повышение качества знаний учащихся по русскому языку, поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.
способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Программа «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку.дальнейшему успешному продвижению учащихся в освоении тематического материала.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как этап основного обучения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
1)целеполаганиекакпостановкаучебнойзадачинаосновесоотнесениятого,чтоужеизвестноиусвоеноучащимися,итого,чтоещенеизвестно;
2)планирование – определениепоследовательностипромежуточныхцелейсучетомконечногорезультата;составлениепланаипоследовательностидействий;
3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
6)оценка – выделениеиосознаниеобучающимсятого,чтоужеусвоеноичтоещенужноусвоить,осознаниекачестваиуровняусвоения;оценкарезультатовработы;
7)саморегуляциякакспособностькмобилизациисилиэнергии,кволевомуусилию(квыборувситуациимотивационногоконфликта)ипреодолениюпрепятствий.
1)планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
3)разрешениеконфликтов – выявление,идентификацияпроблемы,поискиоценкаальтернативныхспособовразрешенияконфликтов,принятиерешенияиегореализация;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня;
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо
Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов.Решение различных орфографических задач.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Запятые при однородных членах предложения, при прямой речи и диалоге, при вводных словах и обращении.
№ | Тема занятия, раздела | Кол-во часов | Да та | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Тип занятия | Виды и формы контроля |
личностные | метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные | предметные |
| | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
I | Наш родной язык | 2ч. | | | | | | | | |
1.1 (1) | Роль языка в жизни человека. | 1 | | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Читать и анализировать лингвистический текст. Знать, что язык -универсальное средство общения, что русский язык-один из развитых языков мира, богатый и выразительный. | характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка | работа в парах с теоретическим материалом , составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя, оформление лингвистического портфолио | УНЗ | Опорный конспект |
1.2. (2) | Язык – создатель и организатор речи. | 1 | | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Р.планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К. постановка вопросов | Научиться понимать коммуникативную функцию языка. | Узнает условия, необходимые для речевого общения; способы языкового анализа | работа в парах сильный-слабый, групповая работа с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя | УНЗ | План текста |
II | Фонетика | 5ч. | | | | | | | | |
2.1 (3) | Тайна фонемы. | 1 | | Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. | Р. коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия П. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов К.совершенствование текста | Знать отличие буквы от звука. Уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем | опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтические тексты | работа в парах с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя, оформление лингвистического портфолио | практикум | Анализ текста |
2.2 (4) | Фонетическая выразительность | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р.планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К. постановка вопросов | Знать отличие буквы от звука. Уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем | опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Рефлексия коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа | УНЗ | Анализ текста |
2.3 (5) | Откроем за буквами русского языка чудо | 1 | | Различать основные нравственно-эстетические понятия. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | Отличать буквы от звуков | участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. | работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | УНЗ | Опорный конспект |
2.4 (6) | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1 | | оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового | Р.планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К. постановка вопросов | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | практикум | Анализ текста |
2.5 (7) | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | работа в парах с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя, оформление лингвистического портфолио | практикум | Анализ текста |
III | Орфография | 22ч. | | | | | | | | |
3.1 (8) | «Дальние родственники» | 1 | | достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаосновенаблюдениязасобственнойречью. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | | Работа с этимологич. словарем |
3.2 (9) | Коварные словарные слова. | 1 | | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | Р.саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий П. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, К. анализ текста | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | | Работа с орф. словарем |
3.3 (10) | Коварные словарные слова. | 1 | | достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаосновенаблюдениязасобственнойречью. | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма | работа в группах: редактирование текста при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | | Работа с орф. словарем |
3.4 (11) | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать значение письма и правописания для жизни людей | участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, создавать тексты различных функциональных стилей и жанров | работа в группах: редактирование текста при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | | Работа с орф. словарем |
3.5 (12) | Практическое занятие. Работа с текстом. Тест. | 1 | | оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных | определять роль предложений со значением оценки в художественной речи | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | тест |
3.6 (13) | Опасные согласные. | 1 | | осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Р.планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К. постановка вопросов | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением согласных | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста),комплексное повторение ранее изученного на основе художественного текста, индивидуальное задание | УНЗ | Опорный конспект |
3.7 (14) | Звонкие и глухие «двойняшки». | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к животному миру | Р.прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П.структурирование знаний К. разрешение конфликтов | Различать звонкие и глухие согл., знать, что такое оглушение и озвончение | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | Выполняют к.р. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | сочинение |
3.8 (15) | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | верно употреблять разделительные ъ—ь | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
