СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Андреев. "Кусака". Конспект урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым  в системе изучения рассказа Л.Н.Андреева «Кусака».  Его цель – дать школьникам нравственный урок доброты и ответственности с помощью анализа художественного произведения. Чтобы настроить учащихся на изучение произведения для сопоставительного анализа предлагается стихотворение Э.Асадова  «Глаза покинутой собаки» и подбор иллюстраций к произведению. Для реализации цели урока проводится репродуктивная беседа, а также учащимся предлагается охарактеризовать негативный поступок героев с помощью подбора как можно большего количества существительных. (Групповая работа). Кроме того учащимся предлагается написать небольшой рассказ по предложенным вопросам от лица собаки. В результате дети должны сами сделать выводы и аргументировать их. ( Чему учит рассказ, что они поняли?).

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Андреев. "Кусака". Конспект урока.»

Тема урока: Расссказ Л.Н.Андреева «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 4.03.2017 г.

Цель урока: проанализировать рассказ, выявить его идею.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Формировать умение сопоставлять и анализировать художественные произведения разных родов и жанров на схожую тематику (рассказ Л.Андреева и стихотворение Э.Асадова).

2. Совершенствовать умение работать с художественным текстом с помощью комментированного чтения и устного ответа по предмету

3. Формировать умение обобщать изученный материал, делать выводы с помощью устного ответа по предмету

4.Расширять словарный запас школьников с помощью учебного задания (подбор существительных).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников

  2. Воспитывать ответственное и доброе отношение к животным с помощью репродуктивной беседы

3.Воспитывать умение работать в коллективе с помощью организации работы в группах


Развивающие:

  1. Развивать воображение с помощью репродуктивной беседы и подбора иллюстраций к рассказу

  2. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету

  3. Развивать умение аргументировать своё мнение с помощью устного ответа по предмету

Перечень оборудования: проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/27/urok-literatury-po-rasskazu-landreeva-kusaka

nfourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-literature-klassa-na-temu-mi-v-otvete-za-teh-kogo-priruchili-po-rasskazu-landreeva-kusaka-1465311.html



Хронометраж урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный

Метод: слово учителя

Приём: приветственное вводное слово учителя


  1. мин

2.Подготовка к изучению художественного произведения

Метод: чтение

Приём: выразительное озвученное

Метод: беседа

Приём: репродуктивная фронтальная

Метод: беседа

Приём: репродуктивная фронтальная беседа


10 мин

3. Изучение художественного произведения

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Метод: слово учителя

Приём: ведущее инструктирующее слово

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Метод: слово учителя

Приём: ведущее инструктирующее слово

25 мин

4.Обобщение изученного материала. Итог урока

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная


5 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя


Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Запишите дату и тему урока. Сегодня мы с вами продолжаем изучение рассказа Л.Н.Андреева «Кусака».

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Письмо. Запись в тетради

Слайд с датой и темой

2. Подготовка к изучению художественного произведения

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее

В начале нашего урока я предлагаю вашему вниманию стихотворение Э.Асадова. Давайте прочитаем его, подумаем и ответим на вопросы:

В чём заключается главная мысль стихотворения? Что до нас хотел донести автор?

Как это стихотворение связано с темой нашего урока и рассказом Л.Н.Андреева «Кусака»?

Вика, прочитай выразительно вслух.


Метод учения: чтение

Приём обучения: выразительное озвученное чтение




Стихотворение Асадова(слайд)


Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Хорошо, молодец.

Ребята, теперь вернемся к поставленным вопросам. Как вы поняли смысл стихотворения, о чём оно? Что хотел нам сказать автор? Как это стихотворение связано с темой нашего урока и рассказом Л.Н.Андреева «Кусака»?



Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Автор призывает нас бережно относиться к братьям нашим меньшим. Они тяжело переживают предательство, и также как и люди страдают. В рассказе «Кусака» автор поднимает эту же проблему - ответственного, доброго отношения к животным и безответственности, равнодушия. Автор стихотворения, как и автор рассказа, призывает нас быть добрее, обратить внимание на тех, кто нуждается в нашем участии.



Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Хорошо, молодцы.

Теперь вспомним главного персонажа рассказа - Кусаку. Как вы её себе представляете? Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, какая из собак больше похожа на Кусаку? Почему?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ






Фотографии собак

3.Изучение художественного произведения

Метод обучения: беседа


Приём обучения: репродуктивная беседа

Хорошо. Ребята, для темы нашего урока представляет интерес финал рассказа, давайте вспомним, что там происходит?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

В финале произведения дачники уезжают в город и бросают Кусаку на даче.



Почему дачники бросают Кусаку? Найдите подтверждения в тексте.

Метод учения: чтение

Приём обучения: комментированное чтение

Потому что она не вписывается в городскую жизнь семьи, и к тому же она дворняга. А соседи предлагают им породистого щенка.

 «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь»

«Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!»



