СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квалификационная работа на тему: «Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мини-проект на тему: «Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников»

Просмотр содержимого документа
«приложение 1,технологическая карта урока»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района

ул. Южная 22, деревня Новониколаевка





Урок технологии в 1 классе


УМК «Школа России»


Тема: Дикие животные.

Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж».


подготовила

учитель первой

квалификационной категории

Гофман Любовь Сергеевна





Новониколаевка, 2014







УРОК ТЕХНОЛОГИИ

1 класс

Тема: Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж».

Цель темы: - знакомство учащихся с приемами создания изделия в технике коллажа и освоения первичных навыков работы над проектом под руководством учителя.

Задачи темы: - приучать к отслеживанию развития действий с целью подготовки к выполнению работы;

- учить правильно и экономично располагать шаблоны на цветной бумаге;

- учить находить и применять при создании коллажа подходящие иллюстрации из журналов.

Основное содержание темы. Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре.


Планируемый результат



Предметные умения




УУД


Сформировать представление о приемах создания изделия в технике коллажа, материалах и инструментах, которые используются в своей деятельности.


Сформировать позитивное отношение к труду.

Личностные (Л): формирование позитивного отношения к диким животным.



Регулятивные (Р): освоение способов работы с материалом и инструментами.



Познавательные (П): осмысление алгоритма работы с материалом и инструментами; осмысление правил по технике безопасности (что МОЖНО делать и чего НЕЛЬЗЯ)



Коммуникативные (К): формирование умения взаимодействовать в парах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.



Организация пространства



Межпредметные связи


Формы работы



Ресурсы

Окружающий мир

(умение называть диких

животных).

(знание и применение правил техники безопасности)

ИЗО (применение коллажа в рисунках)

Развитие речи

(использование в общении вежливых слов, умение строить правильные предложения при беседе)




Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Учебник «Технология», с. 42 - 45


Учебник «Окружающий мир», с. 42 - 43.


Сборник загадок, карточки со словами и рисунками.


Шаблоны для работы, журналы с изображениями диких животных.


CD – электронный носитель, Медиа-технология, Н.И.Роговцева,1 кл.

Термины, понятия. Композиция, проект, бумага, коллаж.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Словесные: слово учителя


Актуализация знаний

Постановка темы

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Давайте посмотрим на нашу выставку «Диких животных» и скажем, каких животных вы нарисовали.





Ребята сегодня у нас необычный урок – урок-проект!


Герои учебника Аня и Ваня были в зоопарке. Откройте учебник на странице 42. Ваня рассказывает, какие животные ему понравились в зоопарке. Давайте посмотрим, кто изображен и узнаем, где эти животные обитают!

Сейчас я предлагаю вам, открыть в учебнике страницу «Проверь себя!» и отгадать кроссворд про диких животных. Хорошо!

Ребята, сегодня остро стоит проблема охраны диких животных! Многие из них нуждаются в помощи и защите. Различные животные исчезающего вида занесены в Красную Книгу. Кто-то знает, что это за Красная Книга?



Аня предложила Ване сделать коллаж. Что такое коллаж? Давайте прочитаем определение в «Словарике юного технолога»


Давайте посмотрим, что у них получилось.

Предлагаю вам тоже выполнить свой коллаж.

В классе объявляется конкурс на самый "Интересный коллаж".

Тема нашего коллажа «Дикие животные»!

Использование материала на CD "Дикие животные. Коллаж".

А, что обозначают условные знаки на с. 44? Давайте выполним задания под этими знаками.

(при выполнении задания учитель предлагает журналы для просмотра, доп. источника информации, демонстрирует фотографии зайца, бурого медведя, ежа, волка и др.)

Создавая коллаж, можно использовать не только фотографии, рисунки, но и кусочки ткани и другие материалы, также на коллаже можно выполнять рисунки тушью, акварелью и т.д.


Диких животных. Дикие животные сами добывают пищу, а домашних кормит человек.

Рассматривают выставку, рассказывают, что нарисовали: бык, волк, лиса, медведь и т.д.

