М
униципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское»
Методический паспорт проекта.
Тема проекта: Дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с родителями детей - логопатов.
Адресация проекта: Проект предназначен для учителей-логопедов и педагогов других дошкольных образовательных учреждений.
Руководитель проекта: Дамдинжапова Туяна Баторовна – учитель-логопед.
Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети с речевыми нарушениями.
Типовые особенности проекта:
• По характеру создаваемого продукта: информационный.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
• По содержанию: ребенок и его семья.
• По профилю знаний: монопроект.
• По характеру координации: с открытой координацией.
• По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения - ДОУ.
• По типу объекта проектирования: социальный
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития речи детей через дистанционное обучение.
Задачи:
вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, используя модель дистанционного обучения,
учить родителей самостоятельно применять информацию, полученную по электронной почте, с сайта ДОУ, через дистанционное обучение, в работе со своими детьми;
выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
Определить готовность родителей работать в дистанционном режиме.
Ресурсы проекта: Для успешной реализации проекта необходимо соответствующее методическое и техническое обеспечение. В ДОУ созданы все условия, для организации данной работы:
программа дистанционного обучения « Дети и родители»
методические рекомендации по использованию ИКТ – технологий.
отдельный, специально оборудованный кабинет учителя логопеда, ноутбук, сеть интернет
Пояснительная записка
Красивая и грамотная речь является одной из существенных характеристик интеллектуального уровня человека и одним из ключевых факторов восприятия личности. Развитие речи происходит в детском возрасте, но многие проблемы, связанные с её расстройствами, преследуют человека долгие годы, а иногда и всю жизнь. Люди с речевыми дефектами могут опасаться публичных выступлений, стесняются слышать свой голос в записи, а иногда и вовсе ограничивают себя в общении.
Каждый из нас знает – решать проблему лучше всего сразу, своевременное профессиональное логопедическое сопровождение может избавить ребёнка от будущих комплексов, связанных с неправильным развитием речевых навыков. Обозначить и выявить проблему, провести коррекционную работу по развитию речи совместно с логопедом, помочь преодолеть психологические барьеры детям с речевой патологией – всё это входит в задачи специалиста по логопедагогике. Грамотный педагог поможет не только скоррегировать речевой дефект, но и вернуть ребёнку веру в себя, ввести его в мир речевой коммуникации.
Количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. По результатам диагностики, в течение 2014-2015 учебного года, в МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Посёлок Агинское», велась работа с 32 детьми-логопатами (40%), в 2015-2016 учебном году – с 34-мя детьми (44%). А по результатам диагностики речевого развития 2016-2017 года, количество детей нуждающихся в логопедическом сопровождении выросло до 69% (61 ребёнок). Из них 39 детей предшкольного возраста (49%), для которых проблема речевых нарушений стоит наиболее остро. От этого зависит их адаптация в школе, успешное обучение и дальнейшая социализация в обществе.
По положению «Об организации логопункта в ДОУ», в логопункт зачисляерся 25 детей. Остальные дети заносятся в список кандидатов. По мере исправления речевых нарушений дети выпускаются из логопункта, а на их место зачисляются дети из списка кандидатов. Родители, выступающие основными заказчиками образовательных услуг и желающие, чтобы работа логопеда с их ребёнком началась как можно раньше, не всегда понимают, что в коррекционной работе важен фактор времени. Процесс коррекции одного звука довольно длительный по продолжительности. Для получения положительного результата, для ребёнка необходимо 2-3 занятия в неделю. Этому препятствуют следующие проблемы:
Большое количество детей с речевыми нарушениями. (при рабочем времени учителя-логопеда 4 часа в день, охват всех детей с нарушениями речи, физически не возможен).
Помимо детей предшкольного возраста, в коррекционной помощи нуждаются дети с ОВЗ, а также младшего и среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи, коррекционно – развивающая работа с которыми должна проходить не менее 2 лет.
Родители не до конца понимают свою роль в работе над исправлением речевых нарушений.
К сожалению, родители наших детей не владеют специальными знаниями, умениями и навыками и испытывают определённые трудности при оказании помощи ребёнку в преодолении речевого недоразвития. Они нуждаются в помощи специалистов.
Актуальность вышеизложенного определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ; необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Задача логопеда заключается в повышении логопедической компетентности родителей и привлечении их в качестве одних их главных своих помощников в процесс коррекционного обучения детей. Логопед должен научить родителей эффективно помогать детям и помочь им стать заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат а исправлении речи детей. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка – одна из ведущих. С логопедом ребёнок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи - процесс постоянный. Именно поэтому нужно искать новые формы работы взаимодействия с детьми и их родителями.
Исходя из вышесказанного, одной из новых форм, является дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с родителями детей - логопатов.
Наша культура стремительно меняется под натиском телекоммуникационных технологий. Создается новый мир, в котором географические расстояния не играют никакой роли. В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет - технологий, дистанционное обучение приобретает особую значимость.
Термин «дистанционное обучение» является широкоизвестным. По запросу «дистанционное обучение в образовательном учреждении» популярный поисковик Google выдаёт 2850000 документов на вышеназванную тему. Однако большинство из них - это статьи для школьников о возможностях использования дистанционного обучения или сайты, на которых предлагается дистанционно изучить тот или иной предмет без привязки к школьной программе. И только единичные ресурсы ориентированы на внедрение дистанционного обучения в образовательном учреждении.
Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей дошкольного возраста. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик. Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.
Дистанционное обучение – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
В Федеральном Законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 13, п.2; ст.16., информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений современной техникой, но и использование «при реализации образовательных программ» «различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения»
Впервые проблема единой системы дистанционного обучения в России была обозначена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в 1993 году. В том же году была разработана «Концепция единой системы дистанционного образования в России».
