СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно - музыкальная композиция "Последние свидетели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная композиция посвещена теме "Дети и война". Была посвещена 70 - летию Победы.

Просмотр содержимого документа
«Литературно - музыкальная композиция "Последние свидетели"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка







Литературно – музыкальная композиция «Последние свидетели», посвящённая 70 – летию Победы.






Составила - Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка

контактный телефон: 83956022325












2016

Литературно – музыкальная композиция «Последние свидетели», посвящённая 70 – летию Победы.


Пояснительная записка:


Данное внеурочное мероприятие было проведено в рамках недели литературы, посвящённой 70 – летию Победы.

Рассчитано на детей 5 – 11 классов.

Цель мероприятия: познакомить современных школьников с тем, как жили их сверстники в годы войны, какие терпели лишения; пробудить в детях милосердие, сострадание, донести до каждого ребёнка, как это страшно жить, когда идёт война и гораздо интереснее и лучше жить, когда нет войны;

способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время; воспитать понимание у школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне; способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за детей в период войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации сопровождающего материала.

Аудиозаписи песен:

«Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл.Р. Газманова)

«До свидания, мальчики» (муз. и сл. Б. Окуджавы)

«Алые маки» (муз. Ю. Антонова, сл. Г. Поженяна)

«Он не вернулся из боя» (сл. и муз. В. Высоцкого)

«Детство – это я и ты» (муз. Ю. Чичкова. сл. М. Пляцковского)


Можно проводить, как внеклассное мероприятие на 9 мая.




Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь – полынь и сейчас на губах.

С. Сирена.


Звучит песня «Жу­равли»)(показ слайдов о журавлях)

ВЕДУЩИЙ (1): Этот день на­чался не тихой росной зарёй, а свистом пуль, грохотом бомб и скрежетом стали. Всё, что было до этого, перечеркнули оружейные залпы, смешали с дымом и крова­во-красным огнём.

ВЕДУЩИЙ (2): Последние свидетели войны — дети. Яркость детского восприятия, сохранён­ного в памяти, помогает нам уви­деть те страшные события ещё с одной стороны, может, самой страшной — детской.

Дети военного времени… Они встретили 1941 год в разном возрасте: кто – то совсем крохой, а кто – то на пороге юности, подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких посёлках, дома, в гостях у родственников, на переднем крае и в глубоком тылу. Война изменила не только жизнь взрослых, но и жизнь детей.


ЧТЕЦ (1):

Нам детство трудное досталось,

Среди осколков ржавых кирпичей.

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты —

Богатый выбор.

Смерть — вольна.

Немало сверстников взяла ты

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне...

ВЕДУЩИЙ (1): Грозный со­рок первый... Как он изменил людские судьбы... Обагрил кровью и слезами детство, сделал корот­кими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые меч­ты 17-летних, которые прямо с вы­пускного бала ушли «из детства в грязную теплушку, в эшелон пехо­ты, в санитарный взвод».

Они хотели вернуться в тёплые хаты, посмотреть в добрые, пол­ные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но броса­лись на амбразуру вражеских пу­лемётов, гибли под пулями.


(Звучит песня «До свидания, мальчики»)(показ слайдов)

ЧТЕЦ (2):

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.


ВЕДУЩИЙ (2): Утром 22 июня а одной из брестских улиц убитая девочка с незаплетёнными косичками, а рядом кукла. Многие запомнили эту девочку навсегда. Ребёнок, прошедший ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов ребятишек. В детских домах Белоруссии в 1945 г. воспитывалось26 тысяч сирот.

Я в госпитале мальчика видала.

При нём снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало,

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зелёный круглый мяч...

И вот лежал — и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

Обруки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

ВЕДУЩИЙ (1): Вспоминает Дмитрий Суфранков. Ему было 5 лет во время войны. Сейчас он инженер-механик, живёт в Минске. «Не так по моему детско­му сознанию ударило слово «вой­на», как напугало слово «самолё­ты». «Самолёты!» — и мать стала нас сгребать с печи. После войны я долго железа боялся. Свистнет ос­колок, а у меня уже страх, что ещё раз взорвётся соседская девочка, три годика. Нашла «лимонку» и стала качать её как куклу. В тряпки завернула и качает, граната малень­кая, как игрушка, только тяжёлая. Мать добежать не успела. После войны в нашей деревне Старые Голевчицы Петриковского района ещё два года хоронили детей. Каж­дый день плакали матери».


ВЕДУЩИЙ (2): Вспоминает Нина Рачицкая, ей было семь лет. Сейчас живёт в Минске. «Пом­нится отрывками, иногда очень ярко. Забрали у нас всё, мы голо­дали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он слышит запах, по­полз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раз­дался крик моего брата, страш­ный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попро­сил есть. А был он такой голод­ный, что подойдёт к маме и гово­рит: «Давай сварим моего утёнка». Утёнок у него был самой люби­мой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сва­рим утёнка, и все будем сытые».


ВЕДУЩИЙ (1): Брест - Минск — Хатынь. И вот он лагерь смерти — Малый Тростенец. Бо­лее 130 тысяч человек погибло здесь. А вот ещё 260 узников. Их тоже убьют. В концлагерях для де­тей, лагерях крови...

