МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Марьино»
Логопедический праздник
«День Наума Грамотника»
для детей 6-7 лет.
п. Марьино
Цели:
познакомить детей с историей возникновения праздника;
познакомить с историей и способом образования слов «азбука», «перочинный»;
способствовать умению применять знания по математике, обучению грамоте в игровой предметной среде;
развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство товарищества, интерес к истории своей Родины; формировать дружный коллектив.
Подготовительный этап.
В ходе подготовки данного мероприятия выбрать из числа детей несколько человек, которые на празднике будут изображать учеников старорусской школы. Эти ребята должны быть в народных костюмах. Оформить помещение.
Оборудование и материалы: ноутбук, видеопроектор, стол, лавка, розги, книги, гусиные перья, картонки с пластилином, карточки с числами для каждой команды, костюмы для дьяка, мальчика Вани, ведущего, сушки, мешочки с монетами, горшочек с кашей, лукошко яиц, курица, предметные и сюжетные картинки.
Ход мероприятия
(В зале сидят участники игры, которых заранее разделили на команды.)
Логопед: Здравствуйте, гости дорогие. Я рада приветствовать вас. Собрались мы не случайно. Сегодня отмечаем День Наума Грамотника.
(1 слайд)
14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение.
На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником.
Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…
По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться.
(2 слайд)
Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум». Учителем был дьяк (служитель церкви). В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
(3 слайд)
За леность наказывали побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Розги – это ивовые палки.
Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой.
(4 слайд)
Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. Первый урок был азбука, на нем дети учили сначала названия букв, потом склады и только потом начинали читать. Времени это занимало очень много.
(5 слайд)
Вот так выглядел раньше алфавит. А вот посмотрите как назывались буквы: А –Аз, Б – Буки, В – Веди, Г – глаголь… Название первой школьной книжки «Азбука» произошло от двух букв славянского алфавита – «аз» и «буки».
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
(6 слайд)
Было в древнерусской школе и письмо. Писали гусиными перьями.
(7 слайд)
Нож, которым чинили перо получил название «перочинный» - перо чинить.
(8 слайд)
В народе про Наума Грамотника и поговорки сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум».
А еще в народе были поверья:
Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное.
Если учишь по книге, а то окончив, должен её закрыть, иначе всё позабудешь.
Логопед: Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.
(Дети читают стихи, в руках держат картинки: алфавит, перо, перочинный ножик, старославянский класс, учитель - дьяк)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей. (Н. Кончаловская)
Логопед: А вы хотели бы оказаться в древнерусской школе? Кто смелый?
Тогда все на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.
Сценка "В древнерусской школе"
1 мальчик: Куда это мы попали?
2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школу. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!
1. Ой, мама!
2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!
Ваня: Ванюша я.
1. Никитос.
Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!
2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.
Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?
1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.
Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.
2. А можно к вам на урок пойти?
Ваня: Если отец дьяк позволит.
Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?
1. А зачем рядиться?
2. Договариваться значит.
Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?
1. Простите меня.
Дьяк: То-то, чада.(Даёт книгу) Склады разумеешь? Читай!
2. (ЧИТАЕТ)
Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Изыди вон!(Хватает за ухо и выпроваживает вон)
Логопед: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?
2. Смеётесь?
1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!
Логопед: Да, вот такой раньше была школа.
(Логопед звонит в колокольчик.)
Логопед: Делу время -потехе час!
- Слышала, что и у вас дети много знают и умеют. Это правда? (обращение к воспитателям).
-Вот пришёл час проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?
- Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Оценивать мне помогут члены жюри. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушки. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если на низке окажется 15 сушек и более, то команда получит почетное звание – «Грамотеи».
Испытание 1 «Веселый счет» (5 сушек)
Логопед: Следующее испытание потребует от вас знание счета. У вас у каждого на груди есть число. Пока звучит музыка, все танцуют (на месте стоять нельзя). Как только музыка остановилась, участники каждой команды должны построиться по порядку от 1 и до 13. Далее, выбранные мною участники из команд должны назвать своих соседей. Судьи оценивают скорость выполнения задания и правильность.
(звучит РНП «Калинка»)
Испытание 2. «Чтецы» (по 1 сушке за стихотворение)
Логопед: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Приглашаются по три представителя от каждой группы.
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записано задание. По итогам конкурса раздаются сушки.
Карточка № 1
Прочитать стихотворение о букве.
Карточка №2
Прочитать стихотворение А. Барто.
Каточка №3
Прочитать стихотворение по желанию.
Испытание 3. «Писари» (5 сушек)
Логопед: Испытание со счетом окончено. Приступаем к письму. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать? А напишите всего одну первую букву своего имени. По одному каждый участник команды должен подойти к столу напечатать первую букву своего имени, вернуться и передать перо следующему.
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и перья. Судьи оценивают скорость выполнения задания и аккуратность, красоту написанных букв.
(звучит музыка «Буквы разные писать»)
Испытание 4. «Сказочное» (по 1 сушке за каждый правильный ответ)
Назвать сказку, из которой взяты строки. Для каждой команды свое задание. За правильный ответ – одна сушка.
1. Мышка к нам пришла на помощь вместе вытянули овощ (Репка)
2. Помогла нам яблонька, помогла нам печка (Гуси-лебеди)
3. Нам не страшен серый волк. (Волк и семеро козлят)
4. Сяду на пенек, съем пирожок (Маша и медведь)
5. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей (Айболит)
6. И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки (Федорино горе)
7. Приходите тараканы, я вас чаем угощу (Муха Цокотуха)
8. Не пей из копытца, козленочком станешь (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
9. Первый раз вытянул он невод, пришел невод с одною тиной (Сказка о рыбаке и рыбке)
10. По амбару помети, по сусекам поскреби (Колобок)
Испытание 5. «Для воспитателей» (по 1 сушке)
Помогут нашим воспитателям гости праздника. Все зрители становятся в круг, взявшись за руки. По цепочке считают от 1 до 50, но вместо чисел, которые делятся на 5 надо говорить «Не собьюсь».. Играть надо постепенно увеличивая темп.
Испытание 6. «Заключительное»
Логопед: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их.
Логопед: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и воспитатели ваши молодцы. А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю мешочек, полный монет. И ваши учителя заслужили подарки, дарую им каждому по мешочку с монетами. Монетки использовали шоколадные. По окончанию праздника их раздали учащимся.
Логопед: Ребята, давайте попросим Наума.
Все вместе: Батюшка Наум, наведи нас на ум!
Логопед: Всем спасибо! Наш праздник подошел к концу.