СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Авторская программа по Декоративно-Прикладному Искусству "Лавровские умельцы" срок реализации3 года (девочки и мальчики 11-14 лет)
Пояснительная записка
Актуальность программы как программы дополнительного образования заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 5-8классах на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуации можно за счет дополнительного образования.
Занятия в объединении «ДПИ» Центра детского творчества позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (изготовление сувениров из ткани, шитье кукол, вышивка, работа с деревом «выпиливание и выжигание» и т.д.) с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, аппликация).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Уже в школе обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Образовательная программа «Лавровские умельцы» рассчитана на 3 года обучения для обучающихся 11-14 лет и построена по принципу от простого к сложному.
Основной формой организации процесса обучения в детском объединении являются групповые и индивидуальные занятие. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений детей пользоваться инструментами. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у обучающихся чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.
После прохождения полного курса обучения по программе обучающиеся приобретают знания по основам народных промыслов и современного дизайна; развивают логическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно-прикладного искусства, осваивают особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, навыки проектирования и презентации изделия.
Формами отслеживания результатов по данной программе являются:
текущие отчетные выставки творческих работ внутри объединения;
текущие наблюдения;
итоговые занятия;
беседы с анализом;
мониторинг образовательной деятельности в объединении;
проектные работы
участие в конкурсах выставках различного уровня;
обсуждение и анализ результатов участия в конкурсах
Цель : Создание условий для творческого развития детей в процессе их художественной деятельности; для воспитания чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу и его художественному наследию.
Задачи:
в обучении:
научить пользоваться ручным инструментом и электрическими приборами;
ознакомить с технологией обработки ткани, меха и кожи для сувениров;
научить выбирать древесину и фанеру для выпиливания и
выжигания
научить работать с чертежами, выкройками и технологическими картами.
в воспитании:
воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, эстетический вкус, любовь к национальной культуре.
в развитие:
развивать познавательные процессы: воображение и креативность, образное, абстрактное и логическое мышление, восприятие, память;
развивать интеллектуальные способности;
развивать мелкую моторику рук
Структура программы
ДЕВОЧКИ
МАЛЬЧИКИ
1 раздел « 1 год обучения Сувениры из ткани и меха» | 1 « 1 год обучения Выпиливание лобзиком» |
II. Раздел « | II. Раздел « |
III.Раздел « | III.Раздел « |
1 раздел « 2 год обучения Сувениры из ткани и меха» | 1 раздел « 2 год обучения Выпиливание лобзиком» |
II. Раздел « | II. Раздел « |
I «Вышивка на ткани Хордовый стежок» | III.Раздел «Выжигание по фанере» |
1 раздел « 3 год обучения Сувениры из ткани и меха» | 1 раздел « 3 год обучения Выпиливание лобзиком» |
II. Раздел « | II. Раздел « |
III.Раздел «Французские салфетки» | III.Раздел «Выжигание по фанере» |
Основные дидактические принципы,
на которых строится
образовательный процесс в объединении.
1. Принцип наглядности.
2. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
3. Принцип системности.
4. Принцип последовательности.
5. Принцип доступности.
6. Принцип научности.
7. Принцип активности и самодеятельности в обучении.
8. Принцип индивидуального подхода.
9. Принцип прочности усвоения знаний.
Формы организации образовательного процесса
– для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:
Индивидуальная форма
-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма
-в ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в объединении.
Методы обучения.
1 группа методов.
1 подгруппа. По источнику передачи и восприятия учебной информации.
Словесные: рассказ, беседа, лекция. Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: опыты, упражнения, учебно-производительный труд.
2 подгруппа. По логике передачи и восприятия информации:
индуктивные
дедуктивные.
3 подгруппа. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями:
репродуктивные
проблемно-поисковые.
4 подгруппа. По степени управления учебной работой.
учебные работы под руководством учителя.
самостоятельные работы учеников:
работа с книгой.
письменная работа.
лабораторная работа,
выполнение трудовых заданий.
2 группа методов.
1 подгруппа. Методы стимулирования интереса к учению:
познавательных игр,
учебных дискуссий,
создание эмоционально-нравственных ситуаций.
2 подгруппа. Методы стимулирования долга и ответственности.
убеждение в значимости учения,
предъявление требований.
упражнения в выполнении требований,
поощрение и порицание.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 3года обучения:
Количество детей в группах:
1год обучения 12-15 человек
2год обучения 10-12человек
3год обучения 10 человек.
По учебному плану количество часов по группам (1,2,3 год обучения):
первая группа (девочки)
4 часа в неделю - 144 часа в год,
продолжительность занятий 2 часа 2 раза в неделю
вторая группа (мальчики) 5 часов в неделю - 180 часов в год.
продолжительность занятий 2 часа 2 раза в неделю
1час 1 раз в неделю.
Занятия начинаются во второй половине дня после окончания уроков.
Занятия содержат 10 минутный перерыв и физкультминутки для младших обучающихся.
Условия реализации программы.
Материально- технические
Для реализации программы оборудован кабинет технологии в сельской школе. Имеются наряду с естественным освещением лампы дневного света, что позволяет заниматься в темное время суток.
Рабочие столы расположены так, что обучающиеся имеют возможность выполнять коллективную работу за одним столом или индивидуальную за отдельным столом. Материал, используемый на занятиях, приносят обучающиеся. Кабинет оснащен техническими средствами обучения, таблицами, стендами, наглядными материалами и выставками лучших работ.
Оборудование и материалы:
выжигательные аппараты
насадки -штифты
лобзики 8шт
пилочки
натфили
наждачная бумага
ножовки по металлу
ножовка по дереву
древесина,
фанера,
ДВП, ДСП;
ткань мех, кожа, нитки
иголки, булавки, шило , ножницы
электроутюг
Психолого-педагогические
В объединение принимаются все желающие. Для занятий объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-14 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей. Девочки занимаются отдельно от мальчиков. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. Обучающиеся изучают основы декоративно - прикладного искусства развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения.
Способы отслеживания результатов работы
по образовательной программе
1. Текущие отчетные выставки творческих работ воспитанников внутри объединения.