Гитлеровцы сооружали их по­ближе к госпиталям. И в этих ла­герях они превращали детей в склянки с кровью. Фашисты вы­качивали кровь из маленьких уз­ников, и когда иссушались дет­ские тела и не текла уже из их вен алая кровь, палачи вместо пищи давали им яд. Десятки тысяч де­тей, эшелоны, гружённые буты­лочками с их алой кровью, отправ­лялись в фашистские госпитали. Ни один ребёнок не спасся из этих лагерей.

(показ слайдов)

ЧТЕЦ (1):

Цветут в Бухенвальде цветы —

Алые маки.

В музейном покое — щиты,

А рядом — бараки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится.

Цветы пламенеют,

И свет ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки.

И всё-таки жутко смотреть

На алые маки.

(Звучит песня «Алые маки»)(показ слайдов)


ВЕДУЩИЙ (2): Наиболее тра­гичным периодом войны стала блокада. А маленькие ленинград­цы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью. В первые дни блока­ды гитлеровцы разгромили продо­вольственные склады, и перед го­родом встала угроза голода. Ленинградцам выдавали паёк — 125 граммов хлеба. Эта цифра на­всегда останется одним из симво­лов блокады для жителей осаж­дённого города.

Это была катастрофа — у боль­шинства из них, не привыкших делать какие-то серьёзные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба из муки вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.


ЧТЕЦ (2):

В трудном году — сорок первом

Брат мой меньшой родился.

Как он выжил?

Наверно,

В рубашке на свет появился.

Какие уж тут прикормы!

Он рос на картошке постной.

И вот —

Мамин голос звонкий:

«Объявили победу!»

Вернулся отец,

Из котомки

Сахар достал и одежду.

Наряжен в цветную рубаху,

Младший братишка Славка

Надулся и выплюнул сахар,

Не зная,

Как это — сладко?..

ВЕДУЩИЙ (1):' Девочка из Омска — Анна Знегина написала письмо в редакцию газеты «Ом­ская правда» о том, что отдаёт на­копленные ею деньги на танк, ко­торый должен победить фаши­стов. После того как письмо было опубликовано, в редакцию посы­пались конверты с деньгами, по­рой мелочью, что хранилась в дет­ских копилках. И танк «Малютка» был выпущен. Только вот папу де­вочки он вернуть не смог...


(Звучит песня «Он не вернулся из боя».)



ЧТЕЦ (3):

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал...

Среди большой войны жестокой

С чего — ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой...

ВЕДУЩИЙ (2): Рассказывает С. Алексиевич, тогда ещё молодая журналистка из Белоруссии, ав­тор книги «Последние свидете­ли»: «У войны не женское лицо. Иногда можно услышать: «О вой­не столько написано! Что к этому можно добавить?» Это неправда. Вот только что вернулась из Бре­ста. И опять сердце выжатое: узнали, как фашисты расстрели­вали детей, будто дичь в чистом поле. Потом они поленились рас­стреливать, и один нечеловек стал объезжать поля на мотоцикле и добивать маленьких детей гаеч­ным ключом. Слышался треск, будто от спелых арбузов. Уже, ка­жется, я столько про эту войну слышала, а такой боли ещё не ис­пытывала».

(Чтец (1) читает стихотворение «Чулочки» («Их расстреляли на рассвете...».)



 Их расстреляли на рассвете, когда еще белела мгла

Там были женщины и дети, и эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться, а после встать ко рву спиной,

Но прозвучал вдруг голос детский - наивный, чистый и живой

«Чулочки тоже снять мне, дядя?». Не упрекая, не грозя

Смотрели, будто в душу глядя, трехлетней девочки глаза

«Чулочки тоже...» и смятеньем на миг эсэсовец объят,

Рука сама собой в смятенье, вдруг опустила автомат

Овеян он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа

Нет, он ее убить не сможет, но дал он очередь спеша...

Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла

Солдат, солдат, что если б дочка твоя вот так же здесь слегла?

И это маленькое сердце пробито пулею твоей,

Ты человек, не просто немец или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо, заре не поднимая глаз

Впервые сможет эта дума в мозгу затравленном упасть

И всюду взгляд светился синий, и всюду слышится опять

И не забудется отныне: «Чулочки, дядя, тоже снять?»

 

ВЕДУЩИЙ (1): Дети вой­ны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час — и они показали, каким ог­ромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее дет­ство наполнено тяжёлыми испы­таниями. Это было в истории на­шей страны, и это не должно повториться.

Мы, их внуки и правнуки, склоняем перед ними головы в знак великой благодарности и признательности.


(Звучит песня «Солнечный круг». Все присутствующие подпевают.)


Заканчиваем песней «Детство – это я и ты»( «Должны смеяться дети и в мирном мире жить») (показ сладов)



Литература:


  1. Великая отечественная война 1941 – 1945: Словарь – справочник Н. Андроников, А. Галиан. – М., 1985

  2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах. Т. 6. Освобождение Родины. Составитель В. Свинников. – М., 1985. – с.343 – 345.

  3. Присягаем Победой: стихи о Великой отечественной войне. – М.: дет. лит., 1982

  4. http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8/


  1. http://zaycev.net/pages/8747/874708.shtml



  1. http://iplayer.fm/q/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D1%8F+%D0%B8+%D1%82%D1%8B/


  1. http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%B4%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0/



  1. http://zaycev.net/pages/31291/3129134.shtml


11