Учащиеся демонстрируют свои изделия, рассказывая о них.

Слушают






Рассматривают: кабан, лев, белый медведь и другие


Открывают учебник и отгадывают кроссворд.






Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Коллаж – композиция (картина) из вырезанных фотографий, рисунков, наклеенных на какую-либо основу.

Рассматривают коллаж и его виды.





Слушают, смотрят видео о диких животных

Рассматривают условные знаки, выполняют задания.

Читают условные обозначения, узнают, что работать будут самостоятельно. Изделие должно быть выполнено за 1 урок.









Словесные: слово учителя, беседа, объяснение

Наглядные: выставка, журналы, фотографии, учебник, видеофильм,

Практические: решение кроссворда, работа со словарем, выполнение заданий под условными знаками


Личностные: ценить труд, бережно относиться к природе, испытывать потребность в творческой деятельности.

Предметные: определить диких животных по внешним признакам и по описанию, понимать значение диких животных в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: (под руководством учителя) осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД: (под руководством учителя) используя первичные навыки работы над проектом (распределение ролей, составление плана) вносить соответствующие коррективы,

Коммуникативные УУД: уметь слушать партнера, высказывать свое мнение.


ОНЗ

Сегодня мы с вами создадим коллаж из фотографий, он будет частью нашего проекта «Дикие животные». Откроем учебник на странице 44 и изучим план работы над проектом и план работы над коллажем.

План работы над проектом

  1. Разбиваемся на пары в каждой группе. Распределите, кто из вас, что будет делать в парах за столом?


  1. Отвечаем на вопросы юного технолога

(что буду делать? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? Как я буду выполнять работу? Что сделаю сначала, а что потом? Для чего я буду мастерить это изделие?)


Обсуждают правила работы с ножницами, с шаблоном и клеем.

  1. Рассматриваем план работы над изделием. Демонстрирует план работы поэтапно, обсуждая с детьми.
















  1. Выполняем коллаж.

Работа будет оцениваться по следующим критериям, Как вы думаете каким?







Сегодня у нас урок посвящён диким животным.

Давайте исполним танец танцующего зайчонка.

Физкультминутка «Ты, Зайчонок, лапку дай!»





Открывают учебники.



Знакомятся с планом работы над проектом в учебнике, объединяются в 2 группы, распределяют между собой работу.



Создавать тематическую композицию. Обрезать, вырезать, клеить. Составлю план работы, опираясь на слайды учебника на стр.45. Подарок, выставка и т.д.

Отвечают на вопросы, вспоминают правила работы

Обсуждают план работы над изделием. Предлагают свои варианты.

Организация рабочего места.

Подготовка шаблонов и вырезание деталей из цветной бумаги. Рассматривают шаблоны. Распределяют обязанности по выполнению работы.

Оформление работы. Выполнение рамки, наклеивание по краю листа.

Вырезание изображений животных из журналов. Распределение работы.

Составляем композицию. Проявление творчества.


Принцип построения композиции, наполненность, аккуратность, оригинальность, соответствие теме.




Выполняют физминутку.

Словесные: слово учителя, беседа, объяснение

Наглядные: учебник, правила работы с ножницами и клеем, карточки с критериями

Практические: составление плана работы над изделием и коллажем

Личностные: ценить труд, бережно относиться к природе, испытывать потребность в творческой деятельности.

Познавательные УУД: (под руководством учителя) осуществлять поиск необходимой информации, создавать творческую композицию,

Регулятивные УУД: (под руководством учителя) используя первичные навыки работы над проектом (распределение ролей, составление плана) вносить соответствующие коррективы, осваивать алгоритм выполнения изделия на основе техники коллаж.

Коммуникативные УУД: работать в паре, уметь слушать партнера, высказывать свое мнение.


Самостоятельная работа. Работа над проектом

Ребята, нам нужно сегодня на уроке воспользоваться предварительно собранной информацией и готовыми вырезками из журналов про животный мир.

