СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс УМК Перспектива Урок 132 Тема: Проект «Времена года. Праздник поэзии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектный урок литературного чтения "Праздник поэзии". Учащиеся проявляют индивидуальные творческие способности, защищая свой проект о времени года.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс УМК Перспектива Урок 132 Тема: Проект «Времена года. Праздник поэзии».»

Литературное чтение 3 класс УМК Перспектива

Урок 132 Тема: Проект «Времена года. Праздник поэзии».

Тип урока: решение частных задач.

Педагогические задачи: создать условия для приобщения учащихся к природе через ознакомление с произведениями живописи, поэзии и музыки; способствовать расширению читательского кругозора; развитию мышления, наблюдательности, речи; содействовать воспитанию любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: осмыслять настроение лирических текстов, размышлять над ними, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, выполнении проектных заданий;

регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре);

коммуникативные: оформляют 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознают цель своего высказывания.


Самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения. Видеть и понимать прекрасное, бережно относиться к природе.

Образовательные ресурсы: аудиозапись музыкальных фрагментов: П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Осенняя песня», А.Вивальди «Весна». Сборники «Времена года. Стихотворения русских поэтов о природе», «Четыре времени года. Приметы, загадки, пословицы, стихотворения», И.Соколов-Микитов «Рассказы о природе», «Детства золотая пора. Стихи и рассказы», «Прощание с летом. Стихи и рассказы русских писателей». Презентация о временах года.


На доске рисунки детей о временах года. Каждая группа сделала элемент костюма своего времени года.

Сценарий праздника.

I.Организационный момент.

-Учитель.

Заходите, дети, в класс!

Мы урок начнём сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

За работу дружно твзялись.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдёт он впрок.

-Прочитайте предложение «К нам весна пришла» с различной интонацией и выделением голосом нужного слова:

(─ ) – спокойно сообщаем;

(!) – восхищаемся, радуемся;

(?!) – спрашиваем, удивляясь;

( ? ) – огорчаемся;

( !!) – радостно сообщаем об этом друзьям

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Учитель. Отгадайте загадку, ответ на которую подскажет тему урока.

-Стоит город, в котором 12 башен, в каждой 4 окошка, из каждого окошка по 7 выстрелов.

Дети. Это год. Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года.

Учитель. Да. И вы должны доказать, какое время года самое лучшее и любимое для вас.

Учитель. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с …

  • Мы узнаем …

  • Мы вспомним …

  • Мы будем уметь …

  • Мы сможем поразмышлять …

Учитель. Вы поработали в группах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Каждая группа выполнила проект о своём времени года.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Задумались дубравы,

Даль в утреннем дыму …

Я упаду на травы

И землю обниму.


В любое время года –

В снега, ветра, дожди –

Мне русская природа

Как праздник для души.


Зацветает тополь,

Вянет иван-чай…

Русская природа –

Радость и печаль.

-Так о русской природе писал поэт А.Поперечный. И, действительно, наша природа хороша всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью. Пусть каждая команда докажет, что именно их время года самое лучшее на свете.

III.Презентация проектов.

Учитель. Команда «Зима» защищает своё время года.

1.Проект «Зимний день».

1.1.Загадывают загадки о зиме.

1.2.Викторина.

Ученик.

- В поэзии С.Есенина много «серебряных» слов. Назовите их на месте пропущенных слов.


Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в … (серебре). («Черёмуха».)


Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг … (серебрит). ( «Ночь.»)


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым … (серебром). («Берёза».)


Улыбнулись сонные берёзки,

Растепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят … (серебряные) росы. («С добрым утром!»)


(Серебрится) … река.

(Серебрится) … ручей.

Серебрится) … трава

орошенных степей. («Ночь»)

1.3. Проводят малоподвижную игру «Метелица».

1.4.Вспоминают зимние праздники.

Учитель. Да! Зимой-то хорошо! А может весной лучше?

2. Проект «Весенние звуки».

2.1.Загадывают загадки о весне.

2.2.Рассказывают о приметах и праздниках.

2.3.Игра «Дополни пословицу».

2.4. Прослушивают музыкальный фрагмент А. Вивальди «Весна».

Дети подготовили вопросы.

--Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, музыка, живопись.)

-Что можно представить себе, слушая эту пьесу?

-Какое настроение передаётся мелодией?

2.5.Читают любимые стихотворения о весне.

Ученик. (Показ слайда.) Весну А.С.Пушкин называет «утром года». Созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И.Левитана «Весна. Большая вода». Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье, русских полях, грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности.

Учитель. Весна. Как только прозвучит это слово, сразу слышишь голоса птиц, чувствуешь запах свежей зелени. Весной вся природа просыпается, всё вокруг оживает. И, наступает лето.

3.Проект «Летние приключения».

3.1.Загадывают загадки о лете.

3.2.Игра «Дополни пословицу».

3.3. Читают стихотворения о лете.

Ученик. Лето А.С.Пушкин не любил и почти не писал о нём стихов.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,.

Ты все душевные способности губя, нас мучишь.

Ученик.

-А может быть, он не любил лето за то, что оно такое кратковременное?

Но наше северное лето

Карикатура южных зим,

Мелькнёт и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

Учитель.

-Мы тоже ощущаем стремительный бег этого времени года. А на пороге уже осень.

4.Проект «Осенние краски».

4.1.Загадывают загадки об осени.

4.2.Игра «Дополни пословицу».

4.3. Читают стихотворения о лете. Работа с картиной.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Ученик.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Ученица.

- Эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина «Золотая осень» воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению. (Показ слайда) перед нами начало осени – красивая и яркая её пора. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувства печали и тоски, но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цвета на картине И.Левитана завораживает нас. Интонации музыки Чайковского и краски левитановского пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своём стихотворении. Когда звучит минорный лад, создаётся чуть-чуть грустное настроение. «Унылая пора», но грусть светлая. Минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи. Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолётна. В народе её называют «бабьим летом».

Ученик. Уж небо осенью дышало… («Осень» отрывок)

IV.Итог. Рефлексия.

Учитель предлагает группам оценить свою работу, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам.

-Выступление какой группы вам особенно понравилось?

-Продолжите предложения:

  • Меня удивило…

  • Мне пришлось по душе…

  • Меня поразило…

  • Мне кажется, что…

V. Домашнее задание.

Составить словарь эпитетов по прочитанным произведениям.