общая характеристика типа. Классификация членистоногих. Многообразие и численность видов, среда обитания. Происхождение членистоногих. Сравнительная характеристика членистоногих и кольчатых червей. Прогрессивные черты и особенности строения членистоногих.
Класс Ракообразные. Характеристика класса на примере речного рака. Внешнее строение, строение и функционирование основных систем органов.
Многообразие ракообразных. Особенности строения и жизнедеятельности низших раков. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Характеристика класса. Строение и функционирование основных систем органов. Многообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека. Развитие клешей; значение, как переносчиков ряда заболеваний человека и как резервуарных хозяев возбудителей инфекций в природе.
Класс Насекомые. Характеристика класса. Строение и функционирование основных систем органов. Сложные формы поведения общественных насекомых. Развитие насекомых с полным превращением и с неполным превращением. Многообразие насекомых; краткая характеристика основных отрядов.
Значение в природе и жизни человека. Насекомые - эктопаразиты человека и переносчики возбудителей заболеваний.
Демонстрация схем строения речного рака, паука-крестовика, насекомых разных отрядов, многообразия членистоногих.
Лабораторные и практические работы
6.Внешнее строение речного рака.
7.Внешнее строение насекомых.
8.Насекомые с полным и неполным превращением.
Тема 10. Тип Моллюски (1 ч)
Общая характеристика типа. Классификация моллюсков. Многообразие и численность видов, среда обитания. Происхождение членистоногих. Сравнительная характеристика моллюсков и кольчатых червей. Строение и функционирование основных систем органов.
Особенности строения представителей классов (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация раковин моллюсков.
Лабораторная работа
9.Особенности строения и жизни моллюсков.
Тема 11. Общая характеристика хордовых (1ч)
Общая характеристика типа. Классификация типа (подтипы, классы, отряды и их представители); численность типа (число видов); среда обитания, разнообразные формы взаимодействия со средой. Общие черты организации типа. Происхождение хордовых.
Тема 12. Подтип Бесчерепные (1 ч)
Классификация подтипа. Число видов. Положение подтипа в царстве Животные. Характеристика подтипа на примере ланцетника. Ланцетник как переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными, имеющая все признаки хордовых животных.
Тема 13. Подтип Позвоночные (1 ч)
Классификация позвоночных; классы, их представители; численность подтипа. Общая характеристика позвоночных как наиболее высокоорганизованных хордовых животных. Среда обитания, водные и наземные позвоночные. Позвоночные, имеющие прямое развитие и развитие с метаморфозом. Анамнии и амниоты.
Тема 14. Надкласс Рыбы (2 ч)
Классификация рыб: классы, подклассы, основные отряды. Число видов, среда обитания. Рыбы — древние первичноводные позвоночные, способные к существованию только в водной среде. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Характеристика костных рыб на примере речного окуня.
Многообразие рыб. Характерные особенности хрящевых, костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых рыб. Происхождение рыб. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация многообразия рыб, схем строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
10. Особенности строения и передвижения рыб.
Тема 15. Класс Земноводные (2 ч)
Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Земноводные - первые наземные позвоночные, сохранившие связь с водной средой. Признаки водных позвоночных и прогрессивные черты. Характеристика класса на примере лягушки.
Многообразие земноводных. Характерные особенности хвостатых, бесхвостых, безногих. Происхождение земноводных. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация многообразия амфибий, схемы строения земноводных.
Тема 16. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Классификация земноводных: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Рептилии — первые настоящие наземные позвоночные. Прогрессивные черты организации как приспособление к воздушно-наземному образу жизни. Характеристика класса на примере ящерицы.
Многообразие пресмыкающихся. Характерные особенности чешуйчатых (змеи, ящерицы, хамелеоны), черепах, крокодилов.
Происхождение пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация многообразия пресмыкающихся, схем строения рептилий и амфибий.
Тема 17. Класс Птицы (2 ч)
Классификация птиц: основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Птицы — специализированная группа высших позвоночных, в процессе эволюции приспособившихся к полету. Происхождение птиц от рептилий; черты сходства с рептилиями, прогрессивные черты по сравнению с рептилиями. Приспособления к полету. Характеристика класса на примере голубя.
Многообразие птиц. Характерные особенности бескилевых, пингвинов, килевых птиц.
Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация многообразия птиц, схем строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
11. Особенности строения птиц, связанные с полетом.
Тема 18. Класс Млекопитающие (2 ч)
Классификация млекопитающих: подклассы, основные отряды и их представители. Число видов, среда обитания. Млекопитающие — наиболее высокоорганизованные животные, прогрессивные черты их организации. Характеристика класса на примере собаки.
Многообразие млекопитающих. Разнообразие внешнего облика; заселение всех сред обитания, приспособления к обитанию в определенной среде. Характерные особенности яйцекладущих, сумчатых и плацентарных.
Происхождение млекопитающих. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация многообразия млекопитающих, схем строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
12.Сравнение строения млекопитающих разных отрядов.
13.Особенности строения млекопитающих (на муляже).
Заключение ( 1ч)