СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра «Лабиринт»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная разработка представляет собой сценврий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Лабиринт»»

Тема: Литературная игра «Лабиринт»

Цель: закрепить изученный ранее программный материал, проверить в игровой форме качество его усвоения

Оборудование: видео «Лабиринт» (Союзмультфильм), клубок пряжи, ножницы, иллюстрации, портреты А. С. Пушкина, раздаточный материал

Ход игры

Этап мероприятия. Деятельность учителя

Деятельность учеников

Наглядности


I Организационный момент.

Слово учителя:


Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

- Ребята, как вы относитесь к игре? Сегодня мы с вами поиграем, поиграем с пользой, потому что все задания нашей игры основаны на материале, изученном на уроках литературы.


1. Эмоциональный настрой. Игра «Мне нравится».

- Мне нравится, что сегодня хороший денёк!

- Мне нравится, что я вижу вас на нашем мероприятии!

- Мне нравится, что Никита (или кто- то другой) улыбается!

- А вам что нравится?






Учащиеся рассаживаются по группам.
















Учащиеся отвечают, что нравится им.



II Начальная рефлексия.

- Каким вы хотите, чтобы стало наше мероприятие? - От кого это будет зависеть? - Что для этого нужно сделать?



Учащиеся отвечают.





III Актуализация.

1. Беседа:

- Обратите внимание, как называется наша игра?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово лабиринт?







2. Просмотр фрагмента видео.

- Вспомнили это древнегреческий миф, когда Тесей оказался в лабиринте, чтобы победить Минотавра и спасти людей?

- Что помогло Тесею в тёмном лабиринте?

- Что наказал Тесей своим товарищам?

- Вот и нам с вами подобно Тесею и его товарищам предстоит сегодня оказаться в лабиринте. Но в отличие от героев мифа нас ждёт не страшный Минотавр, нас ждут другие испытания, интеллектуальные, и только, пройдя их, мы сможем выйти из нашего лабиринта. И волшебный клубочек у нас тоже будет. Через лабиринт он нас, конечно, не проведёт, но тоже поможет. Если команда справится с заданием, она может отрезать от клубочка небольшую нить, и в конце игры по количеству нитей мы поймём, кто же первым вышел из лабиринта.

- Проверим, насколько вы хорошо помните прочитанные произведения, их авторов, посмотрим, как вам даются творческие задания и умеете ли вы работать в команде.

- Команды, настройтесь на игру!!!!


3. Психологический настрой: телесная терапия для снятия мышечного и эмоционального напряжения.





Учащиеся решают ребус, отвечают.

(Игра «Лабиринт».

Запутанность, нет выхода, плутание, когда не можешь найти правильный ответ…, древнегреческий миф о подвигах Тесея).


Смотрят видео.



Учащиеся отвечают. (Волшебный клубок, «нить Ариадны»).

Учащиеся отвечают.

(Держаться вместе).
















Учащиеся приветствуют друг друга каким-нибудь необычным способом, например, берут друг друга за руки, обнимают, хлопают в ладоши.




Ребус с названием игры. Чтобы прочитать название, надо соединить буквы по стрелкам




Видео «Лабиринт» (Союзмультфильм; примерно с 11 по 12 мин.)

Клубок

Ножницы



IV Конкурсная часть.

1 конкурс «Два сапога- пара».

- Посмотрите на картинку. Что вы видите?


- А они пара?


- Почему?




- А что нужно сделать, чтобы получилась пара?


Задание: каждой команде нужно составить пословицы, соединив на доске разрозненные части, напечатанные на бумаге. Участвуют по 2 игрока. Учитывается скорость и правильность ответа.


- Поскольку игра наша литературная, уместно было бы задать вопрос: читаете ли вы книги? Проверим?

- Как называется собрание книг или место, где они хранятся?

- На каком этаже в нашей школе находится библиотека?

- А как зовут нашего библиотекаря?

- А как располагаются книги в библиотеке?


2 конкурс Аукцион «Назови автора».

- Приглашаю вас на аукцион и объявляю первый лот.

Задание: всем командам предлагаются вопросы на знание авторов художественных текстов. Учитывается скорость ответа. В случае, если команда, заявившая себя, даёт неправильный ответ, то «выбывает» с аукциона и далее отвечает другая команда и т. д. Если ни одна команда не даёт правильного ответа, лот снимается с аукциона. Выигрывает та команда, которая даёт больше правильных ответов.

Лот № 1

Его героя на хуторе прозвали «пузатым» и считали ведьмаком. (Гоголь)

Лот № 2

Его герой участвовал в осаде Трои и имел неуязвимое тело. (Гомер)

Лот № 3

В его произведении главным местом действия становится небольшое местечко рядом с Москвой, где русская армия дала отпор французам. (Лермонтов)

Лот № 4

Герой его книги был глух и нем от рождения и обладал большой физической силой. (Тургенев)

Лот № 5

В его произведении героиню по ошибке обвенчали с посторонним человеком. (Пушкин)

Лот № 6

В его произведении главному герою кудесники предсказали смерть от своего коня. (Пушкин)


3 конкурс «Читательская книжка».