2. Районные выставки.
3. Областные выставки.
4. Итоговые занятия после каждого раздела программы.
5. Проектные работы воспитанников.
6. Мониторинг образовательной деятельности в детском творческом объединении (все мониторинговые мероприятия проводятся педагогом д/о совместно с педагогом-психологом Центра д/т):
учет активизации познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
определение факторов мотивации воспитанников при посещении занятий;
определение исходного уровня развития ребенка и прогнозирование его дальнейшего продвижения в ходе освоения данной образовательной программы.
ТЕКУЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
УСТНЫЙ КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА, ВЗАИМООЦЕНКА РАБОТЫ
ВЫСТАВКИ
ВСЕРОССИЙСКИЕ
ОБЛАСТНЫЕ
УСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ
РАЙОННЫЕ
ВНУТРИ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Учебно-тематический план
1год обучения
(девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха»
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие. Охрана труда.Рабочее место. | 2 | - | 2 |
2. | Игольница, футляр для ножниц. | 1 | 2 | 3 |
3. | Коробка для рукоделия. | 1 | 2 | 3 |
4. | Игрушка из ткани. Жираф | 1 | 6 | 7 |
5. | Подвеска из меха кот, птичка. | 1 | 9 | 10 |
6. | Объёмная меховая игрушка медвежонок. | 1 | 7 | 8 |
7. | Подвеска из капрона «Ангел» | 1 | 2 | 3 |
8. | Тряпичная кукла Маша | 1 | 7 | 8 |
9. | Тряпичная кукла - клоун. | 1 | 7 | 8 |
10. | Зачетное занятие |
| 2 | 2 |
2. Раздел «Картины из ткани и кожи»
1. | Охрана труда. | 1 | - | 1 |
2. | Мозаика из ткани. Выбор сюжета | 1 | 3 | 4 |
3. | Подготовка материала. | - | 2 | 2 |
4. | Выполнение картины | 1 | 8 | 9 |
5. | Мозаика из нарезанных ниток. Выбор сюжета | 1 | 3 | 4 |
6. | Подготовка материала | | 3 | 3 |
7. | Выполнение картины | 1 | 8 | 9 |
8. | Картины из ткани и кожи. Выбор сюжета | 1 | 3 | 4 |
9. | Подготовка материала | 1 | 3 | 4 |
10. | Выполнение работы | 1 | 5 | 6 |
11. | Зачетное занятие | | 2 | 2 |
3. Раздел Вышивка на картоне « Изонить»
1. | Охрана труда | 1 | | 1 |
2. | История «Изонити». Знакомство с вышивкой. | 2 | | 2 |
3. | Упражнение «Угол» | 0,5 | 1,5 | 2 |
4. | Упражнение «Треугольник» | 0,5 | 1,5 | 2 |
5. | Упражнение «Квадрат» | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. | Упражнение «Окружность и овал» | 0,5 | 1,5 | 2 |
7. | Построение картины из геометрических фигур. | 2 | 8 | 10 |
8. | Картина на формате А3 «Пейзаж», | 2 | 8 | 10 |
9. | Картина на форматеА3 «Натюрморт». | 2 | 8 | 10 |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 40 | 104 | 144 |
Содержание программы
1 год обучения (девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха» (52часа)
1. | Вводное занятие. Рабочее место. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Игольница, футляр для ножниц. | Знакомство с материалом с выкройками. раскрой деталей, сборка деталей швом через край. |
3. | Коробка для рукоделия.
| Способ оклеивания коробки тканью , отделка тесьмой, бисером, паетками.. |
4. | Жираф из ткани. | Работа по лекалам, раскрой, изготовление деталей, набивка синтепоном и сборка игрушки. Оформление игрушки. |
5. | Подвеска из меха Кот, «Каркуша.» | Знакомство с искусственным мехом. Раскрой деталей по направлению ворса, сшивание деталей швом через край. Сборка игрушки. |
6. | Объёмная меховая игрушка медвежонок.
| Раскрой деталей по направлению ворса. Сшивание деталей, набивка и сборка игрушки. |
7. | Подвеска из капрона «Ангел» | Знакомство со свойством капрона, раскрой деталей, бесшовная сборка ангела |
8. | Тряпичная кукла Маня.
| Раскрой деталей по лекалам, сборка деталей, набивка, оформление куклы, шитье платья ,изготовление паричка. |
9. | Тряпичная кукла Клоун.
| Раскрой деталей по выкройкам. Изготовление деталей набивка куклы, сборка куклы. Оформление парика, лица. Раскрой деталей костюма. Сборка игрушки. |
10. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
II. Раздел «Картины из ткани и кожи»
1. | Охрана труда | Техника безопасности на занятиях рукоделия |
2. | Мозаика из ткани. Выбор сюжета. | Подготовка эскиза рисунка, перевод рисунка на картон. Подбор цветовой гаммы. |
3. | Подготовка материала.
| Резка материала на мелкие кусочки |
4. | Выполнение картины
| Проработка Фона, оклейка деталей картины. Оформление картины |
5. | Мозаика из нарезанных ниток. Выбор сюжета | Выбор эскиза, перенос рисунка на плотный картон. |
6. | Подготовка материала | Нарезка ниток. Сортировка по цветам |
7. | Выполнение картины | Выполнение работы. Проработка фона, оклейка деталей картины Оформление картин. |
8. | Картины из ткани и кожи. Выбор сюжет | Выполнение эскиза. Перевод рисунка на основу. |
9. | Подготовка материала | Подготовка материала и кожи. |
10. | Выполнение работы | Выполнение работы. Оформление картины. |
11. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
III. Раздел «Вышивка на картоне Изонить»
1. | Охрана труда | Техника безопасности на занятиях рукоделия. Повторение |
2. | История Изонити. Знакомство с вышивкой. | Беседа об истории создания техники «изонить» |
3. | Упражнение «Угол» | Расчет и заполнение угла. |
4. | Упражнение «Треугольник» | Расчет и заполнение треугольника.
