2 4 2 3 2 1 4 1. Работа со стихотворением В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». 1. Сначала дети читают про себя, затем по четверостишию вслух, беседа-размышление по ходу чтения. 1-я строфа: – Кто пытается найти ответ на вопрос, с которого начинается стихотворение? – Кто не вернулся из боя? (Трудно пока ответить на эти вопросы.) 2-я строфа: – Теперь можем ответить? 3-я строфа: – Что вы узнали о погибшем товарище? 4-я строфа: – Какие чувства переживает герой стихотворения? (Глубокой утраты, одиночества, скорби.) – Какая строчка повторяется несколько раз? С одинаковой ли интонацией её надо читать? – Почему автор её повторяет? (Герой не может поверить тому, что его друг погиб.) После чтения до конца: – Как вы поняли последнюю строчку? – О чём это стихотворение? (О дружбе, о войне, о памяти, которую должны сохранить живые.) 2. Выразительное чтение стихотворения. При подготовке чтения обратить внимание детей на знаки препинания, почему часто предложение заканчивается многоточием, с какой интонацией надо читать каждую строфу. 3. Прослушивание песни в исполнении автора. – Что вы представляли, слушая песню? 4. Рассказ учителя об авторе. – В. Высоцкий создал много песен о войне. В одном из выступлений он сказал: «Для меня война – особое потрясение, поэтому я так много пишу о ней». «Высоцкий, конечно, не мог воевать, – пишет о нём Р. Рождественский, – он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожжённой земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, общей памятью победившего народа». Песни В. Высоцкого всегда заметны, всегда слышимы. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежда и правда. Прослушивание песни «На братских могилах...». – Какому стихотворению созвучна эта песня? (А. Ахматовой «Памяти друга».) – Что их объединяет? (Благодарность живых, скорбь о погибших.) 2. Чтение авторского текста (с. 194) вслух. – У Б. Окуджавы особая манера исполнения своих песен. На первый взгляд, исполняет Б. Окуджава песни просто, так поют многие. Но внимательно слушая, чувствуешь завораживающую, доверительную манеру исполнения. Эти песни быстро становятся близкими, мы не только их слушаем, но и живём с ними. 3. Работа со стихотворением Б. Окуджавы «Король». 1. Работа с текстом до чтения. – О ком это стихотворение? (Ответ – в его названии.) Кто такой король? Какое отношение к войне он имеет, можете что-то предположить? – О чём это стихотворение, если оно включено в раздел «День Победы»? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). Вопросы после чтения: – Кто такой Король? Почему это слово в тексте написано по-разному: то с маленькой, то с большой буквы? – Все ли слова были понятны? Давайте проверим, потому что каждое слово очень важно для понимания смысла текста. (Радиола – аппарат, соединяющий в себе радиоприёмник и проигрыватель, на котором слушали пластинки. До войны, в 30-е гг. XX в., и после войны молодёжь прямо во дворах часто танцевала под радиолу; «мессершмитты» – фашистские самолёты; солнце в зените – здесь: высоко в небе, т.е. снова ясный, солнечный день.) 2. Повторное чтение с комментариями, диалог с автором. После 1-й строфы: – Интересно, за что же его уважали и присвоили такое высокое звание, ведь не только из-за фамилии, наверное? А ответ – в следующей строфе. 2-я строфа: «Был Король, как король, всемогущ». (То есть… всё мог.) «…и спасёт». (Что же мог всемогущий Король, вы поняли? – Спасти друга в трудную минуту. Вот за что его уважали во дворе.) «…разорвали на рассвете тишину». (То есть когда началась война.) «…и пошёл на войну». (А иначе он не мог: людям, стране нужна была его помощь в трудную минуту.) З-я строфа: «…снова солнце в зените». (Кончилась война, снова мирная жизнь – и радиола играет, и солнце светит…) «да некому оплакать его жизнь». (Значит, Лёнька не вернулся, погиб на войне. А почему некому оплакать? – Нет никого из близких, может быть, тоже погибли.) «королевой не успел обзавестись». (Вы поняли эту строчку? – Лёнька Королёв ушёл на войну и погиб совсем молодым, у него не было жены, он не успел полюбить девушку.) 4-я строфа: – А эти строчки – о памяти: память о Лёньке Королёве жива, как жива память обо всех, кто погиб на войне. 3. Беседа после чтения. – Согласны ли вы, что в стихотворении есть чувство, ощущение того мира, в котором жили люди до и после войны? – Почему автор решил рассказать о Лёньке Королёве? – Какие чувства он передал читателям? 4. Выразительное чтение стихотворения. 5. Прослушивание песни в исполнении Б. Окуджавы. 4. Чтение стихотворения А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...». 1. Первичное чтение (читает учитель). 2. Беседа. – Как вы поняли, о чём это стихотворение? (Нужно выслушать мнения детей и при необходимости уточнить, что оно – о вечном долге живых перед погибшими, о вечной памяти.) – Какие чувства выразил автор? (Боль, скорбь, чувство вины.) – Почему стихотворение заканчивается многоточием? (Эти мысли преследуют поэта, он всё понимает умом, а внутренний голос, совесть не дают покоя.) 3. Выразительное чтение.   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |