СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. Урок "Листопадничек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературное чтение по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Урок "Листопадничек"»

технологичская карта урока



Урок: литературное чтение, 3 класс, школа России

Тема: О братьях наших меньших. И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек».

Цели: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением “Листопадничек”.

Задачи:

образовательная: познакомить детей с биографией И.С. Соколова -Микитова;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;

развивающая: способствовать развитию умения выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные - формирование учебной задачи уроков, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Познавательные – анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение старшим).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Техническое оборудование: ПК, интерактивная доска.









Ход урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сели 
И на доску посмотрели. 

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Игра «Доскажи словечко».


Проверяет домашнее задание.




– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Игра «Доскажи словечко».

– Мать моя вставала…

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в… сторону.

– Я начал вставать до…

– Потом и в городе я вставал…

– После чаю я…

– Моя охота была в…

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с …

Отвечают на вопросы учителя.



Участвуют в игре.


Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

2) Беседа.

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?

– Подберите однокоренные слова к слову «Родина».

– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?


– Прочитайте отрывок так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознанное чтение текста.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы


2. Речевая разминка

– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

– Прочитайте с сердитой интонацией.

– Прочитайте с веселой интонацией.

– Прочитайте с ускорением.

У боярина бобра нет богатства, нет добра
– два бобренка у бобра лучше всякого добра.

– Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.










III. Сообщение темы урока. Определение целей урока


– Отгадайте загадки.

Хвост веслом! Пловец отменный! Угадайте, что за шапка:
Да и мех имеет ценный, Меха целая охапка.
Строит «хатки» и плотины Шапка бегает в бору,
Из ветвей, камней и тины. У стволов грызет кору.

– Что вы знаете о бобрах?

– Что вы знаете о зайцах?

– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах?

- Правильно, главные герои этого рассказа бобры и заяц.

- Теперь попробуйте определить цели урока. Для этого используйте опорные слова:

- Мы познакомимся с …

- Мы вспомним …

- Мы узнаем…

- Мы научимся…

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– В какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение: рассказ или сказка?

– Вы предположили, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.


Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.


IV. Подготовка к восприятию произведе-

ния.

Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя.

– Что вы узнали об авторе?

– Когда и где он родился?

– Где он учился?

– Кем работал?

– Как он жил последние годы?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.


Осуществляют анализ объектов

с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.





















Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.

Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.

Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.

Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и не намокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.

Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).

Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Работают с толковым словарем.
























Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.

Учитывают мнение соседа по парте.

V1. Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.


Выполняют упражнения с учителем













VI1. Чтение и анализ произведения.

1.Чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного


































3. Выборочное чтение

















4. Чтение по ролям

Организует чтение, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.



– Прочитаем расскази подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?

- Чтение произведения.

– Это рассказ или сказка? Докажите.

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

– Как вели себя другие звери?

– Кого встретил зайчонок во время путешествия?

– Как провел зайчонок зиму?

– Почему зайчонок остался в хатке бобров?

– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?

– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?

– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

• мечтатель, фантазер;

• непослушный;

• любознательный;

• терпеливый;

• добрый;

• смелый;

• любящий.

– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые

• запасливые;

• гостеприимные;

• заботливые;

• смелые;

• чистоплотные.

Дискуссия - выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

• Много спать – дела не знать.

• Дома и стены помогают.

• Всякий кулик свое болото хвалит.

• Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

• Друзья познаются в беде.


– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?

– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?

– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.

– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.

– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?

– Что вызывало тревогу и слезы зайчат?

– Как их успокаивала мама?

– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

– Какой можно сделать вывод?

– Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?

• На чужой стороне и весна не красна.

• На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Какой вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа?


– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц.

Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям.

Читают произведение

по цепочке.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.








Дают характеристику Листопадничку

















Лучше родного дома

и родной мамы нет

никого на свете.





– Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.

– «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».

– Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный.

– Совершил необдуманный поступок.



Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.


Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позиции.



VIII. Чтение и анализ произведения.

1.Чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.















































4. Чтение по ролям




– Это рассказ или сказка? Докажите.

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

– Как улетали журавли?

– Как вели себя другие звери?

– Кого встретил зайчонок во время путешествия?

– Как провел зайчонок зиму?

– Почему зайчонок остался в хатке бобров?

– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?

– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?

– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

• мечтатель, фантазер;

• непослушный;

• любознательный;

• терпеливый;

• добрый;

• смелый;

• любящий.

– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые;

• запасливые;

• гостеприимные;

• заботливые;

• смелые;

• чистоплотные.


Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

- Много спать – дела не знать.

- Дома и стены помогают.

- Всякий кулик свое болото хвалит.

- В гостях хорошо, а дома лучше!

- Друзья познаются в беде

– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?

– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?

– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».

– А как вы понимаете слово «отчаянный»?

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.

– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.

– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?

– Как их успокаивала мама?

– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

– Какой можно сделать вывод?

- Что вызывало тревогу и слезы зайчат?

Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?


– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц.

Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям.





Читают произведение

по цепочке.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.











Дают характеристику Листопадничка, бобрам





Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позиции.



































Делают выводы, аргументируют свою позицию.



.





IX. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что означает слово «листопадничек»?

– Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения:

- Мне понравилось…

- Мне показалось интересным…

- Я восхищаюсь…

- Если бы я был художником, то…

- Если бы я был автором, то…

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– А теперь оцените свою работу, настроение.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности














X. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

- Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

- Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму.

- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

- Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ





Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи