СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лэпбук – как инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепбук помогает быстро закрепить изученное в игровой форме.За счет наглядной привлекательности лепбука обучение происходит непроизвольно

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук – как инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками.»

Лэпбук – как инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками.

Зейнуллина Г.Е., мини-центр «Арман», КГУ «Соколовская СШ», Кызылжарский район, СКО, Gulnara_sko_78@mail.ru, воспитатель.


Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………….….1

Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?....................................2

Разновидности тематических папок…………………………………….….2

Как сделать лэпбук своими руками?.............................................................3

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности………………….……4

План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»………………….….5

Результаты по проекту «Лэпбук – ребятам друг!»………………………..5

Заключение………………………………………………………………………..6

Литература:………………………………………………………………………..6


Введение.

В послании Президента – лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, говорится: «В ходе модернизации системы образования необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии».

Создание национальной системы дошкольного образования, ориентированного, на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является универсальное дидактическое пособие лэпбук.

У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Однако стоит знать, что лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Так что же стоит за модным словом лэпбук. Термин Lap- книга впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?

  1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.

  2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.

  3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.

  4. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности

  5. Лэпбук хорошо подойдет для занятий:

  • в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)

  • в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки в детских садах и школах – изготавливаемые воспитателями и учителями.

В работе педагога лэпбук можно использовать с любого возраста. Для младшего возраста это обобщенные темы, например, «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикий зверь» и другие. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;

  • игровые;

  • поздравительные, праздничные;

  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;

  • папка с 3-5 разворотами;

  • книжка-гармошка;

  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;

  • обычные и фигурные конверты;

  • кармашки-гармошки;

  • кармашки-книжки;

  • окошки и дверцы;

  • вращающиеся детали;

  • высовывающиеся детали;

  • карточки;

  • пазлы;

  • чистые листы для заметок и т.д.

Как сделать лэпбук своими руками?

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. Если вы изготавливаете лэпбук для младших дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. Для старших дошкольников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

Лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми, но для детей постарше такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

План. После того, как вы избрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Макет. Следующий этап самый интересный создание макета – как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д., и т.п.

Сбор информации. Обсудите, где можно найти материал по данной теме. Ищите материал в журналах и книгах. Организуйте поход в библиотеку или на экскурсию в музей, парк, по городу. Возьмите с собой фотокамеру и используйте сделанные фотографии в оформлении папки. Не используйте только интернет – ресурсы, покажите все возможные способы поиска информации.

Создание шаблона. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. 

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.

Цель: оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении

Задачи:

  • Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту.

  • Дать конкретный пример оформления реализованного проекта.

Тема проекта: «Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»

Творческое название: «Лэпбук – ребятам друг!»

Типология проекта: творческий, практико-ориентированный, групповой

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Продолжительность: Среднесрочный февраль - март 2017 года.

В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:

Образовательные цели: расширение кругозора об окружающем мире.

Развивающие цели: развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления.

Воспитательные цели: воспитание интереса к окружающему миру, формирование самостоятельности в самообучении.

Кроме того, были выделены цели:

  • для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.

  • для педагогов: организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация материальных результатов, внедрение новых методов в работу с детьми, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков, распространение педагогического опыта.

Основополагающий вопрос: как сделать полезный материал интересным?

Проблемный вопрос: зачем нужен лэпбук?

Гипотеза: лэпбук – инновационное средство обучения.

План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Этапы проекта:

  1. Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»

  2. Определение педагогами конечной цели проекта: создание лэпбуков.

  3. Распределение тематики лэпбуков для каждой семьи индивидуально, чтобы темы не повторялись: «Менің отаным Қазахстан! – Моя родина Казахстан!», «Зима», «Зимующие птицы», «Детям о пожарной безопасности», «Математика вокруг нас», «Животные наших лесов», «Овощи», «Фрукты», «Огород на окне», «Профессия полицейский» и другие. (см. приложение 1)

  4. Сбор информации семьями воспитанников

  5. Проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «Работа с лэпбуком в ДОУ», «С чего начать при создании лэпбука?»)

  6. Систематизация и анализ полученных сведений.

  7. Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука.

  8. Совместное движение взрослых и детей к результату.

  9. Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.

  10. Награждение участников проекта.

Результаты по проекту «Лэпбук – ребятам друг!»:

  • Реализация данного проекта сблизила всех участников.

  • У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.

  • Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды в виде эксклюзивных интерактивных папок.

  • В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.

Таким образом, в ходе реализации данного проекта удалось ознакомить педагогов с новым видом совместной деятельности, Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креатив, фантазию, заинтересованность. Для оформления использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Каждый лэпбук – по-своему уникален.

Не зря говорят, что прийти вместе – это начало, остаться вместе – это развитие, работать вместе – это успех.



Заключение.

При создании лэпбука в проектной деятельности дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущество использования лепбука.

Лэпбук помогает:

  • структурировать сложную информацию

  • развивает познавательный интерес и творческое мышление

  • разнообразить даже самую скучную тему

  • научить простому способу запоминания

  • объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.

Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике дошкольным учреждениям. В работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.




Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, 31.01.17 г. – «Казахстанская правда», 2017

  2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка –Синтез, 2010 – 112 с.

  4. http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf

  5. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking





Приложение 1


Лэпбук

«Менің отаным Қазахстан! – Моя родина Казахстан!»













Лэпбук «Зима»





Лэпбук «Математика вокруг нас»








Лэпбук «Детям о пожарной безопасности»




Лэпбук «Профессия полицейский»







Лэпбук «Огород на окне»








12