СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Мир под микроскопом"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Учащиеся не только  получат знания о клеточном и тканевом уровнях организации, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию.

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Мир под микроскопом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Избердеевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина

Петровского района Тамбовской области







Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим советом (протокол №1 от «30» августа 2023г.)

Утверждена приказом МБОУ

Избердеевской сош

№163 от «31» августа 2023г.

Директор МБОУ Избердеевской сош:

Э.А. Раева










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для учащихся 9 Б класса

«Мир под микроскопом»



Разработчик программы:

Седых Л.В., учитель биологии









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса- расширить и углубить базовые знания учащихся о клеточном и тканевом уровнях организации, определяющих суть живых организмов.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств учащихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи:

Образовательные:

  • расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;

  • способствовать популяризации у учащихся биологических знаний;

  • знакомить с биологическими специальностями;

Развивающие:

  • развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами;

  • развитие навыков общения и коммуникации;

  • развитие творческих способностей ребенка;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие умения анализировать, грамотно и доказательно излагать материал;

  • формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к миру живых существ;

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

  • способствовать повышению личной уверенности каждого ученика;

  • дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только знания о клеточном и тканевом уровнях организации, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Мир под микроскопом» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершенная единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской). Учащиеся получат возможность использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии), приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, составлении отчета практической работы, предоставлении результатов групповой работы.

Содержание курса

Введение.

Цели и задачи, план работы.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

Грибы под микроскопом.

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

Ткани.

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

Подведение итогов.

Представление результатов работы. Анализ работы. Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в практическую деятельность позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность

Сокращение часов биологии, делает выпускников менее конкурентоспособными, поэтому проблема индивидуализации обучения очень актуальна и может быть решена через систему дополнительного образования. Создание учебных исследовательских и проектных работ позволит участникам внеурочных занятий участвовать в научно-практических конференциях и пополнять портфолио ученика.

Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их в процессе обучения в разных дисциплинах.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Основные методы:

  • словесно-иллюстративный метод (репродуктивный);

  • алгоритмический метод;

  • частично-поисковые метод;

  • проблемно- эвристический;

  • исследовательский метод (при работе с микроскопом).



Формы учебных занятий: теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

Формы промежуточного контроля

  • Устный опрос

  • Текущее наблюдение

  • Письменный контроль

  • Практические занятия.



Место учебного курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный курс входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:

•        ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

•        понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса  позволяет сформировать:

•        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•        сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

•        правильному использованию биологической терминологии и символики;

•        развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•        развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Учебно- методическое обеспечение программы.


Список литературы.


  • Рекомендации по проведению лабораторных работ:

  1. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования;

  2. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом;

  3. Строение бактериальных клеток;

  4. Строение плесневого гриба мукора;

  5. Строение дрожжей;

  6. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека и др.

  • Бинас А.В., Маш Р.Д.  Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе. Просвещение .

  • Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии.

Техническое обеспечение курса

  • Интерактивные средства обучения: компъютер, проектор, экран

  • Цифровой  микроскоп-1, микроскопы-4, микропрепараты, предметные и покровные стекла, микролаборатория.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В результате изучения курса «Мир под микроскопом» учащиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • получат возможность осознать своё место в мире;  

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного курса:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты: характеризует уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,

  • делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.


Предметные результаты

  • сформированность навыков работы с увеличительными приборами, готовыми микропрепаратами;

  • и создания временных препаратов;

  • умение объяснять особенности устройства и принципы функционирования микроскопа, порядок манипуляций с микропрепаратом;

  • способность демонстрировать и комментировать ход работы с микроскопом;

  • разъяснять правила техники безопасности;

  • знание систематики исследуемых объектов (в русской и латинской терминологии).






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы модулей

Количество часов

Тема и содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение

1

Вводное занятие.

Цели и задачи курса «Мир под микроскопом».

Определять цели и задачи курса.

Усваивать основные определения и понятия


2

Методы изучения живых организмов.



6

1. Биологическая микролаборатория.

Оборудование биологической микролаборатории.

Знать устройство микролаборатории.

Называть инструменты, лабораторную посуду.




2. Техника безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории.

Знать технику безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории.




3. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о методах изучения биологических объектов.




4-5. Световой микроскоп.

Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Знать устройство микроскопа, правила работы с ним.

Владеть методикой работы с микроскопом.





6. Методы приготовления и изучения препаратов.

Препарат «живая клетка» и «фиксированный препарат».