В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который: Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования. Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов. Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.
Использование современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения, является возможностью реализовать образовательные программы вне зависимости от местонахождения участников образовательного процесса, позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом.
Изучив статьи об использовании ИКТ-технологий и дистанционного обучения в детском саду, было решено разработать проект по осуществлению дистанционного обучения родителей и их детей для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по исправлению речевых нарушений.
Плюсами дистанционного обучения являются;
- широкий охват детей и их родителей, мобильность,
- обеспечивает диалог (через эл. почту, сайт ДОУ, программу skype)
- экономия времени родителей, что является немаловажным фактором.
Форма дистанционного обучения используется в основном в школьной практике и с детьми с ОВЗ. Опыт дистанционного взаимодействия, с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в условиях ДОУ ранее не освещался. Таким образом, данная форма работы является новой для работы учителей-логопедов дошкольных учреждений.
Механизмы выполнения проекта.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный. (август – сентябрь)
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития).
Создание базы данных (адреса электронной почты родителей, адреса Skype);
Подбор информации по наиболее актуальным темам.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап— практический. ( октябрь – апрель)
Задачи:
разработать и апробировать модель дистанционного обучения детей и их родителей по коррекции речевых нарушений.
полученные знания с сайта ДОУ, с помощью электронной почты и во время дистанционных занятий по Skypу закрепляются родителями в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
проведение консультаций по интересующим вопросам, дистанционных логопедических занятий с помощью программы Skype , рассылка индивидуальных рекомендаций по электронной почте, размещение информации на сайте;
проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
пополнение информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — аналитический. (май – июнь)
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями.
Проанализировать эффективность дистанционной коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов ДОУ.
План реализации проекта
N п/п | Срок | Формы и методы работы | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготовительный этап | Сентябрь | Диагностика развития речи детей Родительское собрание Анкетирование родителей Создание базы данных | Выявление нарушений речи у детей Ознакомление с содержанием проекта «Рука об руку» Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Собрать у родителей адреса электронной почты, адреса Skypа. | Оформление результатов обследования, заполнение необходимой документации Подготовить родителей к дальнейшему сотрудничеству Получение информации об уровне компетентности родителей в вопросах речевого развития Оформление базы данных для дальнейшей совместной работы | Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, воспитатели Учитель-логопед, родители |
2 этап Практический. | Октябрь | Видеотрансляция по Skype: «Роль родителей в логопедической работе с детьми» Дистанционные логопедические занятия с детьми | Сообщения о важности взаимодействия учителя-логопеда и семьи для развития речи ребенка. Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения семинара-практикума. Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, дети |
| Ноябрь | Видеотрансляция по Skype: «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». Дистанционные логопедические занятия с детьми | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения мастер-класса. Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, дети |
| Декабрь | Видеотрансляция по Skype: «Пальчиками играем речь развиваем Дистанционные логопедические занятия с детьми | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения семинар-практикума Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, дети |
| Январь | Видеотрансляция по Skype: «Речевое дыхание основа правильной речи» Дистанционные логопедические занятия с детьми | Тематическая консультация с практической частью. Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения консультации Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, родители, дети |
| Февраль | Видеотрансляция по Skype: «Научитесь слышать звуки» Дистанционные логопедические занятия с детьми | Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения мастер класса Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, дети |
| Март | Видеотрансляция по Skype: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» Дистанционные логопедические занятия с детьми | Обсуждение и решение проблемных вопросов по теме Подготовка и проведение совместных индивидуальных логопедических занятий с детьми и их родителями | Протокол проведения «круглого стола» Дети продолжают работу по постановке или автоматизации звуков. Родители учатся работать с детьми в домашних условиях | Учитель-логопед, родители Учитель-логопед, родители, дети |
| Ежемесячно | На сайте ДОУ «Домашняя игротека» | Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. | Картотека игр и упражнений | Учитель-логопед |
| Еженедельно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Учитель-логопед |
| Ежемесячно | Оформление книжек-передвижек«Уголок логопеда» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | | Учитель-логопед |
3. Заключительный этап | Май | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей | Получение информации об уровне компетентности родителей в вопросах речевого развития | |
| Май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей | Логопедическая диагностика | |
| Май | Участие в педагогическом совете МДОУ | Презентация проекта | | |
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
Родители самостоятельно используют материалы с сайта ДОУ, электронной почты для получения консультативной помощи;
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Повышение ИКТ - компетентности родителей.
Налажено общение с родителями через электронную почту, сайт ДОУ и программу Skype.
Увеличение охвата детей с нарушениями речи.
Эффективность данных результатов
Для детей
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку
Для родителей
положительная оценка деятельности ДОУ;
повышение компетентности в вопросах речевого развития детей;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.
Для учителя - логопеда
более тесное взаимодействие с родителями и воспитанниками;
заинтересованность родителей в творчестве и инновациях;
учет положительной динамики развития речи детей.
Для ДОУ
уменьшение количества детей со сложными нарушениями речи при выпуске из детского сада;
тесное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников;
повышение имиджа ДОУ
Возможные риски:
Отсутствие технических возможностей для осуществления взаимодействия со стороны родителей.
Недостаточная сформированность компетенций в вопросах использования Интернет-ресурсов у родителей.
Восприятие родителями логопеда только как источника информации;
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная форма работы, разработанная программа «Дети и родители», методические пособия для домашнего использования родителями, анкеты и опросники для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть использованы как логопедами, так и педагогами других образовательных учреждений.
Список литературы:
Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Ссылка http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/12/distantsionnoe-obuchenie-detey-s
О малышах. Родителям о детях. Ссылка http://омалышах.рф/otdyh/flesh-igry/218-mnozhestvo-razvivajuschih-onlajn-igr