Можете приступать к созданию коллажа.


Для того, чтобы начать работу, вам надо распределиться, кто будет резать маленькую травку, а кто большую. Теперь достаньте цветную бумагу зеленого цвета двух оттенков, если нет, то можно применить и одного оттенка. Для большой травы возьмите тёмный тон, а для маленькой – светлый. Поверните белой стороной вверх, наложите шаблоны на край бумажного листа, обведите карандашом по контуру. Осторожно вырезаем.

Ребята, теперь один из вас намазывает клеем полосой край картона и приклеивает маленькую травку через расстояние на два пальчика. Затем намазывает клеем второй полосой повыше и приклеивает большую травку так, чтобы маленькая оказалась впереди. Получились заросли травы. В то время, пока один клеит, другой в паре вырезает животных.

Затем вместе наклеивают этих диких животных в траву так, чтобы они оказались в траве, а не на траве.


Учитель корректирует их работу, оказывает помощь. Руководит работой по плану. Наблюдает за выполнением изделия, за настроением в группах. Оказывает помощь.

(работа детей может сопровождаться видео по изготовлению коллажа)


Давайте, посмотрим, как у вас получилось.

Сравните свою работу и работу ваших товарищей. Какая из этих работ понравилась больше? Докажите.


Слушает презентации. Помогает адекватно оценить коллективные работы, привлекая к этому учащихся класса.


Слушают учителя, создают коллаж, работая по плану с шаблонами и вырезками из журналов и газет и т.д.


































Учащиеся представляют свои коллажи, оценивают по критериям. Отвечают на вопросы. Доказывают свои точки зрения



Словесные: слово учителя, беседа, объяснение

Наглядные: журналы, фотографии, рисунки и т.д. учебник, видеофильм,

Практические: выполнение коллажа, представление проекта

Личностные: ценить труд, бережно относиться к природе, испытывать потребность в творческой деятельности.

Предметные: определить диких животных по внешним признакам и по описанию, понимать значение диких животных в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: (под руководством учителя) осуществлять поиск необходимой информации, создавать творческую композицию, применять в практической работе правила работы с ножницами, клеем с шаблонами, подбирать детали композиции по размеру, цвету.

Регулятивные УУД: (под руководством учителя) используя первичные навыки работы над проектом (распределение ролей, составление плана) оценивать вместе с участниками группы результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, осваивать алгоритм выполнения изделия на основе техники коллаж.

Коммуникативные УУД: работать в паре, уметь слушать партнера, высказывать свое мнение.







Итог. Рефлексия.

См. приложение №3

Сегодня на уроке вы работали парами. Подумайте, было ли вам проще или сложнее так работать. Поясните свой ответ.

На какую тему можно делать коллажи?


Понравилась ли вам техника изготовления изделия на основе коллажа? Чем она интересна?



Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Давайте ответим на эти незаконченные предложения.

Ребята, я рада, что вы все дружно участвовали в проекте. Ведь недаром народ говорит: «Один в поле не воин».

На сегодняшнем уроке вы все были добрыми и дружными, а значит, были просто молодцы! Спасибо за урок!



Отвечают на вопросы.


На разные: животные, растения, праздники и т.д.

Да. Можно использовать уже готовые фотографии, изображения, затем при необходимости дополнять надписями и т.д.

Словесные: слово учителя, беседа

Наглядные: карточки для рефлексии


Личностные: ценить труд, бережно относиться к природе

Регулятивные УУД: (под руководством учителя) оценивать вместе с участниками группы результат своих действий,

Коммуникативные УУД: уметь слушать партнера, высказывать свое мнение.
















Самоанализ урока технологии в 1 классе по теме: «Дикие животные. Изделие «Коллаж».

   Урок дан по программе «Технология» Н.В.Шипиловой, Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой  в 1 классе. Это  3 урок во II четверти.

Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока технологии.

Были определены задачи: - приучать к отслеживанию развития действий с целью подготовки к выполнению работы;

- учить правильно и экономично располагать шаблоны на цветной бумаге;

- учить находить и применять при создании коллажа подходящие иллюстрации из журналов.

-содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления;

Ресурсы. Учебник «Технология», с. 42 – 45. Учебник «Окружающий мир», с. 42 - 43. Сборник загадок, карточки со словами и рисунками.


Шаблоны для работы, журналы с изображениями диких животных. CD – электронный носитель, Медиа-технология, Н.И.Роговцева,1 кл.




-помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и парная.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.

Планируемые результаты.

Предметные результаты. Сформировать представление о приемах создания изделия в технике коллажа, материалах и инструментах, которые используются в своей деятельности.

Универсальные учебные действия.

Личностные:  формирование позитивного отношения к диким животным.

Регулятивные: освоение способов работы с материалом и инструментами.

Познавательны: осмысление алгоритма работы с материалом и инструментами; осмысление правил по технике безопасности (что МОЖНО делать и чего НЕЛЬЗЯ)

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах, группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Содержание урока-проекта.


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает вспомнить составленную на предыдущем уроке таблицу "Животные" и рассмотреть более подробную группу "Звери".

  • Называют диких зверей. Рассказывают о пользе, которую звери приносят людям, и о том, что диких зверей можно увидеть в зоопарке.

Мотивация познавательной деятельности

  • Выясняет, какие животные изображены на рисунке в учебнике (с. 42), почему эти звери называются дикими, где они живут, чем питаются, кого из них можно увидеть в зоопарке. Сообщает, что герои учебника тоже были в зоопарке и Аня предложила Ване сделать коллаж.

  • Показывает образец, который сделали Аня и Ваня, и предлагает учащимся выполнить свой коллаж. В классе объявляется конкурс "Интересный коллаж". Предлагает определить тему урока, учебную задачу.

  • Использование материала на CD "Дикие животные. Коллаж".

  • Рассматривают изображения, называют животных. Высказывают мнения, почему этих животных называют дикими. Отвечают на вопросы, обращаются к словарю в конце учебника (с. 125), находят нужную информацию, осваивают содержание понятия "коллаж".

  • Формулируют тему и учебную задачу.



Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с учебником (с. 44-45). Уточняет тему урока: "Проект "Дикие животные". Выясняет у учащихся, что обозначают условные знаки на с. 44. Предлагает составить план работы над проектом.

  • Организует работу над проектом по плану в учебнике на с. 44-45.

  • Руководит работой по плану. Наблюдает за выполнением изделия, за настроением в группах. Оказывает помощь.

  • Слушает презентации. Помогает адекватно оценить коллективные работы, привлекая к этому учащихся класса.

  • Читают условные обозначения, узнают, что работать будут самостоятельно. Изделие должно быть выполнено за 1 урок. Под руководством учителя знакомятся с планом работы над проектом в учебнике, объединяются в 2 группы, распределяют между собой работу. Анализируют образец.

  • Составляют план выполнения коллажа. Объясняют способы выполнения. Повторяют приемы работы по шаблону, приемы и правила безопасной работы ножницами, правила работы с клеем.

  • Вспоминают правила работы в группе, договариваются, корректируют свою деятельность.

  • Проводят презентацию. Оценивают результат общей работы. Делают вывод о том, что умеют делать, а чему еще надо научиться.

Подведение итогов. Рефлексия

  • Уточняет учебную задачу урока и предлагает оценить степень выполнения с помощью смайликов и рефлек. методу –закончи фразу

  • Организует уборку рабочих мест и подготовку к следующему уроку.

  • Вспоминают учебную задачу, оценивают степень ее выполнения в целом и свою работу.



  • Убирают рабочее место. Готовятся к следующему уроку.

Дополнительный материал: Изображения диких зверей, варианты коллажей на разные темы.

Диагностика достижения планируемых результатов: Объяснить, что такое коллаж.

Дополнительные творческие задания: Сделать дома коллаж на любую тему.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Дети под руководством учителя объединились в группы, распределили работу. Поделились вырезками друг с другом.