Знать методы приготовления и изучения препаратов.


3

Клетка: строение, состав, свойства.

9

1. Клетка – структурная единица живого организма.

Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории.

2. Строение бактериальной клетки.

Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий. Органоиды бактерий: бактериальная ДНК, рибосомы, мезосомы, цитоплазма.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.




3. Строение растительной клетки.

Особенности растительной клетки. Органоиды: ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы.

Называть органоиды растительной клетки..

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.




4. Практическая работа №1.

Приготовление препарата кожицы лука и изучение под микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.


Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.








5. Практическая работа №2.

Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.




6. Строение животной клетки.

Особенности животной клетки. Органоиды: ядро, митохондрии, цитоплазма, рибосомы

Называть органоиды животной клетки..

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.




7. Практическая работа №3

Изучение животной клетки. Половые клетки растений.


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.




8. Споры.

Строение и отличительные особенности спор.

Описывать строение спор

Знать отличительные особенности спор.




9. Половые клетки животных.

Строение яйцеклетки и сперматозоида.

Описывать строение половых клеток животных

Сравнивать половые клети животных


4

Грибы под микроскопом.


4

1. Микроскопические грибы.

Виды микроскопических грибов. Плесневые грибы. Дрожжи.

Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов.

Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных.

Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.

Объяснять средообразующую роль грибов в природе.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.




2. Практическая работа №4

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.




3. Практическая работа №5

Выращивание плесени.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.




4. Практическая работа №6

Изучение плесени под микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

5

Ткани.



13

1. Понятие «ткань». Классификация тканей.

Цитология – наука о тканях. Растительные и животные ткани.

Знать определение понятия «ткань», «цитология».

Называть разновидности ткани.





2. Растительные ткани. Покровная, проводящая, механическая.

Распознавать покровные, проводящие, механические ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений.




3. Растительные ткани. Основная (различные виды паренхимы), образовательная.


Распознавать основные ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать основные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения основных тканей у растений.




4-5.

Практическая работа №7 -8

Рассматривание растительных тканей под микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.




6. Животные ткани. Эпителиальная и ее разновидности.

Описывать и сравнивать строение эпителиальных тканей.

Определять особенности строения клеток эпителиальной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.











7-8. Животные ткани. Соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая).


Описывать и сравнивать строение соединительных тканей.

Определять особенности строения клеток соединительной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.




9 -10. Животные ткани.

Мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная).

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток сердечной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.





11. Животные ткани.

Нервная ткань.

Описывать строение нервной ткани.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.





12- 13. Практическая работа №9 -10

Рассматривание животных тканей под микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.




Итоговое занятие.

1

































Приложение №2

Календарно-тематическое планирование занятий курса «Мир под микроскопом»

с учащимися 9 «Б», 9 «В» классов на 2024-2025 учебный год

учителя Седых Л.В.

Введение 1 час

Планируемые результаты:

Метапредметные:

- умение работать с текстом, выделять в нем главное,

- умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации;

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах;

- умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Личностные:

- развитие познавательного интереса к естественным наукам;

- понимание значимости научного исследования природы;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- воспитание эстетического отношения к живым объектам;

- понимание важности бережного отношения к природе.



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Вид контроля

Предметные результаты

1

Вводное занятие.

1

03.09


Иметь представление об отличительных признаках живой природы, о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии.

Умение определять цели и задачи курса.

Знать основные определения и понятия.

Методы изучения живых организмов. 6 часов

Планируемые результаты:

Метапредметные:

- умение работать с текстом, выделять в нем главное,

- умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации;

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах;

- умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Личностные:

- развитие познавательного интереса к естественным наукам;

- понимание значимости научного исследования природы;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- воспитание эстетического отношения к живым объектам;

- понимание важности бережного отношения к природе.


2

1. Биологическая микролаборатория.

1

10.09

Устный. Фронтальная беседа.

Знать устройство микролаборатории.

Называть инструменты, лабораторную посуду.

3

2. Техника безопасности при работе с оборудованием лаборатории.

1

17.09

Тестирование.

Знать технику безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории.

4

3. Увеличительные приборы.


1

24.09

Индивидуальный опрос.

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Умение находить и анализировать информацию о методах изучения биологических объектов.

5-6

4-5. Световой микроскоп.


2

01.10

15.10

Работа с дидактическими карточками.

Знать устройство микроскопа, правила работы с ним.

Умение владеть методикой работы с микроскопом.