|
5. | Упражнение «Квадрат» | Расчет и заполнение квадрата. |
6. | Упражнение «Окружность и овал» | Расчет и заполнение окружности и овала, нахождение хорды. |
7. | Построение картины из геометрических фигур | Эскиз картины. Расчет заполнения геометрических фигур. Подбор цвета. |
8. | Картина на формате А3 «Пейзаж»
| Выбор сюжета картины, эскиз. Перенос эскиза на картон. Подбор цвета. Выполнение работы. Оформление картины. |
9. | Картина на формате А3 «Натюрморт».
| Выбор сюжета. Перенос эскиза на картон Подбор цвета. Выполнение картины. Оформление. |
10. | Итоговое занятие
| Подведение итогов работы. Организация выставки. Конкурс «Мы умельцы». |
Учебно-тематический план
2 год обучения
(девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха»
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие. Рабочий стол и инструменты. Охрана труда | 2 | | 2 |
2. | Прихватки на кухню. | 1 | 2 | 3 |
3. | Грелка на чайник | 1 | 5 | 6 |
4. | Меховые игрушки: заяц, щенок «Тимошка», талисман нового года | 3 | 10 | 13 |
5. | Кукла – марионетка. Страусенок | 1 | 3 | 4 |
6. | Кукла на конусе в национальном костюме. Матрешка | 3 | 12 | 15 |
7. | Зачетное занятие | | 2 | 2 |
2 Раздел ««Картины из ткани и кожи» (42).
1. | Охрана труда. Инструменты. Рабочий стол | 2 | | 2 |
2. | История создания аппликации Выбор сюжета. Эскиз картины | 2 | 4 | 6 |
3. | Подготовка материала | | 2 | 2 |
4. | Создание картины. Натюрморт, | 1 | 5 | 6 |
5. | Создание картины. Пейзаж | 1 | 5 | 6 |
6. | Плоское панно из кожи. Выбор сюжета, эскиз картины | 2 | 4 | 6 |
7. | Подготовка материала. | 1 | 3 | 4 |
8. | Создание плоского панно «Букет цветов» | 2 | 8 | 10 |
9. | Зачетное занятие | | 2 | 2 |
3 раздел «Вышивка Хордовый стежок»
1. | Охрана труда Рабочее место | 2 | | 2 |
2. | Повторение упражнений «Изонити» | 1 | 4 | 5 |
3. | История возникновения техники «Хордовый стежок» Людмилы Сашко. | 2 | | 2 |
4. | Подготовка подрамников Обтяжка подрамника тканью | 1 | 3 | 4 |
5. | Создание картины «Космос» «Любимое животное | 1 | 2 | 3 |
6. | Вышивание картины | | 8 | 8 |
7. | Создание картины «Натюрморт» | 1 | 2 | 3 |
8. | Вышивание картины | 2 | 10 | 12 |
9. | Создание картины «Пейзаж» | 1 | 2 | 3 |
10. | Вышивание картины | 2 | 10 | 12 |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 36 ч. | 108 ч. | 144 ч. |
Содержание программы
2 год обучения
(девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха»
1. | Вводное занятие. Рабочий стол и инструменты. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Прихватки на кухню. | Повторение свойств материала. Раскрой деталей ,сборка деталей. |
3. | Грелка на чайник. | Просмотр готовых образцов. Выбор изделия, изготовление выкройки. Раскрой деталей, сборка деталей и оформление изделия
|
4. | Меховые игрушки | Изготовление выкроек зайца, щенка Тимошки, игрушки-талисмана Нового года. Изучение свойств искусственного меха, расположения ворса. Раскрой деталей , сборка и набивка деталей. Сборка и оформление игрушек |
5. | Кукла – марионетка. | Выбор игрушки. Проработка образа куклы , изготовление выкроек. Раскрой деталей, сборка деталей. Оформление куклы. |
6. | Кукла на конусе в национальном костюме. Матрешка | История народного костюма. Эскиз куклы в национальном костюме Изготовление конуса, рукавов, головы и парика. Изготовление выкроек костюма куклы. Раскрой и пошив рубахи, Раскрой и пошив сарафана оформление вышивкой и тесьмой. Изготовление головного убора-ленты или кокошника, вышивка бисером и пайетками. Обряжение куклы и оформление лица и прически. |
7. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
2 Раздел ««Картины из ткани и кожи»
1. | Охрана труда Инструменты Рабочий стол | Техника безопасности на занятиях рукоделия |
2. | История создания аппликации Выбор сюжета, эскиз картины Натюрморт | История аппликации Зарисовка лучшего сюжета Подбор цветовой гаммы |
3. | Подготовка материала | Нарезание ткани на кусочки |
4. | Создание картины. Натюрморт. | Проработка заднего плана. Изготовление объемных деталей. Проработка переднего плана. Оформление картины. |
5. | Создание картины. «Морской пейзаж» | Выбор сюжета картины, , перенос эскиза на основу. Сборка, оклейка и оформление картины. |
6. | Плоское панно из кожи. «Букет цветов» | Выбор сюжета картины, перенос эскиза на основу. Оформление |
7. | Подготовка материала | Подготовка кожи |
8. | Создание панно | Оклейка основы, изготовление деталей Сборка картины и оформление |
9. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
3 раздел «Вышивка Хордовый стежок» (52ч).
