Тема. Введение. Литература как искусство слова
Цели:
углубить понятие о литературе как виде искусства; показать важность чтения художественной литературы для формирования личности; раскрыть триаду автор — герой — читатель;
развивать умение составлять конспект;
воспитывать интерес учащихся к чтению произведений художественной литературы.
Эпиграфы:
Прекрасное пленяет навсегда.
К нему не остываешь. Никогда
Ему не впасть в ничтожество…
С. Наровчатов.
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.С. Лихачев.
Книги делают человека лучше…
И.А. Гончаров
Человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Перед тем, кто умеет читать, книги вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания, открывается удивительный, богатый и прекрасный мир.
К.Г. Паустовский
Этапы урока
I. Организационный момент
Звучит инструментальная композиция И. Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”.
II. Слово учителя
− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля.
На этой огромной голубой планете на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья и загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда ярко осветит его. Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!
Звучит музыка Г. Свиридова “Время, вперед!”
III. Беседа по вопросам. Постановка проблемы
XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!" Когда другой политик обещает: "Я подниму свою страну с колен!"
XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?
IV. Слово учителя
Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая, не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах, если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…
V. Экспресс-анкета
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
с теми, кто спокойно обходится без книг;
с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
(Обработка результатов экспресс-анкеты и подведение итогов).
VI. Работа с учебником
Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.
Запись определений в тетрадь
Литература (от лат. litera – буква) – вид искусства, отражающий действительность в худ. образах, создающий новую худ. реальность посредством слова; совокупность письменных произведений конкретного народа, всего человечества, определённой эпохи.
Литература выделилась из устного народного творчества. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Запись в тетрадь
Функции литературы:
Познавательная.
Воспитательная.
Эстетическая.
Коммуникативная.
VII. Слово учителя. “Литература – учебник жизни”
Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.
У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.
− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
− Да, я раз курил, это верно.
− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!
− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.
Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.
Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.
И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: " Папа, расскажи сказку".
Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.
- Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…
У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.
Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.
Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”
Беседа с учащимися:
− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?
Физминутка.
VIII. Работа с учебником. Конспектирование
Чтение учебника на с. 4.
Составление конспекта.
Запись в тетрадь
Популярность видов искусства:
Период Античности – театр;
Эпоха Возрождения – живопись;
XVIII век – литература.
В лит. произведениях отражаются
а) реальная жизнь (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Бородино»);
б) фантастическая жизнь (Р. Брэдбери «Каникулы»).
Автор выступает как сторонний наблюдатель (А.Т. Твардовский «Василий Тёркин») или как активный участник событий (Л. Н. Толстой «После бала»).
Труд читателя – осмыслить авторский замысел, оценить поступки героев, пережить с ними события, описанные в произведении.
ОБРАЗ ГЕРОЯ






ХАРАКТЕР ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ РЕЧЬ ОБСТАНОВКА, ОТНОШЕНИЕ
В КОТОРОЙ С ДРУГИМИ
ЖИВЕТ ПЕРСОНАЖАМИ


ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ АВТОР ВЫРАЖАЕТ
1. СВОЕ ОТНОШЕНИЕ 2. ВЫРАЖАЕТ 3. ВЫЗЫВАЕТ У ЧИТАТЕЛЯ
К ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИАВАНИЯ МЫСЛЬ
IX. Рефлексия.
X. Подведение итогов урока.
Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде? -
Вывод:
Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.
Вера Инбер
Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду,
От бурлящих столиц
До поселка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов Полярного круга,
От кудрей до седин,
Книга - нет у нас лучшего друга
Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!
XI. Домашнее задание.
Читать с. 3-4. Ответить устно на вопросы 1-2 на с. 5. Выполнить в тетради задание 3 на с. 5.
Введение. Литература как искусство слова

Прекрасное пробуждает доброе.
Д.С. Лихачев.
Книги делают человека лучше…
И.А. Гончаров
Литература (от лат. litera – буква) – вид искусства, отражающий действительность в худ. образах, создающий новую худ. реальность посредством слова; совокупность письменных произведений конкретного народа, всего человечества, определённой эпохи.
Литература выделилась из устного народного творчества. Её источниками стали песня, народные эпические сказания (былины, мифы, сказки).
Функции литературы:
Познавательная.
Воспитательная.
Эстетическая.
Коммуникативная.
Популярность видов искусства:
период Античности (IX в. до н.э. – V в. н.э.) – театр;
Эпоха Возрождения (середина XIV – конец XVI века) – живопись;
XVIII век – литература.
В лит. произведениях отражаются
а) реальная жизнь (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Бородино»);
б) фантастическая жизнь (Р. Брэдбери «Каникулы»).
Автор выступает как сторонний наблюдатель (А.Т. Твардовский «Василий Тёркин») или как активный участник событий (Л. Н. Толстой «После бала»).
ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ АВТОР