Не все дети нашли вырезки из журналов. Объём работы очень большой, поэтому выполнили один общий коллаж в группе.

Дети принесли вырезки не только с изображением диких животных, но и домашних. .Поэтому один коллаж назвали "Звери".

Двое детей с трудом вырезают из бумаги.

Шаблоны заготовить заранее.

     Дети осваивали приемы  создания  изделия в технике коллажа,  первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределяли роли, составляли  план на основе  «Вопросов юного технолога», обсуждали  план  в паре; корректировали  свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия;  проводили  оценки и самооценку,  слушали собеседника, излагали  свое мнение. Отбирали материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявляли  творчество. Использовали  правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформляли  изделие в виде модели.

          Осуществлялась взаимосвязь всех этапов урока, целесообразно распределялось время на каждом этапе, подготовлены рабочие места, организован контроль за практической деятельностью учащихся,  учтены правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

           Начало урока позитивно настроило детей на рабочий лад и дало заряд бодрости.  Урок соответствовал требованиям  ФГОС, материал соответствовал возрасту детей. Дети были главными участниками образовательного процесса, а я их старалась направлять, поддерживать.

            Большое внимание уделялось практической самостоятельной работе учащихся. Это и работа с толковым словарём, и разгадывание шарады, и подготовленные сообщения, и работа с шаблонами, и вырезание, и наклеивание. Надо сказать, что дети проявили себя творчески. Свои коллажи ребята подготовили с учётом той местности, в которой проживают животные: средняя полоса, жаркие страны, снега и льды. В таком стиле были изготовлены рамки для коллажей.

             Тема урока тесно связана с жизнью детей, с проблемами сохранения и защиты  дикой фауны. Ребята познакомились на уроке с животными, которые требуют особой защиты, живущими  на территории Орловской области.

            Все методы и приёмы, которые применялись на уроке побуждали учащихся самостоятельно рассуждать, быть активными, культурными, правильно взаимодействовать в группе, прийти к общему решению проблемы, помочь друг другу. Логично использовались здоровьесберегающие технологии: физминутка «Животные» с музыкальным сопровождением, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, достаточная двигательная активность.

            На этапе рефлексии учащиеся старались оценить свою работу и деятельность группы. Две группы заняли место возле жёлтого светофора, одна группа около зелёного, сказав, что были небольшие затруднения на определённом этапе работы.

           Применение ИКТ, постоянная смена видов деятельности, компьютерная обеспеченность, яркая наглядность, задачки для ума, практическая работа - всё это активизировало внимание и интерес учащихся на уроке технологии.

            Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению. Похвала и одобрение поддерживали благоприятную психологическую атмосферу, высокую работоспособность.

            Итогом урока стала модель Земли (глобуса), с расположившимися на ней коллажами детей каждой группы на тех материках, которые соответствуют зоне проживания данных животных.

            Цели  урока достигнуты, поставленные задачи   реализованы успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую  атмосферу, дать детям новые знания и практические умения, найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создавало условия для развития творческой активности детей.

 

 


Просмотр содержимого документа
«проект»

24



Курсы повышения квалификации

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в процессе формирования УУД. ФГОС» (72 часа)

Гофман Любовь Сергеевна

E-mail: [email protected]





Мини-проект на тему: «Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников»







Выполнила: слушатель курсов учитель начальных классов МКОУ Новониколаевская СОШ

Гофман Любовь Сергеевна














Новониколаевка, 2016 год

Содержание

Введение ………………………. ………………………………………… 3

1.1. Цели, задачи, участники проекта……………………………………4

Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО…………………………………………………………………………5

1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе…..5

1.2.Структура и циклограмма учебного проекта…………………………………..6

1.3. Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников……………..8

Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии……………………………………………………………………………10

2.1. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов….10

2.2. Результативность опыта……………………………………………………..11

2.3.Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению творческого проекта

«Дикие животные». Изделие «Коллаж»……………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………..16

Приложение.
