1. | Охрана труда | Техника безопасности на занятиях рукоделия |
2. | Повторение упражнений «Изонить» | Повторение заполнения Угла, квадрата, круга, овала. |
3. | История возникновения техники «Хордовый стежок» Людмилы Сашко. | Ознакомление с техникой «Хордовый стежок» и сравнение с техникой «Изонить».
|
4. | Подготовка подрамников Обтяжка подрамников тканью | Изготовление подрамников и обтяжка их тканью при помощи мебельного пистолета |
5. | Создание картины «Космос» «Любимое животное» | Проработка сюжета в цвете. Перенос эскиза на основу.
|
6. | Вышивание картины | Проработка заднего фона (акриловыми красками) или вышивкой Вышивание больших плоскостей. Проработка мелких деталей. Оформление картины. |
7. | Создание картины «Натюрморт» | Проработка сюжета в цвете. Подготовка подрамника формата А-3 , обтяжка его тканью. Перенос эскиза на основу. |
8. | Вышивание картины | Проработка заднего фона (акриловыми красками) или вышивкой Вышивание больших плоскостей. Проработка мелких деталей. Оформление картины. |
9. | Создание картины «Пейзаж» | Проработка сюжета в цвете. Подготовка подрамника формата А-3 , обтяжка его тканью. Перенос эскиза на основу. |
10. | Вышивание картины | Проработка заднего фона (акриловыми красками) или вышивкой Вышивание больших плоскостей. Проработка мелких деталей. Оформление картины. |
11. | Итоговое занятие
| Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита изготовленных изделий и проектов. |
Учебно-тематический план
3 год обучения
(девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха»
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие. Рабочий стол и инструменты. Охрана труда | 2 | | 2 |
2. | История создания куклы из капрона «Радужные пупсы» эскиз куклы | 1 | 2 | 3 |
3. | Изготовление куклы | 1 | 7 | 8 |
4. | Русская народная кукла - «столбушка.» Эскиз куклы | 1 | 2 | 3 |
5. | Изготовление куклы | 1 | 5 | 6 |
6. | Пошив народного костюма | 2 | 7 | 9 |
7. | Кукла на конусе в национальном костюме.Лавровская красавица Эскиз куклы | 1 | 2 | 3 |
8. | Изготовление куклы | 1 | 5 | 6 |
9. | Пошив народного костюма Орловской области | 2 | 8 | 10 |
10. | Зачетная работа | | 2 | 2 |
2 Раздел ««Картины из ткани и кожи»
1. | Охрана труда. Инструменты. Рабочий стол | 2 |
| 2 |
2. | История создания аппликации «Квилт» | 2 |
| 2 |
3. | Выбор сюжета картины ,эскиз картины | 1 | 2 | 3 |
4. | Подготовка материала | | 3 | 3 |
5. | Создание картины. | 1 | 7 | 9 |
6. | Рельефное панно из кожи. Выбор сюжета. Эскиз картины | 1 | 2 | 3 |
8. | Создание картины | 2 | 7 | 9 |
9. | Украшения из кожи Эскиз амулета Эскиз браслета | 1 | 1 | 3 |
10. | Изготовление украшений | 1 | 6 | 7 |
11. | Зачетная работа | | 2 | 2 |
3 раздел «Французские салфетки»
1. | Охрана труда Рабочее место | 2 | | 2 |
2. | История Французской салфетки | 2 | | 2 |
3. | Подготовка рамки | 1 | 3 | 4 |
4. | Эскиз салфетки. Подбор ниток | 1 | 3 | 4 |
5. | Плетение салфетки | 1 | 8 | 9 |
6. | Изготовление узора | 1 | 5 | 6 |
7. | История создания Японских шаров «Тэмари» | 1 | 2 | 3 |
8. | Изготовление основы | 1 | 3 | 4 |
9. | Разбивка шара на меридианы | 2 | 2 | 4 |
10. | Вышивание узоров шара | 2 | 8 | 10 |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 39 ч. | 105 ч. | 144 ч. |
Содержание программы
3 год обучения (девочки)
1 Раздел «Сувениры из ткани и меха»
1. | Вводное занятие. Рабочий стол и инструменты. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | История создания куклы из капрона Радужные пупсы. | Беседа об истории создания капроновой куклы Повторение свойств материала .Капроновый носочек. Синтепон для набивки |
3. | Изготовление куклы. | Просмотр готовых образцов. Набивка основы синтепоном ,прошивание деталей. Оформление пупса: паричок юбочка, трусики. |
4. | Русская народная кукла-столбушка. | История народного костюма. Эскиз куклы, выбор костюма .Прорисовка деталей |
5. | Изготовление куклы. | Проработка образа куклы. Изготовление основы куклы-скрутки, оформление косы |
6. | Пошив народного костюма | Изготовление выкроек костюма куклы. Раскрой и пошив рубахи, вышивка рукавов и низа рубахи Раскрой и пошив поневы, вышивка поневы Раскрой и пошив завесы, оформление вышивкой и тесьмой. Изготовление головного убора - сороки, вышивка бисером и пайетками. Обряжение куклы и оформление лица и прически. |
7. | Кукла на конусе в национальном костюме Лавровская красавица | История народного костюма. Эскиз куклы в национальном костюме Прорисовка костюма |
8. | Изготовление куклы | Бумажный конус оклеиваем тканью. Из газеты делаем рукава. Оформляем голову куклы. |
9. | Пошив народного костюма Орловской области | Изготовление выкроек костюма куклы. Раскрой и пошив рубахи, вышивка рукавов и низа рубахи Раскрой и пошив поневы, вышивка поневы Раскрой и пошив завесы, оформление вышивкой и тесьмой. Изготовление головного убора- сороки, вышивка бисером и пайетками. Обряжение куклы и оформление лица и прически. |
10. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
2 Раздел ««Картины из ткани и кожи»
1. | Охрана труда Инструменты Рабочий стол | Техника безопасности на занятиях рукоделия |
2. | История создания аппликации «Квилт» | Беседа об истории аппликации «Квилт»
|
3. | Выбор сюжета | Эскиз картины подбор цветовой гаммы |
4. | Подготовка материала | Подбор ткани по цвету и свойствам шелк, атлас, ситец |
5. | Создание картины. | Проработка заднего плана. Изготовление объемных деталей. Проработка переднего плана. Оформление картины. |
6. | Рельефное панно из кожи Выбор сюжета | Выбор сюжета картины, перенос эскиза на основу. |
7. | Создание картины | Оклейка основы, изготовление деталей Сборка картины и оформление |
8. | Украшение из кожи Амулет Браслет | Эскиз украшений |
9. | Изготовление украшений | Подготовка кожи Нарезка полос Изготовление узлов Сборка цепочки Изготовление кулонов |
10. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
3 раздел «Французские салфетки»
1. | Охрана труда | Техника безопасности на занятиях рукоделия |
2. | История французских салфеток | Беседа об истории создания «французских салфеток» |
3. | Подготовка рамки | Подготовка подрамника Расчет основы переплетения. Вбивания гвоздей |
4. | Эскиз рисунка салфетки | Подбор ниток по цвету Эскиз рисунка |
5. | Плетение салфетки
| Плетение первого ряда одним цветом. Плетение второго ряда другим цветом |
6. | Изготовление узора | Закрепление узелков третьим цветом Обрезание узелков Снятие салфетки с рамки |
7. | История создания Японских шаров «Темари» | Беседа об истории создания шаров «Темари» - мяча для принцессы |
8. | Изготовление основы | Скручиваем шары любого размера Газету или ткань обматываем нитками цвета основы |
9. | Разбивка шара | Делим шар на 8 меридианов, полюсы и экватор |
10. | Вышивание узоров шара | Вышивание узора «Хризантема» Стежок двойной. |
11. | Итоговое занятие
| Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита проектов. |
Предполагаемый результат
К концу первого года обучения девочки должны
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментом и электроутюгом;
основы цветоведения и композиции;
о свойствах материалов, видах волокон и переплетения ткани, видах швов, о назначении нитей, о свойствах меха и кожи;
технику рваной аппликации из ткани и ниток;
технику изонити;
математические расчеты – деление геометрических фигур на равные части.
