Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка
Литературно – музыкальная композиция «Последние свидетели», посвящённая 70 – летию Победы.
Составила - Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка
контактный телефон: 83956022325
2016
Литературно – музыкальная композиция «Последние свидетели», посвящённая 70 – летию Победы.
Пояснительная записка:
Данное внеурочное мероприятие было проведено в рамках недели литературы, посвящённой 70 – летию Победы.
Рассчитано на детей 5 – 11 классов.
Цель мероприятия: познакомить современных школьников с тем, как жили их сверстники в годы войны, какие терпели лишения; пробудить в детях милосердие, сострадание, донести до каждого ребёнка, как это страшно жить, когда идёт война и гораздо интереснее и лучше жить, когда нет войны;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время; воспитать понимание у школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне; способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за детей в период войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации сопровождающего материала.
Аудиозаписи песен:
«Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл.Р. Газманова)
«До свидания, мальчики» (муз. и сл. Б. Окуджавы)
«Алые маки» (муз. Ю. Антонова, сл. Г. Поженяна)
«Он не вернулся из боя» (сл. и муз. В. Высоцкого)
«Детство – это я и ты» (муз. Ю. Чичкова. сл. М. Пляцковского)
Можно проводить, как внеклассное мероприятие на 9 мая.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь – полынь и сейчас на губах.
С. Сирена.
Звучит песня «Журавли»)(показ слайдов о журавлях)
ВЕДУЩИЙ (1): Этот день начался не тихой росной зарёй, а свистом пуль, грохотом бомб и скрежетом стали. Всё, что было до этого, перечеркнули оружейные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём.
ВЕДУЩИЙ (2): Последние свидетели войны — дети. Яркость детского восприятия, сохранённого в памяти, помогает нам увидеть те страшные события ещё с одной стороны, может, самой страшной — детской.
Дети военного времени… Они встретили 1941 год в разном возрасте: кто – то совсем крохой, а кто – то на пороге юности, подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких посёлках, дома, в гостях у родственников, на переднем крае и в глубоком тылу. Война изменила не только жизнь взрослых, но и жизнь детей.
ЧТЕЦ (1):
Нам детство трудное досталось,
Среди осколков ржавых кирпичей.
О детских шалостях мечталось,
Но не было ни кукол, ни мячей.
Патроны, мины и гранаты —
Богатый выбор.
Смерть — вольна.
Немало сверстников взяла ты
Оставленным оружием, война.
Потери эти не вносились в списки
Солдат, погибших на войне...
ВЕДУЩИЙ (1): Грозный сорок первый... Как он изменил людские судьбы... Обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты 17-летних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
Они хотели вернуться в тёплые хаты, посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но бросались на амбразуру вражеских пулемётов, гибли под пулями.
(Звучит песня «До свидания, мальчики»)(показ слайдов)
ЧТЕЦ (2):
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
ВЕДУЩИЙ (2): Утром 22 июня а одной из брестских улиц убитая девочка с незаплетёнными косичками, а рядом кукла. Многие запомнили эту девочку навсегда. Ребёнок, прошедший ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов ребятишек. В детских домах Белоруссии в 1945 г. воспитывалось26 тысяч сирот.
Я в госпитале мальчика видала.
При нём снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало,
А мальчику в то время было пять.
Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зелёный круглый мяч...
И вот лежал — и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.
Лежал тихонько на солдатской койке,
Обруки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!
ВЕДУЩИЙ (1): Вспоминает Дмитрий Суфранков. Ему было 5 лет во время войны. Сейчас он инженер-механик, живёт в Минске. «Не так по моему детскому сознанию ударило слово «война», как напугало слово «самолёты». «Самолёты!» — и мать стала нас сгребать с печи. После войны я долго железа боялся. Свистнет осколок, а у меня уже страх, что ещё раз взорвётся соседская девочка, три годика. Нашла «лимонку» и стала качать её как куклу. В тряпки завернула и качает, граната маленькая, как игрушка, только тяжёлая. Мать добежать не успела. После войны в нашей деревне Старые Голевчицы Петриковского района ещё два года хоронили детей. Каждый день плакали матери».
ВЕДУЩИЙ (2): Вспоминает Нина Рачицкая, ей было семь лет. Сейчас живёт в Минске. «Помнится отрывками, иногда очень ярко. Забрали у нас всё, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он слышит запах, пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть. А был он такой голодный, что подойдёт к маме и говорит: «Давай сварим моего утёнка». Утёнок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утёнка, и все будем сытые».
ВЕДУЩИЙ (1): Брест - Минск — Хатынь. И вот он лагерь смерти — Малый Тростенец. Более 130 тысяч человек погибло здесь. А вот ещё 260 узников. Их тоже убьют. В концлагерях для детей, лагерях крови...
