ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего школьника снова становится актуальной. Из документа следует, что учитель должен научить обучающего в начальной школе основным логическим действиям, таким как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение, поскольку именно они являются фундаментом для формирования логического мышления и начинают сформировываться именно в этом возрасте. Главная роль здесь отводится математике. Как показывает опыт учителей, одним из наиболее эффективных способов развития логического мышления можно считать логические задачи. Под которыми понимают задача, где основным видом деятельности является выявление отношений между объектами задачи.
Для учащихся начальной школы логические задачи, как правило, носят занимательный характер и тем самым прививают интерес обучающихся к процессу мыслительной деятельности. Такого рода задачи в настоящее время включены во многие учебно-методические комплекты для начальной школы, но опыт показывает, что большая часть выпускников начальных классов затрудняются в решении логических задач. Да и сами учителя отмечают, что в своей работе такие задачи используют, не так часто, как хотелось бы.
У логических задач существует множество преимуществ. Одно из них заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует освобождению мышления от шаблонов.
В этой связи для достижения более высоких результатов в решении логических задач мы разработали комплекс заданий для внеурочных занятий, что возможно по новым образовательным стандартам.
Наибольший эффект при этом был достигнут в результате применения различных форм работы над логическими задачами.
На первых этапах предлагается обучающимся рассмотреть уже решенные задачи и объяснить их решения.
У лавочки встретились Шпунтик, Винтик и Гусля. В каком порядке им надо сесть на нее, чтобы Гусля сидел слева от Винтика, а Шпунтик слева от Гусли.
Учитель обращает внимание обучающихся на содержимое в руках персонажей, что в свою очередь служит подсказкой в решении задачи.
На втором этапе обучающиеся сравнивают запись двух решений на доске- одного верного и другого неверного. Главная задача, стоящая перед учителем на этом этапе добиться от обучающихся аргументированных ответов. После чего находят иные способы решение задач. Так обучающие могут представить ситуацию описанную в задаче, с помощью рисунка.
По стволу яблони высотой 10 метров ползет маленький жучек. За один день он поднимается на 4 метра, а за ночь опускается на 2 метра. Сколько ему потребуется времени, чтобы подняться до вершины.
На третьем этапе используется прием сравнение задач и их решения.
В трёхэтажном доме жили 3 котёнка разного цвета: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. На каком этаже жил каждый котёнок?
Настя не любит синий, желтый и зелёный. Дима любит синий цвет. Жанна не любит желтый, а Рома не любит розовый. Кто из ребят что нарисовал?
Делаются выводы.
На следующем этапе уделяется внимание решению логических задач разной степени трудности. Для актуализации знаний учеников используем более легкие задачи, а затем уровень сложности повышается.
Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?
Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось ?
В завершении обучающимся предлагается самостоятельно придумать логическую задачу оформить ее, и представить классу. Именно на этом этапе ученики выделяют существенные и несущественные признаки логической задачи и тем самым доказывают, что их задача является логической. Затем предлагается решить её ученикам класса.
Результат работы обучающихся по данному блоку – сборники логических задач.
Такой процесс обучения является с одной стороны развивающим, а с другой занимательным для младшего школьника.
Хотелось бы подчеркнуть, что развитие логического мышление должно вестись систематически, поэтому недостаточно ограничится только этим блокам. И по возможности необходимо включать работу по решению логических задач на протяжении всего учебного года. Ведь они хороши тем, что их можно включить почти в любой раздел математики. И не стоит забывать, что недостаточно развитое логическое мышление на начальной ступени обучения, может привести к проблемам в старших классов.