уметь:
организовывать свое рабочее место;
работать иголками, шилом, ножницами;
уметь правильно пользоваться электроутюгом;
пользоваться готовым лекалом и шаблоном;
уметь делить на равные части геометрические фигуры:
квадрат, треугольник, окружность;
оформлять готовые изделия;
работать в технологии проектирования.
К концу второго года обучения девочки должны
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;
правила организации рабочего места;
сведения о материалах и инструментах, необходимых занятия рукоделием;
технологию изготовления лекал и шаблонов для пошива мягких игрушек;
обычаи и традиции Русского народа;
технологию изготовления фольклорной куклы из ткани;
технологию «хордового стежка» автора Людмилы Сашко - техники вышивки изонити по ткани.
уметь:
организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментом и электрическими приборами;
работать со справочной литературой;
начертить выкройку и по ней сделать лекало;
соединять мех и кожу швом «через край», шить леской;
выполнять узоры тесьмой и атласными лентами на ткани;
изготавливать простые подрамники и обтягивать их тканью;
определять равное расстояние между точками в рисунке;
для вышивки в техники «хордовый стежок»
оформлять готовое изделие;
работать в технологии проектирования и презентации готового изделия.
К концу третьего года обучения девочки должны
знать:
правила организации рабочего места и техники безопасности
специальную терминологию;
основы цветоведения и композиции;
особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве;
обычаи и традиции родного Орловского края;
технологию вышивки «орловский спис»;
поэтапное изготовление любого изделия;
технологию вязания «французских салфеток»;
технологию выполнения японских шаров «темари»;
роль проектирования в образовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов, основы презентации проекта и его защиты.
уметь:
организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментом и электрическими приборами;
работать со справочной литературой и компьютерными программами;
пользоваться средствами языка декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
придумать изделие, начертить выкройку и по ней сделать лекало;
увеличить или уменьшить выкройку, лекало или шаблон;
выполнять последовательность изготовления изделия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
анализировать выполнение своей работы;
оформлять готовое изделие;
работать в технологии проектирования и презентации готового изделия
Учебно-тематический план
1 год обучения
(мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком»
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | 2 |
| 2 |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика. Заправка полотна (пилки) в лобзик Ручная дрель, коловорот. | 2 | 1 | 3 |
3. | Древесина, породы древесины, фанера. Подготовка заготовки. | 1 | 1 | 2 |
4. | Приемы выпиливания Выбор рисунка, подготовка, и перевод рисунка на основу. | 2 | 2 | 4 |
5. | Тренировочные упражнения Угол зигзаг круг волна | 1 | 6 | 7 |
6. | Изготовление простой модели выпиливание по внешнему контуру. Качели фигурки животных | 2 | 8 | 10 |
7. | Изготовление сложной модели Выпиливание по внутреннему контуру Салфетница, стакан для карандашей | 2 | 12 | 14 |
8. | Изготовление мебели для куклы Стол 2 стула кресло-качалка, диван | 6 | 12 | 18 |
9. | Изготовление сборной фигуры животного Заяц, петух, носорог. морской конек | 4 | 14 | 18 |
10. | Зачетное занятие |
| 2 | 2 |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие Охрана труда Рабочее место инструменты. | 2 |
| 2 |
2. | История мозаики Мозаика из фанеровки | 2 |
| 2 |
3. | Выбор сюжета. Эмблема Эскиз Перевод рисунка на фанеру. | 2 | 2 | 4 |
4. | Изготовление деталей | 2 | 8 | 10 |
5. | Сборка картины. Оформление картины | 1 | 6 | 7 |
6. | Выбор сюжета. Пейзаж Эскиз Перевод рисунка на фанеру | 2 | 2 | 4 |
7. | Изготовление деталей. | 2 | 7 | 9 |
8. | Сборка картины. Оформление картины | 1 | 7 | 8 |
9. | Зачетное занятие |
| 2 | 2 |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | 2 |
| 2 |
2. | Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. инструменты | 2 |
| 2 |
3. | Древесина, породы древесины, Зачистка (шлифовка) основы для выжигания. |
| 2 | 2 |
4. | Приемы выжигания. Графические средства | 2 | 6 | 8 |
5. | Сюжет картины. Эскиз рисунка, перевод рисунка на основу. | 1 | 5 | 6 |
6. | Выжигание картины Силуэт простой силуэт сложный оформление картины | 2 | 10 | 12 |
7. | Сюжет картины «пейзаж» Эскиз рисунка Перевод рисунка на основу | 1 | 3 | 4 |
8. | Выжигание картины | 2 | 10 | 12 |
9. | Приёмы выжигания рамок. | 1 | 1 | 2 |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 50 ч. | 130 ч. | 180 ч. |
Содержание программы
1 год обучения (мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика.
| Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком |
3. | Древесина, породы древесины, фанера. Подготовка заготовки. | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
4. | Приемы выпиливания Выбор рисунка, подготовка и перевод рисунка на основу | Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки полотна. Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. |
5. | Тренировочные упражнения Угол, зигзаг, круг, волна | Выполнение упражнений по внешнему контуру выполнение упражнений по внутреннему контуру |
6. | Изготовление простой модели Выпиливание по внешнему контуру. Качели Фигурки животных | Подготовка ,шлифовка фанеры Перевод рисунка на основу Выпиливание деталей. Сборка изделия Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
7. | Изготовление сложной модели Выпиливание по внутреннему контуру Салфетница, Стакан для карандашей | Подготовка, шлифовка фанеры Перевод рисунка на основу Выпиливание деталей . Сборка изделия Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
8. | Изготовление мебели Для куклы Стол 2стула Кресло-качалка диван
| Подготовка, шлифовка фанеры Перевод рисунка на основу Выпиливание деталей. Сборка изделия Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
9. | Изготовление сборной фигуры животного Заяц Петух Носорог Морской конек | Подготовка, шлифовка фанеры Перевод рисунка на основу Выпиливание деталей. Сборка изделия Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
10. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской. Инструменты и рабочее место |
2. | История мозаики Мозаика из фанеровки | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
3. | Выбор сюжета. Эмблема | Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу |
4. | Изготовление деталей | Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка (шлифовка) деталей |
5. | Сборка картины. Оформление картины | Предварительная сборка всех частей картины. Обработка и Склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой.. |
6. | Выбор сюжета. Пейзаж | Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу. |
7. | Изготовление деталей. | Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей |
| Сборка картины. | Предварительная сборка всех частей картины. Обработка и Склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой. |
8. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской |
2. | Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигательного аппарата |
3. | Древесина, породы древесины, изготовление материала.
| Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры, ДВП. Зачистка как отделочная операция. Приспособления для зачистки. Виды наждачных шкурок. Способы шлифования Правила безопасной работы. |
4. | Приемы выжигания Графические средства | Выполнение упражнений Точками Штрихами Пятнами |
5. | Выбор сюжета картины | Эскиз картины. Перевод картины на основу |
6. | Выполнение картины
| Выжигание силуэта простого и сложного графическими средствами: точками линиями пятнами. |
7. | Выбор сюжета картины «Пейзаж» | Эскиз картины. Перевод картины на основу |
8. | Выполнение картины
| Выжигание картины графическими средствами: точками линиями пятнами. |
9. | Приёмы выжигания рамок. | Выжигание рамок штампами |
10. | Итоговое занятие
| Подведение итогов работы. Организация выставки. Конкурс «Мы умельцы». |
Учебно-тематический план
2 год обучения
(мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком» (80ч)
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | 2 |
| 2 |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика. Повторение. Древесина, фанера. Подготовка заготовки. Заправка полотна (пилки) в лобзик | 1 | 1 | 2 |
3. | Приемы выпиливания Повторение | 1 | 3 | 4 |
4. | Изготовление сборных фигур Серия «Динозавры» | 3 | 13 | 16 |
5. | Изготовление сборных моделей «Техника». | 3 | 17 | 20 |
6. | Создание картин «Пейзаж» «птицы» | 2 | 10 | 12 |
7. | Создание картин «Человек» «Техника» | 2 | 10 | 12 |
8. | Изготовление сувениров | 2 | 8 | 10 |
9. | Зачетное занятие |
| 2 | 2 |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Инструменты и приспособления | 2 |
| 2 |
2. | Древесина, порода древесины. Производство шпона |
|
|
|
3. | История мозаики « маркетри» Создание мозаики | 3 | 1 | 4 |
4. | Геометрический узор Эскиз, перенос рисунка | 1 | 2 | 3 |
5. | Изготовление мозаики | 1 | 9 | 10 |
6. | Эмблема кабинета Эскиз, перенос рисунка | 1 | 2 | 3 |
7. | Изготовление мозаики | 1 | 9 | 10 |
8. | Натюрморт.Эскиз, перенос рисунка | 1 | 2 | 3 |
9. | Изготовление мозаики | 1 | 10 | 11 |
10. | Зачетное занятие |
| 2 | 2 |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
| Вводное занятие: цели и задачи ТБ Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. | 2 |
| 2 |
| Древесина, породы древесины, изготовление материала. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания . | 1 | 1 | 2 |
| Повторение Приемы выжигания | 2 | 6 | 8 |
| Пейзажи. Выбор сюжета Эскиз Перевод рисунка на основу | 1 | 2 | 3 |
| Выжигание картины | 2 | 14 | 16 |
| Тематические сюжеты Выбор сюжета Эскиз, перевод рисунка | 1 | 2 | 3 |
| Выжигание картины | 2 | 14 | 16 |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 39 ч. | 141 ч. | 180 |
Содержание программы
2 года обучения (мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика. Повторение. Древесина, фанера. Подготовка заготовки.
| Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
3. | Приемы выпиливания. Повторение. | Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки полотна. Пиление как технологическая операция. работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Графические приемы |
4. | Изготовление сборных фигур. Серия «Динозавры». | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей |
5. | Изготовление сборных моделей «Техника» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. |
6. | Создание картин «Пейзаж» «Птицы» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. |
7. | Создание картин «Человек» «Техника» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. |
8. | Изготовление сувениров | Выпиливание деталей, сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
9. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Древесина, порода древесины. Производство шпона | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
3. | История мозаики Техника «Маркетри» | История возникновения мозаики и техники «маркетри». |
4. | Геометрический узор
| Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка (шлифовка) деталей |
5. | Изготовление мозаики
| Сборка всех частей мозаики. Обработка и склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой.. |
6. | Эмблема школьного кабинета | Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу. |
7. | Изготовление мозаики | Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей Сборка всех частей мозаики. Обработка и склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой |
8. | Натюрморт | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу. |
9. | Изготовление мозаики | Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей Сборка всех частей мозаики. Обработка и склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой. |
10. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. | Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигательного аппарата |
2. | Древесина, породы древесины, изготовление материала.
| Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры, ДВП. |
3. | Повторение приемов выжигания | Повторение графических приемов: Точками, линиями, пятнами. |
4. | Пейзажи | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу |
5. | Выжигание картины | Проработка заднего плана точками. Среднего плана линиями. Переднего плана пятнами |
6. | Тематические сюжеты | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу |
7. | Выжигание картины | Выжигание картины графическими средствами: точками линиями пятнами. Виды орнаментов. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Проработка заднего плана точками. Среднего плана линиями. Переднего плана пятнами |
8. | Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита изготовленных изделий и проектов. |
Учебно-тематический план
3 год обучения
(мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком»
№ | Название темы | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего (кол-во часов) |
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | 2 |
| 2 |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика. Повторение. Древесина, фанера. Подготовка заготовки. Заправка полотна (пилки) в лобзик | 1 | 1 | 2 |
3. | Приемы выпиливания Повторение | 1 | 3 | 4 |
4. | Изготовление сложных сборных фигур Сова, рыба | 3 | 17 | 20 |
5. | Изготовление сложных сборных моделей «Техника». | 3 | 17 | 20 |
6. | Создание объемных картин «Пейзаж» «птицы» | 2 | 10 | 12 |
7. | Создание объемных картин «Человек» «Техника» | 2 | 10 | 12 |
8. | Изготовление сувениров Подставка под сотовый телефон | 1 | 7 | 8 |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Инструменты и приспособления | 2 |
| 2 |
2. | Древесина, порода древесины. Производство шпона повторение | 1 | 1 | 2 |
3. | Пейзаж Эскиз, перенос рисунка | 1 | 2 | 3 |
4. | Изготовление мозаики | 2 | 16 | 18 |
5. | Животные Эскиз перенос рисунка | 1 | 2 | 3 |
6. | Изготовление мозаики | 2 | 14 | 16 |
7. | Оформление рамки | 1 | 4 | 5 |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. | 2 |
| 2 |
2. | Древесина, породы древесины, изготовление материала. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания . | 1 | 1 | 2 |
3. | Повторение Приемы выжигания Узоры в оформление рамок | 2 | 6 | 8 |
4. | Животные
| 1 | 2 | 3 |
5. | Выжигание картины | 2 | 14 | 16 |
6. | Тематические мифологические сюжеты
| 1 | 2 | 3 |
7. | Выжигание картины | 2 | 14 | 16 |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
9. | Итого: | 37 ч. | 143 ч. | 180 ч. |
Содержание программы
3 год обучения(мальчики)
1 Раздел «Выпиливание лобзиком»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Рабочее место. Устройство лобзика Повторение. Древесина, фанера. Подготовка заготовки.
| Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
3. | Приемы выпиливания Повторение | Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки полотна. Пиление как технологическая операция. работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Графические приемы |
4. | Изготовление сложных сборных фигур «Сова» «Рыба» | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей |
5. | Изготовление сложных сборных моделей «Техника» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. |
6. | Создание объемных картин «Пейзаж» «Птицы» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. |
7. | Создание объемных картин «Человек» «Техника» | Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Выпиливание деталей Шлифовка и сборка деталей Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. |
8. | Изготовление сувениров Подставка под телефон | Выпиливание деталей, сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. |
9. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
2 Раздел «Изделия с мозаикой»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. | Правила безопасной работы в мастерской |
2. | Древесина, порода древесины. Производство шпона | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры. |
3. | Маркетри. пейзаж
| Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей |
4. | Изготовление мозаики | Сборка всех частей мозаики. Обработка и склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой.. |
5. | Маркетри животные | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей |
6. | Изготовление мозаики | Выпиловка деталей по лекалам. Зачистка(шлифовка) деталей Сборка всех частей мозаики. Обработка и склеивание всех частей. Изготовление и оформление картины рамкой |
7. | Оформление рамок | Выполнение различных по размерам и конструкциям рамок |
8. | Зачетное занятие | Проверка знаний, умений и навыков по данному разделу. Мини - выставка |
3 Раздел «Выжигание по фанере»
1. | Вводное занятие: цели и задачи ТБ. Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. | Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигательного аппарата |
2. | Древесина, породы древесины, изготовление материала. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания. | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры, ДВП.
|
3. | Повторение Приемы выжигания Узоры и оформление рамок | Повторение графических приемов: Точками, линиями, пятнами. Узоры выполнение штампами на рамках |
4. | Животные | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу |
5. | Выжигание картины | Проработка заднего плана точками. Среднего плана линиями. Переднего плана пятнами Проработка сложного силуэта на переднем плане картины |
6. | Тематические мифологические сюжеты | Выбор сюжета. Эскиз рисунка, перенос рисунка на подготовленную основу |
7. | Выжигание картины | Выжигание картины графическими средствами: точками линиями пятнами. Виды орнаментов. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон. Проработка заднего плана точками. Среднего плана линиями. Переднего плана пятнами |
8. | Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита проектов. |
Предполагаемый результат
к концу первого года обучения мальчики должны
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическим выжигательным аппаратом;
правила организации рабочего места;
о хвойных и лиственных породах древесины;
о свойствах и характерных пороках древесины;
об изготовлении фанеры и шпона;
технологию зачистки древесины как отделочную операцию;
порядок подготовки и сборки ручного лобзика;
технологию выпиливания ручным лобзиком;
последовательность сборки изделия;
технологию изготовления аппликации из фанеры
графические средства изображения - точка, линия, пятно;
основы композиции и тональных отношений;
основные этапы выполнения проекта.
уметь:
организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментом и электрическим выжигательным аппаратом;
работать по готовым шаблонам и чертежам;
аккуратно и четко переводить рисунок на основу;
четко по линиям рисунка выпиливать несложные детали;
шлифовать и собирать изделия;
компоновать рисунок в разных форматах;
правильно пользоваться графическими изображениями;
в техники выжигания, выстраивать тональные отношения
оформлять готовое изделие;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
выполнять технологию проектной деятельности.