3.9 (16) | Большие и маленькие (правописание имен собственных). Тест «Проверь себя» | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя | практикум | тест |
3.10 (17) | Приставки – труженицы. | 1 | | Различать основные нравственно-эстетические понятия. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; знать неизменяемые при-ставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | тест |
3.11 (18) | Приставки – труженицы. | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р.прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П.структурирование знаний К. разрешение конфликтов | понимать значение письма и правописания для жизни людей; знать неизменяемые при- ставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | УНЗ | Опорный конспект |
3.12 (19) | Суффиксы – большие молодцы. | 1 | | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы суффикса и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
3.13 (20) | Суффиксы – большие молодцы. | 1 | | оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового | Р.планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К. постановка вопросов | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы суффикса и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Пишут сочинение. Оценивают результаты, способы их достижения. | практикум | тест |
3.14 (21) | Как «справиться со сложными словами»? | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. | Р.саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий П. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, К. анализ текста | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | практикум | пересказ |
3.15 (22) | Решение орфографических задач. | 1 | | Различать основные нравственно-эстетические понятия. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы суффикса и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Опорный конспект |
3.16 (23) | Орфографические головоломки | 1 | | достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаосновенаблюдениязасобственнойречью. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и суффикса и дифференцировать их | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
3.17 (24) | Орфографические головоломки | 1 | | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | Р.саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий П. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, К. анализ текста | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и суффикса и дифференцировать их | извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Работа с орфогр. словарем |
3.18 (25) | Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). | 1 | | достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаосновенаблюдениязасобственнойречью. | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы и дифференцировать их; владеть правилами безошибочно писать не с глаголами. | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | работа в группах: редактирование текста при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | практикум | сочинение |
3.19 (26) | Е или И? (Правописание окончаний глаголов). | 1 | | приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | знать смешиваемые при письме безударные окончания глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | работа в группах: редактирование текста при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | практикум | Анализ текста |
3.20 (27). | Имя существительное. Трудности в написании окончаний. | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, | Р.прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П.структурирование знаний К. разрешение конфликтов | знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | Выполняют к.р. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | изложение |
3.21 (28) | Имя прилагательное. Трудности правописания. | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | знать смешиваемые при письме безударные окончания прилаг., уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
3.22 (29) | Волшебный клубок орфограмм.Проверь себя. Тест. | 1 | | Различать основные нравственно-эстетические понятия. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | знать смешиваемые при письме безударные окончания сущ., глаголов, прилаг, безуд. Гласные в корне,уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; . | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
IV | Пунктуация | 6ч. | | | | | | | | |
4.1 (30) | Добрососедские отношения однородных членов предложения | 1 | | проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. | Р.прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П.структурирование знаний К. разрешение конфликтов | правильно ставить знаки препинания , соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | работа по алгоритму, работа в парах по составлению рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой | практикум | пересказ |
4.2 (31) | Пунктуационные головоломки | 1 | | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Р.прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П.структурирование знаний К. разрешение конфликтов | правильно ставить знаки препинания , соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи, отличать простые и сложные предложения с союзом И | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | Выполняют к.р. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | изложение |
4.3. (32) | Слова, не являющиеся членами предложения | 1 | | оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | правильно ставить знаки препинания при обращении, вводных словах | анализировать синонимические средства синтаксиса | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
4.4 (33) | Прямая речь и диалог | 1 | | достаточныйобъемсловарногозапасаиусвоенныхграмматическихсредствдлясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаосновенаблюдениязасобственнойречью. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя | УНЗ | Устное высказывание |
4.5 (34) | В стране сложного предложения | 1 | | Различать основные нравственно-эстетические понятия. | Р. оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Владеть техникой чтения. Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты | составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения | объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи | Выполняют практическую работу. Оценивают результаты, способы их достижения | практикум | Анализ текста |
4.6 (35) | Лингвистический карнавал (итоговое занятие) | 1 | | оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового | Р.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи | работа в группах: редактирование текста при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания | практикум | пересказ |
Диктанты - русский язык: коллекция Российского общеобразовательного портала / http://language.edu.ru
Я иду на урок русского языка: сайт Издательского дома "Первое сентября" / http://rus.1september.ru/urok/
Газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября" / http://rus.1september.ru/index.php
Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете /
http:// www.center.fio.ru- мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования.
« Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;
Образовательный комплекс « 1С: Школа. Академия речевого этикета»;
1.Ноутбук, проектор, экран.