1. ВЫРАЖАЕТ СВОЕ 2. ВЫРАЖАЕТ 3. ВЫЗЫВАЕТ У ЧИТАТЕЛЯ
ОТНОШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИАВАНИЯ
К ЖИЗНИ МЫСЛЬ
СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ





ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ РЕЧЬ ОБСТАНОВКА, ОТНОШЕНИЯ
В КОТОРОЙ С ДРУГИМИ
ОН ЖИВЕТ ПЕРСОНАЖАМИ
Труд читателя – осмыслить авторский замысел, оценить поступки героев, пережить с ними события, описанные в произведении.
Введение. Литература как искусство слова
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.С. Лихачев.
Книги делают человека лучше…
И.А. Гончаров
Литература (от лат. litera – буква) – 1) вид искусства, отражающий действительность в худ. образах, создающий новую худ. реальность посредством слова; 2) совокупность письменных произведений конкретного народа, всего человечества, определённой эпохи.
Литература выделилась из устного народного творчества. Её источниками стали песня, народные эпические сказания (былины, мифы, сказки).
Функции литературы:
Познавательная.
Воспитательная.
Эстетическая.
Коммуникативная.
Популярность видов искусства:
период Античности (IX в. до н.э. – V в. н.э.) – театр;
Эпоха Возрождения (середина XIV – конец XVI века) – живопись;
XVIII век – литература.
Введение. Литература как искусство слова
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.С. Лихачев.
Книги делают человека лучше…
И.А. Гончаров
Литература (от лат. litera – буква) – 1) вид искусства, отражающий действительность в худ. образах, создающий новую худ. реальность посредством слова; 2) совокупность письменных произведений конкретного народа, всего человечества, определённой эпохи.
Литература выделилась из устного народного творчества. Её источниками стали песня, народные эпические сказания (былины, мифы, сказки).
Функции литературы:
Познавательная.
Воспитательная.
Эстетическая.
Коммуникативная.
Популярность видов искусства:
период Античности (IX в. до н.э. – V в. н.э.) – театр;
Эпоха Возрождения (середина XIV – конец XVI века) – живопись;
XVIII век – литература.
В лит. произведениях отражаются
а) реальная жизнь (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Бородино»);
б) фантастическая жизнь (Р. Брэдбери «Каникулы»).
Автор выступает как сторонний наблюдатель (А.Т. Твардовский «Василий Тёркин») или как активный участник событий (Л. Н. Толстой «После бала»).
ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ АВТОР



1. ВЫРАЖАЕТ СВОЕ 2. ВЫРАЖАЕТ 3. ВЫЗЫВАЕТ У ЧИТАТЕЛЯ
ОТНОШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИАВАНИЯ
К ЖИЗНИ МЫСЛЬ
СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ





ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ РЕЧЬ ОБСТАНОВКА, ОТНОШЕНИЯ
В КОТОРОЙ С ДРУГИМИ
ОН ЖИВЕТ ПЕРСОНАЖАМИ
Труд читателя – осмыслить авторский замысел, оценить поступки героев, пережить с ними события, описанные в произведении.
В лит. произведениях отражаются
а) реальная жизнь (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Бородино»);
б) фантастическая жизнь (Р. Брэдбери «Каникулы»).
Автор выступает как сторонний наблюдатель (А.Т. Твардовский «Василий Тёркин») или как активный участник событий (Л. Н. Толстой «После бала»).
ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ АВТОР



1. ВЫРАЖАЕТ СВОЕ 2. ВЫРАЖАЕТ 3. ВЫЗЫВАЕТ У ЧИТАТЕЛЯ
ОТНОШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИАВАНИЯ
К ЖИЗНИ МЫСЛЬ
СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ





ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ РЕЧЬ ОБСТАНОВКА, ОТНОШЕНИЯ
В КОТОРОЙ С ДРУГИМИ
ОН ЖИВЕТ ПЕРСОНАЖАМИ
Труд читателя – осмыслить авторский замысел, оценить поступки героев, пережить с ними события, описанные в произведении.
14