  1. Введение.

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев


Практическая актуальность: одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

1.1. Цели, задачи, участники проекта.

Гипотеза исследования — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников

Цель исследования: апробировать проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования:процесс формирования (формы, методы и средства) познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе;

2) определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности;

3) описать и обосновать формы и методы средств, формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности;

4) представить результативность педагогического опыта.

База исследования: МКОУ Новониколаевская СОШ Купинского района Новосибирской области.

Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.



Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить теоретический материал о формировании и развитии универсальных учебных действий младших школьников;

  • разработать материалы для организации проектной деятельности;

  • исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий;

В успешной реализации данного проекта заинтересованы:

  • учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания существенно повысят мотивацию к учению в среднем звене;

  • родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

  • учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;

  • сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний.

Участниками проекта стали учащиеся моего класса (1,2,3,4), их родители.

Руководство работой над проектом осуществляется с моей стороны.

Учащиеся (в составе 10 человек) получают первичные навыки проектной деятельности, выбирают тему проектной работы, планируют и организуют работу по теме, совершенствуются в разнообразии проектных работ и т.д.

Родители оказывают материальную, теоретическую, моральную поддержку учащимся, а также, являясь представителями социума, выполняют консультационную роль.


Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС ООН

1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

В СССР метод проектов применялся в 1923 – 32 годах. Понимание сущности этого метода советскими педагогами (Е.Г.Кагаров, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Левин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул) отличалось от американского варианта прежде всего тем, что делался принципиальный упор на общественно – полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов, уделяя познавательной деятельности мало внимания. Отечественные психологи и педагоги рассматривали метод проектов как подготовку к профессиональной деятельности, к самостоятельной трудовой жизни, «всестороннее упражнение ума», развитие творческих способностей. Множество трактовок метода проектов отразилось на многообразии его определений и названий – «метод проблем», «метод собственных открытий», «метод целевого действия», «активный метод», «гуманный метод», «жизненный метод», каждое из которых акцентировало внимание на той или иной стороне метода обучения.

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

1.2. Структура и циклограмма учебного проекта.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Структура:

проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.


Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

Сентябрь – октябрь

Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

Октябрь

Составление развернутого плана работы.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Ноябрь – декабрь

5

Структурирование информации.

Декабрь – февраль

Проведение исследования

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

Март

Подготовка чистового варианта

8

Выбор формы презентации.

Апрель

Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

Май

Защита проекта

11

Самооценка и самоанализ.


Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

До начала проектной недели

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

1- ый день

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

5

Структурирование информации.

2 – 3 дни

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

3 – 4 дни

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

5 день

11

Самооценка и самоанализ.



Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1- ый урок

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Неделя между 1-м и 2-м уроками

5

Структурирование информации.

2-ой урок

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.

Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

3-4 уроки (спаренные)

11

Самооценка и самоанализ.


Циклограмма мини - проекта:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1-ый урок (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

1-2 уроки

20 – 50 минуты

5

Структурирование информации.

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

2 урок ( в числе двух спаренных)

11

Самооценка и самоанализ.

ОТДЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ ПРОДУКТ.

1.3. Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесём их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

 

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

 

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

 

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

 


Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.

2.1.Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Рассмотрим структуру и характеристику деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:

Младший школьник

Учитель начальных классов

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Характеристика деятельности педагога и обучающихся на различных этапах работы

над исследованием и проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

I этап. Подготовка

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.)

2. Определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

1. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для каждого ученика-исследователя.

2. Помощь в постановке целей.

II этап. Проведение проектной и исследовательской работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

4. Распределение обязанностей среди членов команды.

5. Сбор информации, решение промежуточных задач. 6. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

1. Выработка плана действий (как можно это сделать?)

2. Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- понаблюдать;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах.

3. Проведение исследований, решение промежуточных задач.

4. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

III этап. Презентация исследования или готового продукта

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

2.2. Результативность опыта.

Метод проектов я использую в своей практике пятый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.