- Вы знаете, что нашему библиотекарю часто помогают ученики. Вот как- то нерадивые помощники заполняли читательские книжки и всё напутали в записях. Теперь без вашей помощи и не понять, какие произведения были записаны. Помогите библиотекарю, заполните читательские книжки правильно.

Задание: прослушать названия произведений и записать их без ошибок.

Учитывается скорость и правильность ответа.

- «Царевна- индюшка»

- «Красная панамочка»

- «Руслан и Марья Гавриловна»

- «Выкрутасы Геракла»

- «Аленький носочек»

- «Стойкий деревянный солдатик»

- «Илья актюбинец и Воробей- разбойник»


4 конкурс «Словесный портрет».

- Ребята, хорошо ли вы знаете литературных героев? Можете ли вы, глядя на портрет, сказать, кто на нём изображён?

- А как вы узнали, что это А. С. Пушкин?





- А сможете ли вы узнать героя, если портрет его словесный? Проверим?

Задание: каждой команде даётся текст со словесным портретом литературного героя, которого они должны отгадать.

Учитывается скорость и правильность ответа.

Словесный портрет 1:

Словесный портрет 2:

Словесный портрет 3:


- Ребята, есть среди вас знатоки хороших манер?

- Какие слова употребляют воспитанные люди, если обращаются к кому- либо с просьбой?


- Как называются такие слова?


- Волшебные слова есть и в сказках. С их помощью действуют предметы и животные.

- Предлагаю вам заключительный конкурс «Сказочные художники».


5 конкурс «Сказочные художники».

Задание: от каждой команды выходят по 2 участника, читают волшебные слова и рисуют предметы, которым они предназначены. Учитывается скорость и точность изображения.

1 – «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом».

2- «Сивка- бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

3- «По щучьему велению, по моему хотению…»



Учащиеся отвечают.

(Сапоги).


Учащиеся отвечают.

(Нет).

Учащиеся отвечают.

(Они не подходят друг другу).


Учащиеся отвечают.

(Поменять местами).

Учащиеся составляют пословицы.






Учащиеся отвечают. (- Библиотека

- на втором


- Алмагуль

- по фамилиям авторов в алфавитном порядке.)





















































Учащиеся отвечают.



Учащиеся отвечают.

(Видели этот портрет неоднократно, а также знаем, что у него такая причёска, цвет волос и т. д.)








Учащиеся называют героя, название произведения и его автора.



Учащиеся отвечают.

Учащиеся отвечают. (Пожалуйста, будьте добры и т. д.)


Учащиеся отвечают. (Волшебные).




Иллюстрации с изображением сапог. Иллюстрации разрезать, разъединив изображение правого сапога от левого и составить «неправильные» пары

Листы с пословицами













Листы- лоты

Молоток

Карточка с порядковым номером команды





























Читательские книжки


















Портрет (- ы)

А. С. Пушкина.













Тексты с описанием героя

















Листы для рисунков

V Подведение итогов игры.

- Итак, кто же первым выходит из лабиринта?

Определяется победитель.



VI Заключительная рефлексия

«Мне понравилось…»

Учащиеся отвечают, что им понравилось.






























































Приложение

Пословицы

Любишь кататься — люби и саночки возить
Уменье и труд все перетрут
Под лежачий камень и вода не течет
Без терпенья нет уменья
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться
Готовь сани летом, а телегу — зимой Кто за Родину горой, тот истинный герой Если дружба велика, будет Родина крепка Народное братство дороже всякого богатства Что написано пером, того не вырубишь топором Хлеб питает тело, а книга питает разум Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает











































Словесный портрет

– Лгут люди, я совсем не хороша.  Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное.  – Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! 



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Генерал имел очень неприятные манеры. В числе последних были и смешные. 
Самою смешною привычкою его было то, что, произнося какую-нибудь речь или делая внушение, он всегда гладил всеми пятью пальцами правой руки свой нос. Это выходило так, как будто он "доил слова из носа" и при всякой такой запинке "доение" носа усиливалось, а кадеты тотчас же теряли серьезность и начинали пересмеиваться. Замечая это нарушение субординации, генерал начинал ещё более сердиться и наказывал их.






---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Дочка их, стройная, бледная и семнадцатилетняя девица. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей. Она была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена, что весьма соответствовало романическому её воображению. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.













Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Царевна- индюшка»


?










-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Красная панамочка»


?










--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Руслан и Марья Гавриловна»


?










-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Выкрутасы Геракла»


?












Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Аленький носочек»

?










-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Стойкий деревянный солдатик»


?










--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читательская книжка учащегося

Название произведения

Правильная запись



«Илья актюбинец и Воробей- разбойник»


?










--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------















Иллюстрации