СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "После бала"»

 Лев Николаевич Толстой     «После бала»  История создания 1828 – 1910

Лев Николаевич

Толстой

«После бала» История создания

1828 – 1910

Биография Льва Николаевича Толстого Лев Николаевич Толстой родился  9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы.  Принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать писателя – Мария Николаевна Волконская Отец - Николай Ильич Толстой

Биография Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Принадлежал к старинному дворянскому роду.

Мать писателя – Мария Николаевна Волконская

Отец - Николай Ильич Толстой

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя. Ясная Поляна при жизни писателя. Ясная Поляна в наши дни.

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя.

Ясная Поляна при жизни писателя.

Ясная Поляна

в наши дни.

Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете. Толстой поступает на военную службу на Кавказе, где получает офицерский чин. Участвовал в Крымской войне.  Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах

Лев Николаевич Толстой получал

образование

в Казанском Университете

сначала на восточном,

затем на юридическом факультете.

Толстой поступает на военную службу на Кавказе, где получает офицерский чин.

Участвовал в Крымской войне.

Впечатления писателя от Кавказской войны

отразились в рассказах "Набег" (1853),

"Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856).

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Осенью  1859  года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

Осенью 1859 года писатель открыл

в Ясной Поляне школу для

крестьянских детей.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой

написал свои наиболее известные

романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».

К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности (занимался сельским хозяйством) Толстой простудился и, заболев, 20 ноября скончался.

К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей

литературной деятельности (занимался сельским хозяйством)

Толстой простудился и,

заболев, 20 ноября скончался.

 Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)   Сколько сюжетных линий в рассказе?  (Как правило, одна сюжетная линия.)
  • Что такое рассказ?

(Рассказ – это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже

всю жизнь героя.)

  • Сколько сюжетных линий в рассказе?

(Как правило, одна сюжетная линия.)

История создания рассказа Рассказ написан в 1903 году. Лев Николаевич Толстой пишет о сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I.

История создания рассказа

Рассказ написан

в 1903 году.

Лев Николаевич Толстой пишет о

сороковых годах

XIX века, о времени правления

Николая I.

Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым.  «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым.

«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»? Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки».  Именно эти проблемы и подняты в произведении.

Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки».

Именно эти проблемы и подняты в произведении.

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй»,  «Дочь и отец», «А вы говорите…».  Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»?  Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Первоначально рассказ имел

несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».

Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»?

Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Какие события описаны в рассказе?

Какие события описаны в рассказе?

«После бала» …  Художественное своеобразие рассказа

«После бала»

Художественное

своеобразие рассказа

Контраст - это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.  Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами.  Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Контраст -

это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.

Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами.

Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Анализ первой части рассказа Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник? Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»? Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

Анализ первой части рассказа

  • Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник?
  • Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»?
  • Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

Анализ второй части С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?

Анализ второй части

  • С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы?
  • Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?
Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы   Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное.

Шел твердой, подрагивающей походкой.

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчившийся человек.

 Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.  Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности , с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению  к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности , с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Домашнее задание: Составить таблицу         Подготовиться к контрольной работе ( Салтыков-Щедрин, Лесков, Толстой) Характеристики На балу Чувства (главного героя) После бала Эпитеты Цвет Звуки

Домашнее задание:

  • Составить таблицу

  • Подготовиться к контрольной работе ( Салтыков-Щедрин, Лесков, Толстой)

Характеристики

На балу

Чувства (главного героя)

После бала

Эпитеты

Цвет

Звуки

Характеристики На балу Чувства После бала Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Эпитеты Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Цвет Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Звуки Черное, красное, пестрое, белые. Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.

Характеристики

На балу

Чувства

После бала

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр.

Эпитеты

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный.

Цвет

Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Звуки

Черное, красное, пестрое, белые.

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.