СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал по теме "Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал по теме "Развитие воображения в дошкольном возрасте"»

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Воображение – психический процесс, направленный на создание новых образов на основе воспроизведения и мышления.

В развитии воображения в дошкольном возрасте выделяются 2 стадии:

Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится.

Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой, исходящий со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. При этом воображение начинает выполнять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая функция связана с приобретением информации об окружающем мира и формированием практических навыков у ребенка, а вторая — с регуляцией психического состояния.

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения. Оно начинает активно проявляться в 4-5 лет в игре, ручном труде, рассказывании, пересказе.

С 5 лет появляются мечты о будущем, но они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.

Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Роль взрослых в развитии детского воображения. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.


На 2-м году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (например, ребенка катают на коленях, делая вид, что роняют). Созданию мнимых ситуаций помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые включаются в бытовые процессы. Необходимо учить детей сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки.


Данные ситуации можно использовать и в работе с детьми 3-го года жизни. Однако основным является обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.


Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Создать ребенку воображаемую ситуацию помогает расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям.


Игровая деятельность – мощный стимул воображения. Выполнение роли. Развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разные персонажи, особенно в режиссерских играх, ребенок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.


Предметная среда должна включать в себя наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением, ребенок интенсивно осваивает замещение.


Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.


Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.


Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т.е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?»), вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.


Разнообразны частные приемы развития воображения:- разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; - составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картинке и др.


Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.


Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.