Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение.»
Личностно-ориентированные технологии
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина - Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Личностно-ориентированное обучение-это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.
Цель ЛОО состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностного ориентированного образования:- гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала;- кльтуросозидательная (культурообразующая) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры;- самореализации предполагает обеспечение усвоения индивидом социального опыта.
Личностно-ориентированный подход-это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить процессы самопознания и самореализации личности.
Содержание личностно-ориентированного образования: помощь школнику в выстраивании собственной личностной позиции в жизни; выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной системой знаний; выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение способов их решения; открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля -к развитию, от управления- к самоуправлению. Основная установка педагога-не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание детьми, на их «освобождение для творчества.
личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда: Педагог создаст условия, которые превратят обучающегося в субъект, увлечённый учением, саморазвитием. Учитель будет помощником и устроителем учебносознательной деятельности учащихся, а не первым действующим лицом на уроке. Субъективная роль ученика будет содержать свободу темпа, выбора уровня обучения. Обучение будет организовано чрез диалог.


