СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»

Урок-исследование по теме «Личные местоимения»



Цель урока: формирование навыков исследовательской деятельности при изучении темы «Личные местоимения».

Задачи:

  • повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);

  • исследовать смыслоразличительную функцию личных местоимений на примере отрывков из художественных произведений, изученных в 5 классе;

  • развивать интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские, творческие возможности учащихся;

  • воспитывать любовь к русской классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Тип урока: комбинированный урок с элементами исследования.

Оборудование урока: карточки с примерами, учебник. М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Ход урока:


  1. Оргмомент.

  2. Актуализация прежних знаний.

    1. Запись на доске и в тетрадях предложения: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)

  1. В этом предложении повторяем все орфограммы, пунктограммы, графически их обозначаем.

  2. Находим местоимения.

  1. Рассказать все, что мы знаем о местоимении (один ученик выходит к доске и рассказывает). Комментарии его ответа и дополнительные вопросы к нему даются остальными учениками класса.

  2. Постановка цели и задач урока.



    1. Работа по теме. При подготовке к данному этапу урока заранее подготовлены карточки с примерами на употребление личных местоимений в речи, основываясь на художественных произведениях, изученных в 5 классе.

Работа в группах.

1-я группе подготовлены примеры, в которых используется местоимение «я».

Ученики класса записывают посередине строчки «Я».

Проблемный вопрос для 1 группы: существуют ли условия, которые влияют на употребление автором личного местоимения «я» в стихотворных произведения разных жанров.

1 пример: Ребятам дан отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» от слов: О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? до слов И песню громкую пою про удаль раннюю мою.

Анализ данного отрывка позволяет сделать вывод, что поэт один раз сказал «Я», а действий было много: иду, катаюсь, брожу, скачусь, бегу, пою. Следовательно, частое употребление личного местоимения приводит к нарушению поэтической формы и образованию речевой ошибки(тавтологии)_.

2 пример: Я голову с тебя сорву! Я этого, приятель, не забыл. (И. Крылов, «Волк и ягненок»). Я ль на свете всех милее? (А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Ребята пришли к выводу, что местоимение «я» в данных поэтических строчках служит средством характеристики героев: (самовлюбленных, властных, эгоистичных).

3 пример: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)

Анализ поэтических строчек, которые по структуре являются односоставными предложениями, позволяет сделать вывод, что употребление личного местоимения здесь не требуется.


Общие выводы: Из представленных примеров ученики сделали следующие выводы:

  • Постоянное повторение местоимения «я» лишь засоряет нашу речь, делает ее скучной и однообразной;

  • Пропуск личного местоимения придает речи динамичность, ускоряет ее темп, акцентирует внимание на действии, состоянии, настроении ;

  • В определенных случаях употребление местоимения служит одним из средств характеристики героя.


2-я группа работают с примерами с местоимением «Мы».

Ученики записывают посередине строчки «Мы»

Проблемный вопрос для группы: меняется ли смысловая функция местоимения «мы» в зависимости от стиля употребления.

1 пример записываем: Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою (строчки из «Бородино» М. Ю. Лермонтова).

Вывод: в данном произведении местоимение «мы» обозначает единство. Солдат говорит от имени всего народа. Само произведение относится к художественному стилю.

2 пример: Как мы себя чувствуем? ( обращение доктора к пациенту, но и обращение к приятелю, знакомому).

Вывод: местоимение «мы» может употребляться как обращение к одному человеку, причём с оттенками иронии, шутливости, и это характерно для разговорного стиля.

Учащиеся могут вспомнить на уроке и привести примеры употребления местоимения «мы».

3 пример: Мы исследовали и пришли к выводу (авторское «мы»). Такая форма употребления характерна для научного стиля.

Вывод: местоимение «мы» заменяет в научной речи местоимение «я», что подчёркивает скромность и объективность автора. Местоимение «мы» приобретает отвлечённо-обобщенное значение.


3-я группа работает с примерами с местоимениями «Ты», «Вы».

Ученики записывают посередине строчки «Ты», «Вы».

Ученикам 3-ей группы было предложено заранее ознакомиться с теоретическим материалом учебника «Русский язык» Т. А. Ладыженской и выполнить упражнение 397, проанализировав данные примеры.

Проблемный вопрос: какие условия употребления существуют для местоимений «ты» и «вы».

1 пример: Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весною до зари?

Вы выходите на крыльцо…Вот вы сели: лошади разом тронулись. Вы едете.(И. Тургенев.)

2 пример: «Весна!» – читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей рад. (А. Плещеев.)

3 пример: Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь?

Анализ примеров данного упражнения позволяет сделать следующие выводы:

  • местоимения «ты», «вы» могут обозначать конкретное лицо;

  • местоимения 2-лица ед. и мн. числа могут обозначать любое лицо;

  • местоимение «вы» используется как форма обращения в деловой этике.

IV. Обобщение. Повторение понятий «текст», «цепная и параллельная связь». Роль местоимений как средства связи предложений в тексте.

VI. Рефлексия.


Список литературы:

  1. Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. – М.: педагогический университет «Первое сентября», - 2009.

  2. Львова С. И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа.

  3. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.

  4. Интернет-ресурсы.