СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедические звуки

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление правильного произношения происходит на протяжении довольно длительного времени (от рождения до 5 лет). Одни дети рано начинают произносить все звуки (уже к 3-м годам), другие осваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Но внимание и помощь взрослых в этом вопросе необходимы каждому ребёнку. Предлагаемый  речевой материал направлен на развитие звуковой культуры речи детей 3-6 лет, т.е. на умение правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, говорить достаточно громко, выразительно.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические звуки»

Гласные звуки – работают голосовые связки, отсутствие преграды в ротовой полости.

Различаются:

  1. По участию передней, средней и задней части языка:

- передний ряд – И, Э

- средней – Ы, А

- задний ряд – У, О

2. По степени подъёма одной их частей языка в ротовой полости:

- верхний подъём – И, Ы, У

- средний подъём – Э, О

- нижний подъём – А

3. По участию в артикуляции губ:

нелабиализированные:

- положение губ в улыбки – Э, И

- нейтральное положение губ – А, Ы

лабиализированные:

- выдвижение губ вперёд – О, А


Примерные сроки усвоения детьми гласных звуков


Возраст появления звуков (в годах)

1-2

2-3

Звуки

А О Э

И Ы У


Йотированные звуки Е, Ё, Ю, Я

Йотированные (двойные звуки - дифтонги) – сочетание последовательного произнесения звуков Й и гласных А, Э, О, У

Я-ЙА, Е-ЙЭ, Е-ЙО, Ю-ЙУ

Звук Й появляется в возрасте 2-3 лет, так что эти звуки соотнесем к этому же возрасту.

Традиционно эти звуки относятся к гласным, хотя в классификации Фомичёвой М.Ф. гласными указаны А, Э, И, Ы, О, У



Свистящие звуки С, З, Ц

Звук С – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твёрдый или мягкий.

Звук З – отличается от звука С только тем, что он звонкий, т.е. при произнесении голосовые связки сомкнуты и вибрируют (если положить ладонь на область гортани, ощущается вибрация, а при произнесении звука С вибрация отсутствует).

Звук Ц – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твёрдый. Отличается от артикуляции С добавлением смычки к щели.

Базовым для данной группы является звук С поэтому нарушения звуков у этой группы такие же, как у звука С.


Самые распространённые дефекты свистящих звуков:

  1. Межзубный сигматизм – наиболее распространённое нарушение. Кончик языка просовывается между зубов. Иногда на слух звук звучит достаточно чётко, но артикуляция некрасивая. Иногда у ребёнка возможно такое произношение при открытом привкусе (обязательное консультирование у ортодонта).

  2. Губно-зубной сигматизм – в артикуляции участвует нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, звучание напоминает звук Ф.

  3. Боковой сигматизм – своеобразный хлюпающий шум. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам.

  4. Призубный парасигматзм – по моим наблюдениям, чаще встречается у детей с общим недоразвитием речи. Или возможно снижением слуха у ребёнка, нужно проверить слух у ЛОРа. Воздушная струя толчкообразная, звук С заменяется на Т: ТОБАКА вместо СОБАКА и т.п.

  5. Шипящий парасигматизм когда вместо С ребёнок произносит Ш, причём звук может звучать смягчённо.


Предрасполагающие факторы для 3-х первых нарушений:

- нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата;

- вялость кончика языка или парезы мышц языка


Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ


Звук Ш – согласный (наличие преграды в ротовой полости), ротовой, глухой, щелевой (по способу образования), переднеязычный (по месту образования), твёрдый. Является базовым для группы шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Если Ш произносится правильно стоит добавить голос, получится звук Ж. Добавив подъём средней части спинки языка, получим Щ; смычку перед щелью - звук Ч. Поэтому нарушения этих звуков такие же, какие у звука Ш.

Произношение в норме: губы округлены, «окошечком», зубы чуть приоткрыты, широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба (за верхними зубами), но не прижат, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.


Звук Ж – отличается от звука Ш только тем, что он звонкий, т.е. при произнесении голосовые связки сомкнуты и вибрируют (если положить ладонь на область гортани, ощущается вибрация, а при произнесении звука Ш вибрация отсутствует).