К концу второго года обучения мальчики должны
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическим выжигательным аппаратом;
правила организации рабочего места;
о хвойных и лиственных породах древесины;
о свойствах и характерных пороках древесины;
об изготовлении фанеры и шпона;
технологию зачистки древесины как отделочную операцию;
порядок подготовки и сборки ручного лобзика;
технологию выпиливания ручным лобзиком;
последовательность сборки изделия;
о свойствах и окраске шпона разных пород деревьев;
технологию аппликации маркетри;
графические средства изображения - точка, линия, пятно;
основы композиции и тональных отношений;
воздушную и линейную перспективу;
основные этапы выполнения и защиты проекта;
уметь:
организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментом и электрическим выжигательным аппаратом;
работать по готовым шаблонам и чертежам;
свою идею воплотить в готовое изделие;
аккуратно и четко переводить рисунок на основу;
четко по линиям рисунка выпиливать несложные детали;
шлифовать и собирать изделия;
компоновать рисунок в разных форматах;
правильно пользоваться графическими изображениями;
в техники выжигания, выстраивать тональные отношения;
оформлять готовое изделие;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
выполнять технологию проектной деятельности.
К концу третьего года обучения мальчики должны
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическим выжигательным аппаратом
правила организации рабочего места
роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
возможность и область применения компьютерных технологий в производстве;
роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов, презентации;
правила выполнения чертежей, эскизов, выкроек, технических рисунков.
уметь:
рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые и сложные изделия с учетом требований дизайна;
читать чертежи и выкройки, эскизы деталей и сборочных единиц;
составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технологических требований и существующих условий;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
изготавливать изделия по выкройке, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью компьютерной технологии
выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций
Принципы воспитания
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.
В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников.
В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка.
В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление ребенка быть лучше, а сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
В соответствии с эти принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
Работа с родителями обучающихся
Работа с родителями через вовлечение их в образовательный процесс, совместную с детьми социально значимую деятельность – одно из основных направлений деятельности в детском объединении «ДПИ».
Родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в детском объединении. Важно, чтобы радость и успех ребенка были замечены не только педагогом, но и родителями.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей воспитанников: состав, сфера деятельности, социальный уровень).
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей:
проведение родительских собраний;
оформление тематических уголков для родителей;
пакет технологических карт «Родительский всеобуч»;
проведение открытых занятий для родителей;
проведение индивидуальной работы с родителями;
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность:
помощь родителей в укреплении учебно- материальной базы детского объединения;
проведение занятий с партнерским участием родителей;
проведение совместных досуговых мероприятий;
Формы совместной деятельности
1. Формы познавательной деятельности:
дни открытых занятий объединения;
праздники знаний и творчества;
выставки;
выпуск газет.
2. Формы трудовой деятельности:
оформление кабинета;
благоустройство и озеленение прилегающей к учреждению территории;
ярмарка – распродажа поделок и т.д.
3. Формы проведения досуга:
совместные праздники;
подготовка выставок;
конкурсы;
КВН;
Дни здоровья;
экскурсионные поездки т.д.
Правила безопасного труда и
пожарной безопасности.
При работе ножницами, иголками, булавками:
1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2.Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить
3.Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями
4.Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
5.При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
6.Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
7. Нельзя перекусывать нитку зубами.
8.Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
9.Сломанную иглу следует отдавать руководителю.
При работе электроутюгом:
1.При включении и выключении утюга в розетку, браться за вилку, а не за шнур.
2.Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
3.Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
4.Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани.
5.Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался - это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
6.Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить руководителю.
7.По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему остыть, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.
Техника безопасности при работе со столярным инструментом и выжигательным аппаратом
1.Не приступать к работе до тех пор, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены рационально и удобно.
2.Инструменты надо хранить в специальных коробках.
3.Следите, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была расположена на линии движения острого и режущего инструмента.
4.При распиливании, строгании, резке необходимо заготовку закрепить на рабочем месте.
5.Пользоваться подкладной доской из липы.
6.По окончании работы убирать рабочее место
7.Перед работой необходимо проверить исправность выжигательного аппарата (регуляция накала иглы, подача напряжения, состояния провода, крепление иглы.)
8.Не оставлять аппарат включенным без присмотра
9. Регулировать режим работы (интервал 5-10мин)
10.Менять съемные иглы (штифты) при выключенном аппарате
11. По окончании работы произвести влажную уборку и проветрить помещение.
Литература:
Нормативные документы:
Закон РФ об образовании.
Закон Орловской области об образовании.
Конвенция о правах ребенка.
Типовое положение о б учреждении дополнительного образования.
Концепция о модернизации дополнительного образования.
СанПиН 2.4.4.1251-03
Устав, локальные акты Центра детского творченства.
Психолого-педагогическая литература:
Гатанов Ю. Развиваю воображение.- Питер,2000.
«Загадки одаренности» под редакцией А.М.Матюшкина изд.»Полымя» Гос ком БСССР 1993 г.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.,1981 г.
Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». Педагогическое общество России 2000г.
«Развитие творческой активности школьников» под редакцией А.М. Матюшкина. М. Педагогика1991 г.
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999 г.
«Педагогика» -под редакцией П.И. Пидкасистого 3 изд. «Педагогическое общество Росии»М 2000 г.
Специальная литература:
Артамонова Е.А. Куклы. Москва Эксмо-пресс 2000.
Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
Данкевич Е., В. Поляков. Выпиливаем из фанеры.Санкт-Петербург Кристал 1998.
Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.
Кононович Т. Мягкая игрушка. Рипол-классик 2001.
Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
Молотобоарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Москва Просвещение1998г
Ники Вилер Мягкие игрушки- Издательская группа «Контент» 2004год.
Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Уч.пед.изд, 1961.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам проектирования . Учебное пособие. – Брянск, 1994 г.
Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.
Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996
Литература для обучающихся и родителей:
Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.:
Просвещение, 1963.
Петухова В.И., Е.Н.Ширшикова Мягкая игрушка.-Издательский дом «РОСМЭН» 1998год
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
Петухова, Е.Н.Ширшикова Мягкая игрушка.-Издательский дом «РОСМЭН» 1998год
Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
Финягин В.В. Дерево -изделия своими руками. Астрель. 2011г