В Образовательной системе «Школа России» проектная деятельность рассматривается как форма внеурочной и урочной деятельности.

Основные этапы урочной проектной деятельности:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентация.

6. Самооценка процесса и результата деятельности.

Выбор темы.

Работа над темой. Мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Природные зоны» выделяются подтемы: «Животные», «Растения», «Труд людей», «Климатические условия».

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.

Каждый ребёнок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Самооценка.

Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов.

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:

- часть урока;

– время занятий в группах продленного дня;

– внеурочное время.

2.3. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению творческого проекта «Дикие животные». Изделие «Коллаж».

Мною была разработана технологическая карта урока технологии в 1 классе на тему «Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж». Данный урок разработан на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся.

В проекте представлены методические материалы урока в 1 классе, включающие в себя технологическую карту урока и самоанализ.

См. приложение №1 (технологическая карта урока технологии + самоанализ).

Динамика продвижения учащихся.

По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.

В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».

Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:

  • «проект интересный» - 64%;

  • «нужный» - 22%;

  • «непонятный» - 11%;

  • «трудный» - 3%.

Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.

Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.

Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:

  • «проект интересный» - 73%;

  • «нужный» - 90%;

  • «понятный» - 80%;

  • «полезный» - 64%;

Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».

В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески


Заключение.

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.

Были решены следующие задачи:

  • раскрыто понятие метода проектов;

  • показана специфика применения проектного метода в начальной школе;

  • разработан и реализован творческий комплексный проект;

  • выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.

Цели достигнуты:

  • определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;

  • повысился уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;

  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;

  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;

  • планировать свою работу;

  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.


Список литературы


1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.

2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.

7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8

8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1

9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников М.: Вентана - Граф, 2002

10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.

11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005

12. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч 2003. №6

16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 .




































































































































































Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Приложение №2.

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-либо основу (клише) для подготовки к защите своей работы. Ниже представлен один из возможных вариантов шаблонов, которые могут быть полезны учащимся.

Приложение

Защита-презентация проекта

1. Тема___________________________________________________

2. Актуальность темы _______________________________________

3. Цель___________________________________________________

4. Участники проекта________________________________________

5. Класс __________________________________________________

6. Этапы выполнения проекта_________________________________

_________________________________________________________

7. Характеристика (вид проекта)_______________________________

8. Краткое содержание_______________________________________

__________________________________________________________

9. Используемые средства, методы _____________________________

10. Проведенное исследование в рамках проекта___________________

11. Форма представления, презентации ________________________

12. Распределение обязанностей между участниками проекта

__________________________________________________________

13. Практическая значимость проекта___________________________

14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)

__________________________________________________________

15. Пожелания и предложения участников проекта_________________

__________________________________________________________

Оценивать проект не менее сложно, чем его защищать. Членам экспертной оценочной комиссии должна быть предложена определенная форма, содержащая параметры оценки. Далее представлена одна из возможных форм.

Оценивание проекта

Класс ____ «___»

Ф. И. О. участников проекта ____________________________

____________________________

____________________________

Тема проекта ____________________________

____________________________


Шкала оценки________________

После проведения недели «Фестиваль проектов» целесообразно провести анкетирование среди учащихся школы. Обработка его результатов позволит скорректировать работу организаторов проектной деятельности, избежать возможных трудностей. (Вариант такой анкеты представлен далее.)

Анкета для учеников

В нашей школе проводится проектная неделя. Нам важно узнать твое мнение об этой работе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения:

1. Я готовлю проект по предмету _________________ потому, что

_________________________________________________________

2. По-моему, проектная неделя нужна для _______________________

_________________________________________________________

3. Во время подготовки к проектной неделе я ____________________

4. Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное ___________

_________________________________________________________

5. Я участвую в проекте потому, что ___________________________

6. Самое важное, чтобы на проектной неделе я ___________________

_________________________________________________________

7. Если бы можно было _____________________________________

8. Если хочешь, назови свое имя, класс _________________________

Благодарим за сотрудничество.