Метод обучения: беседа


Приём обучения: репродуктивная беседа


Ребята, в одном стихотворении о собаке есть такая фраза: «ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы»? Как вы её понимаете? Применимо ли это высказывание к Кусаке? Почему? Найдите подтверждение вашей позиции в тексте.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Это значит что дворняга настолько же, (а может быть ещё больше) преданна, как и породистая собака, она любит человека и верна ему, несмотря на отсутствие породы. Это высказывание применимо к Кусаке, т.к. она полюбила новых хозяев всей своей собачьей душой.

Она охраняет и стережёт двор.

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить».



Мама Лёли предлагает ей породистого щенка вместо дворняжки. Как вы думаете, породистый щенок лучше Кусаки? А чем плоха Кусака?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету


Кусака не хуже породистого щенка. Она также как и он нуждается в любви, ласке и заботе человека.



Как вы думаете, нужны ли Кусаке любовь, забота, и ласка человека, или она может прожить и без них? Почему? Обоснуйте своё мнение примерами из текста.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету


Любое живое существо (кошка, собака и др.), нуждается в любви и ласке человек. Независимо от породы!!!


«Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, — и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя».


«Уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк». 



Скучает ли Кусака о своей прежней беспризорной жизни? Приведите примеры из текста.

Нет, Кусака не скучает о своей прошлой беспризорной жизни.


« И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала».



Мама Лёли говорит, что породистый щенок уже служит. Как вы думаете, служит ли людям Кусака?

Приведите примеры из текста.

Да, ребята всем известно, что собаки – это не только верные друзья человека, но и помощники. Во многих городах нашей страны есть даже памятники, посвященные собакам, кстати, не все они породистые. Сейчас я покажу вам некоторые из них.


Кусака рада служить своим хозяева

«Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай».










Слайд с памятниками


Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее

Хорошо.

Ребята, подведём итог всему сказанному. Какой вывод мы можем сделать? Оля.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Кусака верно служит своим хозяевам. Любовь и ласка человека её преображает. Она расцветает, начинает верить человеку. Из забитой собаки Кусака становится преданным другом и грозным сторожем. Она узнаёт, что такое любовь и жаждет этой любви.



Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная беседа

Хорошо, молодец.

Теперь поговорим о хозяйке Кусаки Лёле. Нравится ли она вам? Почему?

Действительно ли она любит Кусаку? Обоснуйте своё мнение.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Лёля не может быть надёжным другом. Она безответственная, легкомысленная. Собака для неё - это развлечение, веселье, игрушка на время. Лёля не любит Кусаку. Если бы она её любила, то не оставила бы.Такая доброта ни к чему не обязывает. Поиграли и забыли. Леля не умеет дружить. Собака - это не игрушка, а ответственность.




Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее

Хорошо, молодцы. Ребята, теперь нам нужно поработать в группах. Первый ряд - первая группа, второй-вторая, третий-третья. Каждой группе нужно ответить на вопрос:

Как можно назвать поступок Лёли и её мамы? А для этого нужно подобрать и записать как можно больше существительных, характеризующих этот поступок. Вы коллективно обсуждаете, подбираете слова внутри группы.(5 минут). Затем от каждой группы выходит к доске один представитель. Всего три представителя, которые по очереди называют по одному слову. Лучше не повторяться. Когда слова заканчиваются, команда помогает своему участнику. Если слова заканчиваются, ученик выбывает. Выигрывает и получает отметки та команда, которая продержится дольше всех.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету


Образец письменного ответа по предмету


Эгоизм, трусость, подлость, предательство, равнодушие, холодность, чёрствость, бессовестность, бездушие, наглость, бессердечие, безответственность, легкомыслие, жестокость, бесчувственность, бесчеловечность, безнравственность, лицемерие, безразличие, свинство.

Слайд с вопросом


Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Хорошо, ребята, молодцы, все отлично поработали. Работаем дальше. Вам наверняка знакома фраза французского писателя

А.-де Сент-Экзюпери

«ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы её понимаете? Каким должно быть отношение к братьям нашим меньшим?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Это значит, что мы несём ответственность за жизнь и здоровье наших питомцев. И неважно, породистые они или нет. Мы не имеем право бросать их, оставлять на улице на произвол судьбы. Они полностью зависят от нас, они беззащитны. Бросить своего домашнего питомца, который верил тебе и любил тебя - это подлость и предательство. Это поступок недостойный порядочного человека.

Слайд с фразой


Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее

Ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Дома напишите небольшой рассказ от лица Кусаки (от первого лица) в заключительной главе по предложенным вопросам.

1.Что чувствует брошенная на даче собака?

2.Почему она воет?

3.К чему она стремится, рвётся?

4.Чего ей не хватает?

5. Какой теперь будет её жизнь? Что с ней станет?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету











Раздаточный материал с вопросами


Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Ребята, проверяем.

Кира, прочти свой рассказ.

(Спросить несколько человек).

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ



4. Итог урока. Обобщение изученного материала.


Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Ребята, давайте сделаем вывод. Чему учит на рассказ? Какова его основная идея? Актуален ли он для нас? Почему?











Спасибо за работу, урок окончен!


Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Рассказ учит нас ответственности и состраданию к братьям нашим меньшим. Он крайне

актуален в наше время. Проблема брошенных животных связана с безразличием и безответственностью человека. И сейчас она стоит очень остро. И касается нас всех.