Логопедические упражнения для детей
Правильная и красивая речь является залогом успеха в любых начинаниях, и вряд ли кто-то будет это оспаривать. Прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок, а теперь задумайтесь, как звучит ваша речь. Является ли она примером для подражания? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормы, вам нужно обратиться к логопеду. Или же попробовать скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик, но есть несколько правил, которые считаются универсальными и помогают быстро добиться желаемого результата:
1. Начинать занятия следует с простых звуков, и переходить к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
2. Работать начинайте с логопедической разминки для губ и языка.
3. Занятия должны нравиться ребенку.
4. Упражнения для выполнения можно взять из любого логопедического пособия.
Упорство и терпение, плюс последовательное выполнение методических рекомендаций, и успех будет достигнут в самые кратчайшие сроки.
Логопедические упражнения для развития речи
Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, при этом ребёнок не должен чувствовать, что его принуждают. Повторяйте упражнения при каждом удобном случае. Так же следует приступить к тренировке дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле. Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:
1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице, предварительно разведя в баночке с водой шампунь, чтобы получился мыльный раствор.
2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуть на кораблик, соревнуясь, чей кораблик дальше уплывет. Дуть не более 7 секунд, чтобы у ребенка не началось головокружение.
4. «Весёлая обезьянка». Надуй щёки и подержись за ушки. Покажи и спрячь язычок. Погримасничай перед зеркалом. Теперь сделай серьёзное лицо, а затем снова покажи обезьянку.
5. «Надувание шаров». Купите в магазине разноцветные шары и надувайте их вместе с ребёнком. Надув шары, складывайте их на стол, а потом сдувайте со стола.
6. «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).
Логопедические упражнения на звук «р»
После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:
1. «Чьи зубки лучше блестят».
раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;
показать чистые зубки в улыбке.
Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом».
растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч».
Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».
4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.
5. «Птица».
раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед;
одновременно, стараться не отрывать язык от губ - выполнять поглаживание;
выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь.
Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.
6. «Музыканты».
открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.
Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.
Логопедические упражнения на звук «ц»
Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:
1. Игровая форма.
поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.
Логопедические упражнения на звук «л»
«Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
«Чистый язычок». Прижимать язык между зубами так будто пытаетесь его чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
«Поиграем с лошадкой» (звук от копыт лошадки). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок-цок. (Побегать с ребёнком изображая лошадку.)
«Язычок поет». Немного прикусив язычок, поем лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три раза.
Логопедические упражнения при заикании
При работе с заиканием важно создать комфортные условия для занятий, работать над плавностью речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме.
1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно с произнесением: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками и ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой на каждый гласный звук. Если у ребёнка не получается одновременное выполнение двух упражнений, то сначала отработайте одно, затем другое, а затем соедините. Важно, чтобы ребёнку нравилось задание, и он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
5. Взять короткое детское стихотворение и предложить ребёнку прочесть его под любую спокойную музыку. При этом следить, чтобы ребёнок не нарушал ритм. При успешном прочтении маленького стихотворения, следует брать более сложные и длинные стихи. Можно предложить ребёнку рассказать уже известное ему стихотворение, но с условием, что он будет попадать в такт музыке. Мелодию следует брать классическую или инструментальную без слов.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА
Гимнастика начинается – наша школа открывается
широко открыть рот — "открыто"
закрыть рот — "закрыто"
Всех мы рады видеть в школе, всем помашем язычком
улыбнуться, открыть рот
вытянуть язык, поводить им из стороны в сторону, вверх и вниз.
Мы подразним опоздавших
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "бе-бе-бе-бе..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Всех накормим вкусной кашкой
широко открыть рот
высунуть язык и придать ему форму "чашечки" (слегка приподнять кончик языка)
Всем мы песенку споем
Широко открыть рот, пропеть ля-ля-ля
с напряжением вытянуть вперед губы (ду-ду-ду как в трубу)
На замок закроем дверь, вам не выбраться теперь
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Пощекочут потолок, те кто не выучил урок
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("пощекотать") нёбо
Дверки отворяются, детки разбегаются
улыбнуться
быстро-быстро задвигать языком вверх и вниз
С горочки катаются
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
Быстро с горочки летят, громко букву «Ааааа!» кричат
На сколько хватит воздуха крикнуть "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали букву)
С горочки слетели на лошадку сели
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
На лошадку сели букву «ы-ы-ы…» пропели
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Доехали до речки, увидели колечки
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "колечко"
"делать колечки", слегка при этом причмокивая
Гуси к речке подбежали
По-гусиному болтали
быстро говорить - "га-га-га..."
Мы камушки подобрали и гусей всех разогнали
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые «камушки» - потом «выталкиваем» их с воздухом.
Как гусей всех разогнали на качели побежали
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
А на башенке часы, у них стрелки как усы.
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Часики улыбаются, нас плюшки дожидаются
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Просто плюшки не едим! Мы варенья к ним хотим.
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Поиграли и поели, а теперь спать захотели.
Закрываем ротик.
Гимнастика закончена.
Упражнения по развитию речи
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Чистогооврки с быстрым проговариванием
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
По двору, по подворью в добром здоровье.
У нас на подворье погода размокропогодилась.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Летят пичужки через три пустые избушки.
У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
На кочке квочка, квочка на кочке.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Выберите чистоговорку на трудную букву и занимайтесь с ребенком!
Чистоговорки на букву Б
Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.
Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.
Чистоговорки на букву В
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.
Около кола вьюн и хмель
Вьются на плетень:
Вьются, плетутся, заплетаются,
Расперезавеваются.
Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
Чистоговорки на букву Г
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Чистоговорки на букву Д
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.
Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два - у Димы.
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
Чистоговорки на буквы Ж
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.
Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Чистоговорки на букву З
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.
Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!
Чистоговорки на букву К
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Чистоговорки на букву Л
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – вот нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.
На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
Чистоговорки на букву М
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Чистоговорки на букву Н
На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?
Чистоговорки на букву П
Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.
- П! – мы губы сложим вместе.
- П! – мы выдохнем порезче!
- П, П, П! – пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!
– П, П, П! – пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…
Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.
Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.
Чистоговорки на букву Р
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!
Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.
У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.
Говорила сорока сороке:
- Я, как рыба, молчу на уроке.
Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.
Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.
У меня на кармашке маки и ромашки.
В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.
Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.
Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!
На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.
Радик здоровый подрался с коровой!
Чистоговорки на букву С
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой стрекучей сорока стремится!
Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.
Пёс лису учуять смог -
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок -
Сала дали псу кусок.
Чистоговорки на букву Т
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день - тень!
Чистоговорки на букву У
Уа-уа-уа – в коляске плачет детвора.
Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у – воет волк в лесу.
Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур!».
Чистоговорки на букву Ф
Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.
У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.
Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.
Чистоговорки на букву Х
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!
Чистоговорки на букву Ц
Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.
Чистоговорки на букву Ч
Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.
Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!
Чистоговорки на букву Ш
Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.
Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.
Чистоговорки на букву Щ
Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.
Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?
Удачи вам в звукопроизношении!