Гитлеровцы сооружали их поближе к госпиталям. И в этих лагерях они превращали детей в склянки с кровью. Фашисты выкачивали кровь из маленьких узников, и когда иссушались детские тела и не текла уже из их вен алая кровь, палачи вместо пищи давали им яд. Десятки тысяч детей, эшелоны, гружённые бутылочками с их алой кровью, отправлялись в фашистские госпитали. Ни один ребёнок не спасся из этих лагерей.
(показ слайдов)
ЧТЕЦ (1):
Цветут в Бухенвальде цветы —
Алые маки.
В музейном покое — щиты,
А рядом — бараки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.
На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится.
Цветы пламенеют,
И свет ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки.
И всё-таки жутко смотреть
На алые маки.
(Звучит песня «Алые маки»)(показ слайдов)
ВЕДУЩИЙ (2): Наиболее трагичным периодом войны стала блокада. А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. Ленинградцам выдавали паёк — 125 граммов хлеба. Эта цифра навсегда останется одним из символов блокады для жителей осаждённого города.
Это была катастрофа — у большинства из них, не привыкших делать какие-то серьёзные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба из муки вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.
ЧТЕЦ (2):
В трудном году — сорок первом
Брат мой меньшой родился.
Как он выжил?
Наверно,
В рубашке на свет появился.
Какие уж тут прикормы!
Он рос на картошке постной.
И вот —
Мамин голос звонкий:
«Объявили победу!»
Вернулся отец,
Из котомки
Сахар достал и одежду.
Наряжен в цветную рубаху,
Младший братишка Славка
Надулся и выплюнул сахар,
Не зная,
Как это — сладко?..
ВЕДУЩИЙ (1):' Девочка из Омска — Анна Знегина написала письмо в редакцию газеты «Омская правда» о том, что отдаёт накопленные ею деньги на танк, который должен победить фашистов. После того как письмо было опубликовано, в редакцию посыпались конверты с деньгами, порой мелочью, что хранилась в детских копилках. И танк «Малютка» был выпущен. Только вот папу девочки он вернуть не смог...
(Звучит песня «Он не вернулся из боя».)
ЧТЕЦ (3):
Из записной потёртой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А всё ещё бегом бежал,
Да лёд за полу придержал...
Среди большой войны жестокой
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой...
ВЕДУЩИЙ (2): Рассказывает С. Алексиевич, тогда ещё молодая журналистка из Белоруссии, автор книги «Последние свидетели»: «У войны не женское лицо. Иногда можно услышать: «О войне столько написано! Что к этому можно добавить?» Это неправда. Вот только что вернулась из Бреста. И опять сердце выжатое: узнали, как фашисты расстреливали детей, будто дичь в чистом поле. Потом они поленились расстреливать, и один нечеловек стал объезжать поля на мотоцикле и добивать маленьких детей гаечным ключом. Слышался треск, будто от спелых арбузов. Уже, кажется, я столько про эту войну слышала, а такой боли ещё не испытывала».
(Чтец (1) читает стихотворение «Чулочки» («Их расстреляли на рассвете...».)
Их расстреляли на рассвете, когда еще белела мгла
Там были женщины и дети, и эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться, а после встать ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский - наивный, чистый и живой
«Чулочки тоже снять мне, дядя?». Не упрекая, не грозя
Смотрели, будто в душу глядя, трехлетней девочки глаза
«Чулочки тоже...» и смятеньем на миг эсэсовец объят,
Рука сама собой в смятенье, вдруг опустила автомат
Овеян он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа
Нет, он ее убить не сможет, но дал он очередь спеша...
Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла
Солдат, солдат, что если б дочка твоя вот так же здесь слегла?
И это маленькое сердце пробито пулею твоей,
Ты человек, не просто немец или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо, заре не поднимая глаз
Впервые сможет эта дума в мозгу затравленном упасть
И всюду взгляд светился синий, и всюду слышится опять
И не забудется отныне: «Чулочки, дядя, тоже снять?»
ВЕДУЩИЙ (1): Дети войны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час — и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжёлыми испытаниями. Это было в истории нашей страны, и это не должно повториться.
Мы, их внуки и правнуки, склоняем перед ними головы в знак великой благодарности и признательности.
(Звучит песня «Солнечный круг». Все присутствующие подпевают.)
Заканчиваем песней «Детство – это я и ты»( «Должны смеяться дети и в мирном мире жить») (показ сладов)
Литература:
Великая отечественная война 1941 – 1945: Словарь – справочник Н. Андроников, А. Галиан. – М., 1985
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах. Т. 6. Освобождение Родины. Составитель В. Свинников. – М., 1985. – с.343 – 345.
Присягаем Победой: стихи о Великой отечественной войне. – М.: дет. лит., 1982
http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8/
http://zaycev.net/pages/8747/874708.shtml
http://iplayer.fm/q/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D1%8F+%D0%B8+%D1%82%D1%8B/
http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%B4%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0/
http://zaycev.net/pages/31291/3129134.shtml
11