«Его строка переживёт века»
Слово о М. Шолохове
Михаил Александрович Шолохов — советский писатель, журналист и киносценарист . Военный корреспондент в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965, третий обладатель этой премии среди русских писателей, после Ивана Бунина и Бориса Пастернака), Сталинской премии первой степени (1941), Ленинской премии (1960). Дважды Герой Социалистического Труда (1967 и 1980).
Михаил Александрович Шолохов — ровесник первой русской революции. Он начал свой творческий путь в период зарождения советской литературы, а завершил в последние годы существования СССР. Шолохов внёс большой вклад в развитие такого литературного направления, как советский реализм.
Биография Михаила Шолохова полна невероятных событий – радостных и горестных, которые настолько тесно переплелись между собой, что неизвестно, чего в его жизни было больше, светлых моментов или разочарований.
Михаил Шолохов в детстве
МихаилАлександрович
Шолохов
родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия.
Хутор Кружилинский
дом Шолохова
Михаил родился, когда его родители еще не находились в официальном браке, поэтому долго носил прозвище «нахаленок», и был объектом издевательств для других казачьих детей. В это время его мать официально была женой Кузнецова, поэтому Мишу тоже записали под этой фамилией. Так как он по документам был сыном казака, ему выделили земельный участок наравне со всеми. В 1912-м Кузнецов умер, и только после этого Анастасия и Александр Шолохов смогли расписаться, а Мишу пришлось усыновлять. Теперь он имел фамилию Шолохов и был сыном мещанина.
Миша Шолохов со своими родителями:
Анастасия Даниловна и Александр Михайлович
Михаил Шолохов с мамой
Анастасией Даниловной. 1909 г
Мать Михаила – Анастасия Даниловна была сиротой. Родилась в семье казачки и крепостного крестьянина. В двенадцатилетнем возрасте она поступила на службу к помещице Поповой, которая насильно выдала замуж за сынка атамана Кузнецова. Этот брак был несчастливым и после рождения мертвой дочери решилась круто изменить свою судьбу: ушла к Александру Шолохову.
Анастасия не была обучена грамоте, но природный ум и находчивость помогли ей овладеть наукой. Она решила
обучиться письму и грамоте после поступления сына на учебу в гимназию. Ей хотелось самой писать письма единственному ребенку, не привлекая к этому процессу мужа.
Александр Михайлович
Шолохов, отец писателя
Александр Шолохов был выходцем из купеческой семьи, проживавшей в Рязанской губернии. Его дед скупал зерно, он сам начал скупать скот и сеять хлеб. Семья практически ни в чем не нуждалась, Михаил с родителями жили в достатке.
Спустя пять лет после рождения Михаила, Шолоховы уехали из хутора Кружилинского. Глава семьи нашел работу у купца из станицы Каргинской, близ Ростова.
Михаил Михайлович
Шолохов,
Мария Васильевна
Шолохова – дед и бабушка
М.А. Шолохова
1870 г.
Миша подрос, пришло время учить его грамоте. Родители смогли обеспечить ему домашнее обучение в лице учителя
Впоследствии он тепло вспоминал о своём ученике: « Михаил был хрупким, но очень живым, любознательным мальчиком…Работа с Мишей доставляла мне полное удовлетворение, так как я видел, что тот труд щедро вознаграждается прекрасными успехами моего прилежного ученика. За шесть-семь месяцев Миша прочно усвоил курс первого класса: хорошо читал, успешно справлялся со счетом в пределах сотни, писал четко и опрятно…Вскрывались всё новые и новые качества, новые способности Миши: пытливость , острая сообразительность, растущая жажда к знаниям».
Тимофея
Мрыхина.
Тимофей Мрыхин
с женой Ульяной
учитель Шолохова
Когда Мише исполнилось 7 лет, его принимают в мужское приходское училище. Дальнейшее образование будущего писателя проходит в годы Первой Мировой войны. В 1914 году у Михаила воспалились глаза, и его отправили лечиться в Москву. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.