7


6. Методы приготовления и изучения препаратов.


1

22.10

Терминологический диктант.

Знать методы приготовления и изучения препаратов.

Клетка: строение, состав, свойства. 9 часов

Планируемые результаты:


Метапредметные:

-раскрытие значения изучения клеточного строения для развития биологии и естествознания в целом;

- осознание целей и задач учебной деятельности при выполнении лабораторных и практических работ;

-развитие творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности;

-развитие самооценки и самоконтроля в учебном познании;

- развитие умения работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Личностные:

-формирование мотивации к осознанному построению индивидуальной образовательной линии;

-развитие личностных представлений о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой;

-формирование познавательного интереса и чувства ответственности при работе с микропрепаратами и увеличительными приборами.


8

1. Клетка – структурная единица живого организма.


1

29.10

Устный. Фронтальная беседа.

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории.

9

2. Строение бактериальной клетки.

Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий. Органоиды бактерий: бактериальная ДНК, рибосомы, мезосомы, цитоплазма.

1

05.11

Работа с дидактическими карточками.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

10

3. Строение растительной клетки.

1

12.11

Тестирование.

Называть органоиды растительной клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.

11

4. Практическая работа №1.

Приготовление препарата кожицы лука и изучение под микроскопом.

1

26.11

Практическая работа №1.


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.


Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

12

5. Практическая работа №2.

Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

1

03.12

Практическая работа №2.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

13

6. Строение животной клетки.

1

10.12

Устный. Фронтальная беседа.

Называть органоиды животной клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.

14

7. Практическая работа №3

Изучение животной клетки. Половые клетки растений.


1

17.12

Практическая работа №3

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

15

8. Споры.


1

24.12

Работа с дидактическими карточками.

Описывать строение спор

Знать отличительные особенности спор.

16

9. Половые клетки животных.

1

14.01

Тестирование.

Описывать строение половых клеток животных

Сравнивать половые клети животных

Грибы под микроскопом. 4 часа

Планируемые результаты

Метапредметные:

- овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное;

- развитие умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов;

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- развитие умения работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Личностные:

- формирование мотивации к познавательной деятельности и самообразованию;

-развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме;

- приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным оборудованием.




17

1. Микроскопические грибы.


1

21.01

Работа с дидактическими карточками.

Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов.

Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных.

Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.

Объяснять средообразующую роль грибов в природе.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

18

2. Практическая работа №4

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.


1

28.01

Практическая работа №4


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

19

3. Практическая работа №5

Выращивание плесени.

1

04.02

Практическая работа №5

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

20

4. Практическая работа №6

Изучение плесени под микроскопом.

1

11.02

Практическая работа №6

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Ткани. 13 часов

Планируемые результаты:

Метапредметные:

- умение работать с текстом, выделять в нем главное,

- умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации;

- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах;

- умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Личностные:

- развитие познавательного интереса к естественным наукам;

- понимание значимости научного исследования природы;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- воспитание эстетического отношения к живым объектам;

- понимание важности бережного отношения к природе.


21

1. Понятие «ткань». Классификация тканей.


1

25.02

Устный. Фронтальная беседа.

Знать определение понятия «ткань», «цитология».

Называть разновидности ткани.

22

2. Растительные ткани.

1

04.03

Работа с дидактическими карточками.

Распознавать покровные, проводящие, механические ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений.

23

3. Растительные ткани.


1

11.03

Устный. Фронтальная беседа.

Распознавать основные ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать основные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения основных тканей у растений.

24-25

4-5.

Практическая работа №7 -8

Рассматривание растительных тканей под микроскопом.

2

18.03

25.03

Практическая работа №7 -8


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

26

6. Животные ткани.

1

01.04

Терминологический диктант.

Описывать и сравнивать строение эпителиальных тканей.

Определять особенности строения клеток эпителиальной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

27-28

7-8. Животные ткани.


2

15.04

18.04

Тестирование.

Описывать и сравнивать строение соединительных тканей.

Определять особенности строения клеток соединительной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

29-30

9 -10. Животные ткани.

2

22.04

29.04

Терминологический диктант.

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток сердечной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

31

11. Животные ткани.

1

06.05

Устный. Фронтальная беседа.

Описывать строение нервной ткани.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.


32-33

12- 13. Практическая работа №9 -10

Рассматривание животных тканей под микроскопом.

2

13.05

20.05



Практическая работа №9 -10


Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

34

Итоговое занятие

1

23.05