Тема 2.8 Международная и региональная стандартизация
Международные и региональные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН,
СЕНЭЛЕК, ЕТСИ, ИНСТА и др.):
структура, область деятельности, цели и задачи
Международная организация по стандартизации (ИСО)
ИСО (ISO) — Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. и имеет неправительственный статус.

Главная цель ИСО (ISO) — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню.
Членами ISO являются национальные организации по стандартизации (не более одной от каждой страны). Неизменными структурными подразделениями ISO являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы (их более 2500), занимающиеся разработкой международных стандартов.
Деятельность ИСО распространяется на все области промышленности, кроме электротехники и электроники, находящихся в компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).
Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций.
На сегодняшний день в состав ИСО входит более 160 стран. Россию представляет Росстандарт. Структура ИСО представлена на рисунке 1.

Рисунок 1
Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных членами — комитетами, каждый из которых имеет право представить не более трех человек, но их могут сопровождать наблюдатели. Член-корреспонденты и член-абоненты участвуют как наблюдатели.
Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Он имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.
Совету ИСО подчиняется семь комитетов:
• ПЛАКО — техническое бюро;
• СТАКО — комитет по изучению научных принципов стандартизации;
• КАСКО — комитет по оценке соответствия;
• ИНФКО — комитет по научно-технической информации;
• ДЕВКО — комитет по оказанию помощи развивающимся странам;
• КОПОЛКО — комитет по защите интересов потребителей;
• РЕМКО — комитет по стандартным образцам.
СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработок международных стандартов.
ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации ее технических сторон.
КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию.
ИНФКО занимается вопросами информационного обеспечения работ по стандартизации.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.
КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию.
РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).
Основные принципы разработки стандартов
1. Стандарты ИСО реагируют на потребности рынка
ИСО разрабатывает стандарт на просьбу со стороны промышленности и других заинтересованных сторон, таких как группы потребителей.
2. Стандарты ИСО основаны на глобальном экспертом мнении
Стандарты ИСО разрабатываются группой экспертов со всего мира, которые являются частью более крупной группы, называемой техническим комитетом.
3. Стандарты ИСО разрабатываются в рамках многостороннего процесса
Технические комитеты состоят из экспертов соответствующей отрасли, а также из представителей потребительских ассоциаций, научных кругов, неправительственных организаций и правительства.
4. В основе стандартов ИСО лежит консенсус
Стандарты ИСО разрабатываются на основе консенсуса, где принимаются во внимание комментарии от заинтересованных сторон.
Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г.
После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены.
МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения.
Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.
Официальные языки МЭК — английский, французский и русский.
Большинство стран—членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации.

Каждая страна в МЭК представлена национальным комитетом.
Основная цель организации, которая определена ее Уставом — содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники и радиотехники с помощью разработки международных стандартов и других документов.
Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК.
Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах МЭК, направлены на решение всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов. Президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.
Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий.
Он выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет задания Совета.
Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В работе каждого ТК участвуют 15—25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов. Схема работы технического комитета МЭК представлена на рис. 2.3.
Комиссией принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретностью: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности.
Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий.
Европейская экономическая комиссия ООН

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. С 1951 г. основным направлением ее деятельности стало развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН.
Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации и определении приоритетов в этой области.
Основной рабочий орган ЕЭК по проблемам стандартизации, сертификации, качества — Рабочая группа.
В работе ЕЭК принимают участие:
• Комиссия по транспорту (разработка Правил ЕЭК ООН);
• Комитет по сельскому хозяйству;
• Комитет по лесу (стандартизация, контроль качества лесных товаров);
• Комитет по населенным пунктам (принятие единых норм качества строительной продукции);
• Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов);
• Рабочая группа по углю (международные системы классификации угля).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Членами ВОЗ являются более 180 государств, в том числе и Россия.
Цель ВОЗ — достижение всеми народами высшего уровня здоровья (физического, душевного и социального благосостояния).
Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкой сети здравоохранения, оздоровлению окружающей среды.
Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией. Подразделения ВОЗ занимаются проблемами: здоровья и окружающей среды; защиты здоровья; фармакологии и токсикологии.
ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов.
Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН — ФАО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее являются около 160 государств.
Цель организации — содействие подъему всеобщего благосостояния с помощью активных действий по поднятию уровня жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.
Европейская организация по стандартизации (СЕН).
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК)
СЕН (CEN) — Европейская организация по стандартизации основана в 1961 г.
СЕНЭЛЕК (CENELEK) — Европейская организация по стандартизации в электронике основана в 1971 г.

Обе организации объединяют национальные организации экономических группировок стран Европы и определяют:
• порядок и формы использования национальных и международных стандартов;
• применимость национальных и международных стандартов без их переработки в европейские и контроль за соблюдением.
Работа СЕН связана с разработкой стандартов по оборудованию газонефтепроизводств, сварке, металлопрокату, судостроению и т. п.
Членами СЕН являются национальные организации по стандартизации европейских государств.
Процесс стандартизации на европейском уровне включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе согласия всех заинтересованных сторон.
Основная цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах межправительственные организации, обеспечивая сотрудничество со всеми организациями, занимающимися стандартизацией.

Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм.
Выбор приоритетного направления определяется экономической необходимостью.
Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов, разрабатывают европейские стандарты.
Кроме европейских норм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные на устранение технических барьеров в торговле и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.
Работа СЕНЕЛЕК базируется на международных стандартах.
Члены СЕНЭЛЕК — страны Европы. Эти страны (кроме Люксембурга) представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК.
Цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК направлены на создание единого европейского рынка.
Задача СЕНЭЛЕК — устранение любых технических различий между национальными стандартами, процедурами сертификации и торговли товарами электротехнических отраслей и промышленности.
Региональные стандарты, принятые СЕН и СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы:
• европейский стандарт (EN);
• документ по гармонизации (HD);
• предварительный стандарт (ENV).
Европейский стандарт СЕНЭЛЕК — это стандарт с согласованным техническим текстом, принимаемый в Европе странами-членами как национальный нормативный документ. Запрещается вносить какие-либо изменения в текст стандарта.
Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство.
Техническое законодательство ЕС представлено
Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).
Директива Совета вводится через законодательные акты государств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.
В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.
В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. К директивам имеются поправки.
Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100).
В отличие от старых новые директивы имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармонизированный».
Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.
В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.
Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.
Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях. В гармонизированном стандарте могут быть две части — обязательная (регламентированная) и добровольная.
Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком СЕН.

Необходимо отметить, что на один вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак СЕ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак СЕ— не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком СЕ, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

В области информационных технологий и электросвязи СЕНЭЛЕК тесно сотрудничает с Европейским институтом по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ), роль которого в ЕС за последние годы значительно возросла.
Европейский институт по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ)
Создание ЕТСИ (1988 г.) было вызвано необходимостью ускорения процесса гармонизации стандартов в области электросвязи, что особенно актуально для развития электросетей, промышленности и новейших технологий.

На сегодняшний день в ЕТСИ участвуют более 24 государств.
Основная задача ЕТСИ — поиск общих стандартов, на основе которых можно создать общую структуру электросвязи. Эта структура должна обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям.
По своему статусу ЕТСИ некоммерческая ассоциация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).
За подготовку проектов стандартов отвечают технические комитеты, а разработкой проекта занимается определенная группа специалистов.
В оргструктуре института имеется Совместная группа при президентах (СПГ), в задачу которой входит координация работы всех трех европейских организаций по стандартизации в пограничных областях (информационные технологии, электронные компоненты, системы электросвязи, обеспечивающие совместимость компьютеров).
Помощь в работе СПГ оказывают Руководящий комитет по информационным технологиям и Совместная координационная группа.
Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)
Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) создана в 1952 г. Ее члены — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, входящие своими национальными организациями по стандартизации, а также десять других организаций, занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.
Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других подобных организаций, состоит в том, что она не разрабатывает региональных общескандинавских стандартов.
Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран. Например, Дания еще в начале 70-х годов полностью отказалась от разработки национальных стандартов и перешла на международные и региональные нормативные документы.
Основные задачи ИНСТА:
• содействие созданию согласованных национальных стандартов скандинавских государств;
• единообразие технических требований национальных нормативных документов;
• организация обмена информацией о работах по стандартизации;
• распространение опыта по созданию стандартов.
За основу разрабатываемых нормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, европейские стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, стандарты других организаций. Разработанные нормативные документы принимаются странами-членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами — членами ИНСТА.
Главной целью своей деятельности организация считает достижение взаимопонимания между скандинавскими странами. Для этого проводятся регулярные ежегодные встречи, на которых обсуждаются все спорные вопросы. Так же, как и любая региональная организация, ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров в торговле. Основные пути для решения данной проблемы — гармонизация стандартов, взаимное признание результатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствия продукции.
Приоритетными направлениями в гармонизации национальных стандартов признаны: машино- и станкостроение, безопасность рабочих мест, эксплуатационная надежность и безопасность противопожарных средств.
Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Международная Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1994 г. создала Консультативный Комитет по стандартизации и качеству. В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и сертификации стран-членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Филиппин, Вьетнаму
В Малайзии национальная организация по стандартизации — Малазийский институт стандартов и промышленных исследований (СИРИМ) — существует 1975 г
Основные задачи СИРИМ:
• развитие и совершенствование стандартизации для содействия торговле и промышленности и обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей;
• консультирование промышленных предприятий по внедрению стандартов;
• проведение научных исследовании в области новейших технологий;
• обеспечение промышленных Кругов информацией о международных стандартах ИСО и МЭК и содействие их принятию в качестве национальных.
По оценкам ГАТТ/ВТО в 90-е годы Малайзия стала одной из 25 стран-лидеров мировой торговли, в немалой степени этому способствовало создание систем аккредитации испытательных лабораторий, сертификации экспортируемых товаров.
Национальный орган по стандартизации и сертификации Таиланда — Таиландский институт промышленных стандартов (ТИСИ) — отличается особой организацией. Он ведет всю работу по стандартизации (от планирования до принятия). ТИСИ является структурным подразделение министерства промышленности, которое и утверждает стандарты
В Индонезии национальная организация по стандартизации — Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС) — создана в 1984 г. декретом Президента.
Задачи Совета:
• координация деятельности различных организаций по стандартизации и сертификации, а также программ по стандартизации;
• разработка национальной политики в области стандартизации и метрологии.
Практически все национальные стандарты стран АСЕАН носят добровольный характер (в Малайзии — 100 %, в Индонезии, в Таиланде — 97 %, в Филиппинах — 95 %, в Сингапу- ре — 91 %). Стандарты приобретают статус обязательных при условии действия прямого технического закона.