Урок-исследование по теме «Личные местоимения»
Цель урока: формирование навыков исследовательской деятельности при изучении темы «Личные местоимения».
Задачи:
повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
исследовать смыслоразличительную функцию личных местоимений на примере отрывков из художественных произведений, изученных в 5 классе;
развивать интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские, творческие возможности учащихся;
воспитывать любовь к русской классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Тип урока: комбинированный урок с элементами исследования.
Оборудование урока: карточки с примерами, учебник. М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской и др.
Ход урока:
Оргмомент.
Актуализация прежних знаний.
Запись на доске и в тетрадях предложения: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)
В этом предложении повторяем все орфограммы, пунктограммы, графически их обозначаем.
Находим местоимения.
Рассказать все, что мы знаем о местоимении (один ученик выходит к доске и рассказывает). Комментарии его ответа и дополнительные вопросы к нему даются остальными учениками класса.
Постановка цели и задач урока.
Работа по теме. При подготовке к данному этапу урока заранее подготовлены карточки с примерами на употребление личных местоимений в речи, основываясь на художественных произведениях, изученных в 5 классе.
Работа в группах.
1-я группе подготовлены примеры, в которых используется местоимение «я».
Ученики класса записывают посередине строчки «Я».
Проблемный вопрос для 1 группы: существуют ли условия, которые влияют на употребление автором личного местоимения «я» в стихотворных произведения разных жанров.
1 пример: Ребятам дан отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» от слов: О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? до слов И песню громкую пою про удаль раннюю мою.
Анализ данного отрывка позволяет сделать вывод, что поэт один раз сказал «Я», а действий было много: иду, катаюсь, брожу, скачусь, бегу, пою. Следовательно, частое употребление личного местоимения приводит к нарушению поэтической формы и образованию речевой ошибки(тавтологии)_.
2 пример: Я голову с тебя сорву! Я этого, приятель, не забыл. (И. Крылов, «Волк и ягненок»). Я ль на свете всех милее? (А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Ребята пришли к выводу, что местоимение «я» в данных поэтических строчках служит средством характеристики героев: (самовлюбленных, властных, эгоистичных).
3 пример: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
Анализ поэтических строчек, которые по структуре являются односоставными предложениями, позволяет сделать вывод, что употребление личного местоимения здесь не требуется.
Общие выводы: Из представленных примеров ученики сделали следующие выводы:
Постоянное повторение местоимения «я» лишь засоряет нашу речь, делает ее скучной и однообразной;
Пропуск личного местоимения придает речи динамичность, ускоряет ее темп, акцентирует внимание на действии, состоянии, настроении ;
В определенных случаях употребление местоимения служит одним из средств характеристики героя.
2-я группа работают с примерами с местоимением «Мы».
Ученики записывают посередине строчки «Мы»
Проблемный вопрос для группы: меняется ли смысловая функция местоимения «мы» в зависимости от стиля употребления.
1 пример записываем: Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою (строчки из «Бородино» М. Ю. Лермонтова).
Вывод: в данном произведении местоимение «мы» обозначает единство. Солдат говорит от имени всего народа. Само произведение относится к художественному стилю.
2 пример: Как мы себя чувствуем? ( обращение доктора к пациенту, но и обращение к приятелю, знакомому).
Вывод: местоимение «мы» может употребляться как обращение к одному человеку, причём с оттенками иронии, шутливости, и это характерно для разговорного стиля.
Учащиеся могут вспомнить на уроке и привести примеры употребления местоимения «мы».
3 пример: Мы исследовали и пришли к выводу (авторское «мы»). Такая форма употребления характерна для научного стиля.
Вывод: местоимение «мы» заменяет в научной речи местоимение «я», что подчёркивает скромность и объективность автора. Местоимение «мы» приобретает отвлечённо-обобщенное значение.
3-я группа работает с примерами с местоимениями «Ты», «Вы».
Ученики записывают посередине строчки «Ты», «Вы».
Ученикам 3-ей группы было предложено заранее ознакомиться с теоретическим материалом учебника «Русский язык» Т. А. Ладыженской и выполнить упражнение 397, проанализировав данные примеры.
Проблемный вопрос: какие условия употребления существуют для местоимений «ты» и «вы».
1 пример: Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весною до зари?
Вы выходите на крыльцо…Вот вы сели: лошади разом тронулись. Вы едете.(И. Тургенев.)
2 пример: «Весна!» – читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей рад. (А. Плещеев.)
3 пример: Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь?
Анализ примеров данного упражнения позволяет сделать следующие выводы:
местоимения «ты», «вы» могут обозначать конкретное лицо;
местоимения 2-лица ед. и мн. числа могут обозначать любое лицо;
местоимение «вы» используется как форма обращения в деловой этике.
IV. Обобщение. Повторение понятий «текст», «цепная и параллельная связь». Роль местоимений как средства связи предложений в тексте.
VI. Рефлексия.
Список литературы:
Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. – М.: педагогический университет «Первое сентября», - 2009.
Львова С. И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа.
Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
Интернет-ресурсы.