МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 имени В.И. Воропаева»
КУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по преодолению нежелательного поведения детей
Из опыта работы Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей.
Российско-голландский проект.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ.
Модель воздействия для родителей.
Подготовила:
учитель начальных классов
Лодыга И.И.
г. Улан-Удэ
2024 г.
Слайд 2
Проблемное поведение – то поведение, которое предстоит изменить, которое препятствует учебному или воспитательному процессу, является барьером для установления нормальных взаимоотношений.
Изменить нежелательное поведение детей, которое создаёт много проблем в его взаимодействии с окружающей средой, очень трудно.
Слайд 3
Как и многие родители, вы пытались это сделать, т. к. понимаете, что создаёт проблемы в первую очередь самому ребёнку, влияет на его качество жизни. Но результат не всегда был положительный. Возможно, вы разочарованы, не верите в свои силы.
Слайд 4
Родители несут ответственность за воспитание своих детей. Педагоги рассматривают семью как соучастника в процессе пре6одолоения проблемного поведения. Родители и педагоги в данном случае являются партнёрами в этой работе, обладающие различными, но дополняющими друг друга компетенциями.
Слайд 5
Цель партнёрства заключается в обмене такими знаниями, которые позволяют нам привести ребёнка из начального неблагоприятного состояния к оптимальной ступени коррекции проблемного поведения, развития его умения и способностей.
Слайд 6
Условия партнёрства:
- активное участие каждого,
- взаимопонимание,
- согласованность действий и решений,
- признание возможностей каждого,
- поиск видов деятельности оптимальных для родителей и педагогов,
- осознание необходимости создания семейных правил для упорядочения жизни ребёнка и формировании ответственного поведения,
- последовательность в проведении мероприятий по исправлению проблемного поведения, поддержка родителями работы педагогов учреждения.
Партнёрство обретает смысл при постоянном диалоге и обмене мнениями по проблемному поведению, его причинах и способах его преодоления.
Проблемное поведение.
Потребность ребёнка в особых условиях жизни, обучения и воспитания не осознаётся родителями достаточно глубоко и серьёзно.
Слайд 7
Причиной ПП:
В первые годы жизни – это родительский стресс, отчаяние.
Пока ребёнок ещё маленький несформированные бытовые навыки не воспринимается как проблема.
В результате, когда навыки в норме должны быть сформированы, родители испытывают чувство стыда и стеснения за себя и своего ребёнка, избегают людных мест, возникает неприязнь к ребёнку. А у детей претензии на внимание, но лишены средств выразить свои желания, потребности. Непонимание взрослыми средств общения может вызвать у детей проблемное, агрессивное поведение.
Родители считают основной проблемой – отсутствие речи.
Слайд 8
Пути преодоления нежелательного поведения:
Научитесь специальным способам общения. Используя иные средства коммуникации, ребёнок быстрее научится речи.
Слайд 9
Слайд 10
Вовлекайте ребёнка в семейную жизнь. В совместной деятельности происходит понимание родителями своего ребёнка.
Дети с отклонениями в развитии.
Стратегия поведения, которую избирает семья в ситуации кризиса, определяет дальнейшую судьбу «особого» ребёнка.
Слайд 11
Варианты поведения:
Позиция «будь, что будет, всё равно от судьбы не уйдёшь» приводит к пассивности в отношении лечения, образования и включения ребёнка в общество.
Определение ребёнка в специальное учреждение, где вся ответственность за воспитание ложится на педагогов. В данном случае родители злоупотребляют помощью специальных учреждений и забывают о необходимости выполнять родительские обязанности по отношению к своему ребёнку.
Слайд 12
Причины такого поведения нехватка знаний и умения взаимодействовать с «особым» ребёнком.
Слайд 13
Максимально возможное развитие «особого» ребёнка может быть достигнуто при соблюдении некоторых условий:
Раннее начало коррекции.
Благоприятная семейная обстановка.
Тесная связь учебных учреждений с семьёй.
Применение адекватной программы и методов обучения и воспитания, в соответствии возрасту, возможностям.
Слайд 14
Слайд 15
Просвещение и помощь родителям:
Реабилитационные центры для детей с ОВЗ.
Специальная литература.
Работники социальных служб.
Негосударственные учреждения для детей с проблемами в развитии.
Родительские ассоциации.
Контакты с родителями, имеющие похожие проблемы.
Слайд 16
Тактика родителей:
Внутреннее спокойствие.
Строить отношения с ребёнком на успешности.
Развивать самостоятельность ребёнка.
Анализ проблемного поведения.
Слайд 17
Агрессия – поведение направленное на других людей, в том числе вербальное.
Самоагрессия – поведение, при котором ребёнок наносит вред самому себе.
Генерализованная агрессия – агрессивное поведение по отношению к предметам.
Манипулирование другими людьми.
Стереотипия - ритуальное поведение.
Избегание контактов, замыкание в себе, уход от общения, чрезвычайная пассивность.
Проблемы питания.
Чтобы устранить препятствие, следует понять, что провоцирует проявление ПП.
Подготовка необходимой документации:
Установление проблемного поведения через наблюдение, видеозапись и регистрация проявлений.
Выдвигается гипотеза проявления ПП.
Определяется стратегия воздействия, и подбираются приёмы для коррекции негативного поведения.
Слайд 18
Родитель может стать хорошим помощником своего ребёнка, если
не будет замыкаться в своих проблемах, а будет активным членом общества,
будет постоянно расширять контакты своего ребёнка с окружающим миром.
УДАЧИ!