Звук Щ –согласный, ротовой глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий. На логопункте в обычном детском саду, как правило не нужно ставить звуки Ч и Щ, как только поставлены, автоматизированы Ш и Ж, звуки Ч и Щ ребёнок начинает говорить сам. Однако, при некоторых дефектах, как правило, межзубном или боком произношении бывает необходимость в постановке этих звуков. Используются для постановки Ч звукосочетание ТШ (слитное произношение в медленном, потом быстром темпе), для звука Щ – потянуть звук Ч или потянуть Ш, а язычок передвинуть ближе к зубам.


Звук Ш появляется у ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет. Может заменятся маленьким ребёнком на звуки СЪ, С (САПКА- шапка, СУБА -шуба). Даже когда ребёнок научился говорить звук Ш, какое-то время путает в своей речи звуки Ш и С – это близкие по артикуляции звуки. Особенно трудно ребёнку даются слова в которых есть оба звука (типа СУШКИ, САША и т.п.). В норме звукопроизношение ребёнка к 5 годам соответствует образцу речи взрослых. Если родители не допускают в своей речи «сюсюканья» с ребёнком и сами не имеют дефектов речи, звукопроизношение ребёнка постоянно усовершенствуется. Однако в практике часто встречаются случаи, когда звук произносится дефектно и без помощи логопеда овладение правильным произношением невозможно. Нарушение речи – это отклонение от нормы, принятой в данной речевой среде (мы рассматриваем нормы русского языка).


Рассмотрим причины неправильного произношения шипящих звуков, не зависящие от речевого окружения ребёнка, а связанные с дефектами речевых органов ребёнка. В обычном детском саду встречаются не так часто, но встречаются, так что это нужно знать.

  1. Короткая уздечка языка. Язык как бы «привязан», кончик языка не может подниматься вверх, отсюда гарантированные дефекты шипящих, звука Р, где подъём кончика языка необходим. Если ребёнок не может поднять кончик языка совсем или только чуть-чуть приподнимает его, помогите ему чайной ложкой или чистыми пальцами. Ребёнка срочно ведите к хирургу- стоматологу в детскую стоматологическую поликлинику. Уздечка надсекается, после этого можно приступать к постановке звуков.

  2. Высокое узкое твёрдое нёбо. Слишком большой или маленький язык. Это затрудняет нормальное артикулирование звуков.

  3. Неправильное строение челюстей и зубов. Ортодонты и зубные врачи предупреждают, что нужно вовремя избавляться от вредной привычки сосать пальцы, так как она повлияет на положение не только молочных, но и постоянных зубов, поскольку их положение «закладывается» ещё на этапе молочного привкуса.

Вредные привычки ведут к следующим аномалиям:

- открытому привкусу;

- протрузии зубов фронтального отдела;

- глубокому привкусу с протрузией;

- образованию щелей (трём) между верхними зубами.

Кроме того, ребёнок привыкает прокладывать язык между верхними и нижними зубами или закусывать нижнюю губу, чем усугубляет уже имеющиеся нарушения. Перечисленные выше аномалии ведут не только к ухудшению внешнего вида, но и ко многим функциональным нарушениям, вредным для здоровья ребёнка. Такие дети не могут нормально откусывать и жевать пищу, у них вырабатывается неправильной тип глотания, возникают речевые проблемы (например, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, когда кончик языка прокладывается между зубами).

4. Расщелины верхней губы, твёрдого и мягкого нёба, что приводит к тяжёлым речевым расстройствам. Конечно такие дефекты устраняются различными специалистами, логопеды работают до операции и в после операционный период.

Наиболее часто встречающие дефекты речи у детей дошкольного возраста.

  1. Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

  2. Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята верхним резцам, образуя небольшую щель. Похожа на звук Ф (ФУБКА-шубка).

  3. Межзубный сигматизм при нормальном привкусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С,З,Ц произносятся одинаково, кончик языка просовывается между зубами.

  4. Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен. упирается в нижние дёсны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

  5. Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом привкусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная строя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Все выше перечисленные дефекты произношения звука Ш чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста обычного детского сада.


Звук Л- согласный, ротовой. сонорный, смычно-проходной. переднеязычный может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.

Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА. КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.

Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе с краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твёрдого и началу мягкого нёба.


Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.



Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ:


  1. Как правило звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п., иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо лапа и т.п.)).

