3.Постановка проблемы.. |
- Послушайте четверостишия и попробуйте определить о ком мы сегодня будем говорить на уроке: Пестрый листочек Присел на цветочек. Посидел-посидел И в даль полетел.
Яркая, нарядная, Лёгкая, приятная На траву садится, В цветок превратится.
Верно. Тема, над которой мы будем работать, звучит так: «Образ бабочки в лирическом произведении». (Слайд 1)
- Как вы понимаете выражение «лирическое произведение»? - Давайте вспомним, чем отличается лирическое произведение от прозаического?
- Какие приёмы используют поэты, чтобы сделать свою речь более выразительной?
- Для чего мы повторяли эти приёмы?
- Поэтическая тема насекомых всегда интересовала поэтов и писателей, поэтому они с удовольствием создавали все новые образы. -На уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями под заглавием «Бабочка», которые написали А.А.Фет и К.Д.Бальмонт.
На доске открываются портреты поэтов.
-Какую учебную задачу поставим перед собой?
|
- Это бабочка.
- Лирическое произведение – это стихотворение. - В стихотворениях есть рифма и ритм, они графически по-другому оформлены (записаны).
- Поэты используют сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Ответы детей
- Сравнить образы бабочек в этих стихо-творениях. |
4.Решение учебной задачи. Работа по учебнику 5.Первичное закрепление. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Физкультминутка 6.Рефлек-сия. | Послушайте, пожалуйста, запись стихотворение «Бабочка»А. А. Фета
Анализ стихотворения «Бабочка»
-Какие чувства вы испытали , слушая это стихотворение? - Откройте стр. 142 и самостоятельно прочитай стихотворение.
-От чьего имени оно написано?
- Какой вам видится бабочка?
- Как автор показывает в тексте восхищение бабочкой?
- Найдите строки подтверждающие ваше предположение. - Какое мгновение удалось запечатлеть автору? Что хочет передать автор словами «и вот дышу», «дышать хочу»
- Как автор передаёт полет,порыв бабочки? Внимательно посмотрите на расположение строчек в строфах.
А. А. Фет даёт нам полное описание бабочки?
- Вам понятны слова «очертанье», «бархат»?
- Значит, это скудное описание дает возмож-ность каждому предста- вить свою бабочку, которую когда-то видел.
- Какие художественные приемы использует А.А.Фет.
-Кому понравилось это стихотворение? Кто хочет прочитать его ещё раз.
Спал цветок, Потом проснулся. Больше спать не захотел. Потянулся, улыбнулся, Покружился и взлетел. Послушайте стихотворение «Бабочка» поэта Бальмонта. (учитель читает стихотворение)
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение Бальмонта? - Как вам показалось, о чем оно?
- Какой изображена бабочка? Как вам кажется, было ли главным для поэта описать красоту бабочки? На что сделан акцент в стихотворении? - Можем ли мы почувствовать отношение автора к своему герою?
- К.Д.Бальмонт был поэтом-символистом. Отличительной особенностью этого направления в литературе является то, что символ передает не один, а множество смыслов. Прозрачное стекло отделило бабочку от внешнего мира, природы, солнца - всего того, без чего не может жить живое существо. Человек тоже, как и бабочка, может быть лишен свободы. Может быть, в этом стихотворении Бальмонт изобразил себя, когда ему пришлось покинуть Рос-сию и жить во Франции.
- Кому понравилось это стихотворение? Прочитайте его вслух, передавая те чувства, которые вам удалось уловить в тексте. - Какие художественные приемы в своем стихотворении использует К.Д.Бальмонт?
Работа в паре. - Мы проанализировали стихотворение с использованием художественных средств. А теперь я предлагаю вам поработать в паре.
Определи основное настроение стихотворения: | А. А. Фет | К. Д. Бальмонт | Грустное Мечтательное Тревожное Радостное Светлое Печальное Восторженное | Грустное Мечтательное Тревожное Радостное Светлое Печальное Восторженное |
-Давайте сделаем выводы: *Что объединяет оба стихотворения?
*В чем их различия? Что помогло найти их?
-Дети, над какой темой мы сегодня работали?
-Какую учебную задачу поставим перед собой?
- Мы справились с поставленной задачей? . - Изобразите ту бабочку и напишите синквейн на то стихотворение, которое вам больше понравилось. (На столах лежат шабло-ны в форме бабочек.) Звучит лирическая музыка, девочки работают.
|
- Радость, счастье, …
- Стихотворение написано от имени бабочки. - Она рассказывает о себе, хвалит себя. -Она счастливая, беззаботная, красивая, … - Автор так увлечен красотой бабочки , что, похоже, вступил с ней в разговор, хотя его слов мы не слышим .Бабочка как бы отвечает на вопрос человека. - «Ты прав…», «Не спрашивай…» - Поэт видит , как бабочка опускается на цветок, дышит, живет, радуется жизни. - Ощущение хрупкости, звучит предупрежде-ние, что одним движением руки можно всё погубить
-Строки разные по длине:1 и 3 - длинные;2 и 4 - очень короткие. - Звучание строк напоминает взмах крыльев бабочки (длинные строки) и складывание их (короткие строки.
- Нет. Только на крыльях «бархат с жи- вым мерцаньем», «воз-душное очертание». - Да. Объясняют значения слов: Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет. Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом.
( Ответы детей.)
Повторное чтение стихотворения.
( на столах у детей листы со стихотворени- ем)
- Переживание, чувство тревоги, жалости.
- О бабочке, случайно попавшей в неволю; о любви к жизни, к свободе, … - Сильной, не смирившейся с неволей. Для поэта не важна красота бабочки, важны, её усилия вырваться на свободу. - Наблюдая за действиями бабочки, он выражает своё сочувствие ей.
Выразительное чтение стихотворения.
Ответы детей
Работа по карточке
Обсуждение и проверка
- Эти стихотворения объединяет одна тема, одинаковый заголовок, …
- Различия в поэтических образах, в настроениях стихотворений, …
«Образ бабочки в лирическом произведении». -Сравнить образы бабочек в этих стихо-творениях.
- Да. Мы разбирали два стихотворения: восхищались красотой одной бабочки и переживали за другую.
Дети читают синквейны и прикрепля ют своих бабочек около портрета того поэта, чье стихотворе-ние им больше понра-вилось. |