Лакей Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 15 г. Макеевки»
«Личность, литература и я…»
(Заключительный урок при изучении литературы в 8 классе и может быть также классифицирован как урок развития речи)
Цели урока: подвести итоги размышлениям учащихся о понятии «личность» (в соответствии с их возрастом); расширить их литературный и общий культурный кругозор; учить ребят вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения и дискуссии на различные нравственные темы; стимулировать стремление к самоанализу, воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.
Оборудование: рисунки, выполненные учащимися заранее к данному уроку; аудиозапись песни Берковского на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…».
Оформление доски:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н.Заболоцкий
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Б.Пастернак
«Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств» (из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова).
«Личность – это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается всё, что есть в человеке физического, духовного, умственного, психологического; все предпочтения, склонности, темперамент, склад ума, опыт, образование, вся прожитая жизнь» (Д.Карнеги)
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (Клод Гельвеций, французский философ XVIII века).
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С.Смайлс)
ТЕМПЕРАМЕНТ – совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении.
ИМИТАЦИЯ – 1. Воспроизведение с возможной точностью каких-либо процессов, образцов и
т.п., подражание кому-нибудь или чему-нибудь.
2. Подделка подо что-нибудь.
Предварительное задание: учащимся предлагается написать сочинение на данную тему по плану в виде вопросов:
Каждый ли человек, по-твоему, личность?
Как, под влиянием чего происходит формирование личности?
Бывают ли личности со знаком «плюс» или «минус»?
Приведите примеры людей, которых вы считаете личностями в истории, искусстве, литературе (можно и литературных героев).
Считаешь ли ты личностью себя?
Эти работы (учитель их проверяет заранее) могут стать материалом для проведения обсуждения: могут цитироваться, могут приводиться из них примеры личностей.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
В жизни каждого человека наступает такой период, когда он задумывается о себе, об окружающем мире и о своем месте в этом мире. Этот период обычно начинается в возрасте 12-15 лет, и если человек не задумается о своих жизненных принципах, о своих взаимоотношениях с людьми сейчас, то, скорее всего, он не задумается об этом никогда, а будет просто плыть по течению жизни, вряд ли добьется чего-то существенного и заслужит уважение окружающих.
Сегодняшний урок призван подвести промежуточный итог нашим размышлениям по прочитанным произведениям, выявить сходные и противоположные мнения, проследить, насколько вырос наш читательский уровень и расширился литературный кругозор за 4 года в средней школе. Хотелось бы, чтобы сегодня на уроке работали ваши и Душа, и Разум. Именно об этом эпиграфы, строфы русских поэтов ХХ века Н.Заболоцкого и Б.Пастернака. (Чтение и комментирование эпиграфов, помещенных на доске. Возможно выразительное чтение наизусть полностью стихотворений заранее подготовленными учениками или самим учителем).
II. Актуализация опорных знаний.
Напомните, над какими вопросами вы работали во время подготовки к уроку и написания сочинения.
III. Работа по теме.
Беседа с элементами цитирования сочинений.
- Обдумывая первый вопрос о том, каждый ли человек – личность, очень многие из вас обратились к толковому словарю. Вот как пишет о слове «ЛИЧНОСТЬ» С.И.Ожегов (обращение к определению на доске). Из этой формулировки практически всеми был сделан однозначный вывод: личность – каждый человек. Однако почти в каждой работе здесь возникает НО: каждый человек – личность, но вопрос – какая личность? Серенькая, незаметная, неяркая – так ведь кто ее запомнит? Такой личностью никому быть не хочется. Каждый желает быть личностью яркой, оригинальной, запоминающейся, значительной. Об этом интересно сказал французский философ XVIII века Клод Гельвеций.
(Обращение к соответствующей записи на доске).
- Какие же качества должны быть присущи такой личности? (Устные ответы учащихся или чтение отрывков из сочинений).
Итак, основные качества, которые вы выделили, - это наличие собственных убеждений, твердое следование им. умение объяснить свою позицию окружающим и убедить их в своей правоте.
Многие из вас основными качествами личности назвали доброту, честность, порядочность. По-моему, эти качества должны быть присущи личности со знаком «+».
Но в целом вопрос о личностях со знаком «+» и «-» вызвал совершенно противоположные точки зрения, споры. Одни считают: да, такие личности есть, и в качестве доказательства приводят конкретные исторические примеры. (Примеры учеников и их аргументация). Другие говорят: полностью положительных или отрицательных личностей нет ни в жизни, ни в литературе. (Соответствующие примеры)
- Откуда же берутся личности со знаком «-»? (Ответы учащихся)
Я думаю, что соотношение плюсов и минусов в личности человека зависит от тех целей, которые он ставит перед собой, от его понимания счастья. Очень хорошо об этом написал харьковский поэт Роман Левин:
В чем видеть смысл,
К чему стремиться,
Чтобы не каяться потом?
Давно пора определиться
И в жизни, и в себе самом.
Понять, что истинно, что ложно,
Встав у решающей черты,
Не думать про большую ложку,
Но помнить, как не вечен ты.
И не мельчить, и не мешаться,
А только следовать тому,
Что, не приемля имитаций,
Созвучно сердцу твоему.
- Нам с вами встретилось малознакомое слово ИМИТАЦИЯ. Как вы понимаете его? (Ответы учащихся). А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь. (Толкование слова написано на доске)
- Многие из вас приводили интереснейшие примеры личности деятелей науки, культуры, искусства. Остановимся на некоторых из них. (Ученики приводят примеры из своих сочинений).
2. Проведение викторины.
Итак, людей настоящих (действительно живших) и вымышленных (литературные герои) характеризуют в первую очередь их поступки, эпизоды биографии.
- А с помощью чего еще автор может ярко, интересно охарактеризовать своего героя, сделать его личностью запоминающейся? (Ученики называют такие приемы характеристики персонажа, как детали портрета, речи, увлечения героев).
Проверим в ходе викторины, сможете ли вы по одной детали (биографии, поведения, портрета и т.д.) определить деятеля истории, искусства или литературного героя.
1) Он погиб на дуэли в 26 лет от руки бывшего приятеля-одноклассника. (М.Ю.Лермонтов)
2) Он, потеряв слух, продолжал писать замечательную музыку. (Людвиг ван Бетховен)
3) В старости, когда отнялась правая рука, он продолжал писать картины. (Илья Репин)
4) Он приказал убить всех младенцев в городе, опасаясь за свою власть. (Библейский царь Ирод)
5) Он выкрал у богов огонь и отдал его людям. (Герой греческих мифов Прометей)
6) Этот князь «принял смерть от коня своего». (Вещий Олег)
7) Он обладал удивительной внешностью: наряду с колоссальной физической силой и огромным ростом – одним глазом. (Циклоп Полифем)
8) Этот герой знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». (Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова)
9) «То ли волк, то ли человек». (Пугачев из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
10) Он сумел подковать блоху. (Левша из повести Н.Лескова)
11) Из понятий части и долга убил собственного сына. (Тарас Бульба из повести Н.В.Гоголя)
12) Он получил тысячу червонных и утратил свой талант. (Художник Чартков из гоголевской повести «Портрет»)
13) Ему было всего 15 лет, но он стал во главе команды матросов. (Дик Сэнд из романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан»)
14) Она поверила в сказку старика и мечтала о чуде. (Ассоль из повести А.Грина «Алые паруса»)
15) От роду 23лет, нос прямой, глаза карие, волосы русые, лицом чист, бороду бреет» - по таким приметам узнать человек невозможно, а вы попробуйте. (Владимир Дубровский из повести А.Пушкина)
IV. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами, ребята, поняли, что личность реального человека или литературного героя – это нечто необычное, оригинальное, неповторимое. Об этом очень интересно сказал известный американский психолог Дейл Карнеги. (Обращение к цитате на доске).
- А как же воспитать в себе качества настоящей личности? Об этом вы тоже писали в своих работах. (Чтение фрагментов сочинений учащихся)
Мне же запомнились слова С.Смайлса. (Обращение к цитате на доске).
Действительно, от собственной воли, целей, стремления, поступков человека зависит тот след, который он оставит в сердцах других людей.
(Звучит стихотворение Л.Мартынова «След» в исполнении учителя или заранее подготовленного ученика).
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Этот выбор: какой личностью быть (интересной, яркой или серенькой, неоригинальной; доброй, порядочной или эгоистичной, равнодушной) – каждый делает сам, так же, как и выбирает для себя профессию, любовь и жизненную дорогу. И начиная выбирать именно сейчас, в 14 лет, мы продолжаем делать это потом всю жизнь.
(Звучит песня «Каждый выбирает для себя…»)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.