  2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.

  3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышаться нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи.


Звуки Р и РЬ:

Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.

Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.

Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:

- укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх: важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи. этим будет предупреждено появление «картавости».

- слабость мышц языка;

- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения.

- нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.


Нарушение произношения звуков Р и РЬ:

  1. Отсутствие звука.

  2. Замена звуков Р и РЬ другими звуками (параротацизмы). например: звуком Й (варианты: В, Г, Л, ЛЬ, Ы).

  3. Горловое произношение звука Р (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где казалось чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить правильно ли ребёнок произносит звук Р: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик языка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук РЬ произносит кончиком языка (РЬ одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый -нет. Конечно горловое произношение считается во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило горловое произношение звука Р исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.

  4. Боковое произношение звука Р, когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда, даже видно, как дрожит щека, такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.

  5. Носовое произношение звука Р (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.

В некоторых логопедических литературных источниках одноударное Р, когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатное звучание, тоже считается нарушением произношения звука Р. Наверное с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный Р, никто в своей речи Р специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук Р, начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто после, того как мышцы кончика языка укрепляются у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р.


Звуки М и МЬ:

Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.


Звуки Н и НЬ:

Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования – переднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года

Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д, ДЕ ДАДО вместо НЕ, НЕ НАДО.


Звук Й:

Звук Й - согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования щелевой, по месту образования среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.


Заднеязычные звуки:

Звук К – согласный, ротовой, глухой, взрывной, заднеязычный, может звучать твёрдо и мягко. Кончик языка внизу, передняя и средняя часть спинки языка опущены, работает задняя часть спинки языка, которая поднимается и упирается в мягкое нёбо.

Звук Г отличается от произношения К наличием голоса. Он звонкий.

Звук Х - согласный, ротовой, глухой, щелевой, заднеязычный, может звучать твёрдо и мягко. В норме появляется у ребёнка в возрасте 2-3 года.

Звук К является базовым в этой группе.


Нарушения произношения заднеязычных звуков:

Лично в моей практике работы в детских садах нарушение звука Х не встречалось, видимо, оно встречается достаточно редко.

Самый распространённый дефект произношения звуков К и Г – замена на переднеязычные Т и Д, чтобы обнаружить такой дефект, достаточно попросить ребёнка произнести фразу: «Гуси-гуси, га-га-га!» Она звучит как «Дуси-дуси, да-да-да!».

Даже если других дефектов речи у ребёнка нет, речь его становится мало понятна для окружающих. Был случай когда воспитатели просили помочь понять, что же нужно ребёнку, который уже с рёвом просил свою ТУРТОЧКУ, и с ужасом рассказывали, как на занятии этот же ребёнок перечислял известные ему овощи: «ТАПУСТА, ТАРТОШКА, МОРТОВТА» и т.п. Если к этому дефекту присоединяются и другие нарушения речи, такого ребёнка с трудом понимает даже его собственная мама.

нельзя сказать, что подобный дефект встречается часто, но у нас на логопункте примерно раз в три года обязательно такой ребёнок находится, причём дважды сталкивалась с тем, что твёрдые К и Г есть, а замены на переднеязычные у мягких КЬ и ГЬ – на ТЬ и ДЬ.


Звуки Б, П:

Звук Б – согласный, звонкий, по способу образования – смычно-взрывной, по способу образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы, может звучать твёрдо и мягко.

Звук П- глухой, отличается только тем, что голосовые связки не работают. Появляются у ребёнка в возрасте 1-2 года.


Звуки Д, Т:

Звук Д – согласный, звонкий, по способу образования – смычно-взрывной, по месту образования – переднеязычный, то есть в его артикуляции активно участвует передняя часть языка, может звучать твёрдо и мягко.

Звук Т- глухой, отличается только тем, что голосовые связки не работают. Появляются у ребёнка в возрасте 2-3 года.


Звуки В, Ф:

Звук В – согласный, звонкий, по способу образования – щелевой, по месту образования губно-зубной, то есть в его образовании активно участвуют губы, может звучать твёрдо и мягко.

Звук Ф- глухой, отличается только тем, что голосовые связки не работают. Появляются у ребёнка в возрасте 2-3 года.