Каргинская школа
Михаил Шолохов
в гимназии
Вёшенская гимназия,
где учился Шолохов
Гимназия Богучар
В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования.
«С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и бандиты гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах».
В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.
В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в хуторе Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в станице Каргинской.
Шолохов смог проявить все свои лучшие качества – он не был участником контрреволюционных заговоров, придерживался партийной дисциплины и поддерживал ее идеологию. Хотя случилось и одно исключение в его безупречной биографии – в 1922-м Шолохова приговорили к расстрелу. Он исполнял обязанности налогового инспектора в станице Букановской и превысил свои должностные полномочия.
Благодаря находчивости родителей, расстрельную статью удалось изменить до года исправительных работ. Они каким-то образом достали фальшивое свидетельство о рождении, уменьшив ему возраст до несовершеннолетнего. С этим же документом Шолохов пытался поступить на подготовительное отделение рабфака, но ему отказали, потому что он не смог предоставить нужные бумаги. С высшим образованием не сложилось, и чтобы заработать себе на жизнь, Шолохов тяжело трудился физически.
Работает грузчиком,
каменщиком,
счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.
В декабре 1923 г. возвращается на Дон.
Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали всё то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует всё то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.
«О КАКОЙ ЭПОХЕ ИДЕТ РЕЧЬ?»
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А.А. Ахматова (1940)
Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века. Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной.
ПОДБЕРИТЕ АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ «ВОЙНА»
ЗЛО
КРОВЬ
БОЛЬ
ВОЙНА
СМЕРТЬ
ГОЛОД
РАЗЛУКА
Н. С. Самокиш «Бой за Знамя»
Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами власти, неодинаково видевших пути решения проблем социально-экономического и политического развития страны, обострившихся с начала XX века. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные решения привели к величайшей трагедии в истории России, унесшей жизни более 13 млн. человек.
Возникает вполне закономерный вопрос: Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?
«Донские рассказы»
«Донские рассказы» Шолохов начал писать в 1923 году. Тогда он был ещё молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой. Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь . После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.
«Донские рассказы»
Первый рассказ М.Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года. Впервые автор подписался полной фамилией.
В рассказе речь идет о молодом атамане Николке Кошевом. Отец пропал без вести во время войны, мать умерла. Единственная память о родителях это родинка на щиколотке в форме яйца, доставшаяся от отца. Николка очень хорош в своем деле, хоть и молод, славится своей активной борьбой против банд.
Параллельно раскрывается образ бывалого атамана банды, долгие годы жившего вдали от родных куреней.
Оба героя встречаются в роковой для них схватке, юноша погибает от рук главаря бандитов, бывшего казачьего атамана, побывавшего в плену во время войны. Сняв с мертвого парня сапоги, мужчина признает в нем своего сына по характерной родинке..
В чем драматизм изображаемых событий?
Как и многих других, разбросало в лихую годину отца и сына. Сын, Николка Кошевой, - красноармеец, командир эскадрона, отец – атаман банды.
Как относится автор к своему герою? Какие слова выражают это отношение?
Писатель с теплотой называет его Николка, пацаненок, сынок, мальчишка, куга зеленая и т.п.
Сколько лет Николке?
О чем он вспоминает перед боем?
Вышел на крыльцо, заряжая на ходу карабин, а мысли, как лошади по утоптанному шляху, мчались: «В город бы уехать… Учиться б…»
Ему 18. Перед его лазами проходят смутные воспоминания о детстве, образы отца и матери, сиротское голодное отрочество, участие в боях против Врангеля, мечты об учебе:
Шолохов показывает уставшего от суровой жизни юношу, понимающего, кто виноват в такой его судьбе и испытывает ненависть к врагам, лишившим его счастливой жизни.
«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный… Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж умерялся так жить… Опостылело все…»
Как повлияла судьба на характеры персонажей? Какими мы видим их накануне боя?
Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки. Однако есть у них общее – что именно?
Николка не жил нормальной жизнью, а атаман эту жизнь утратил: гражданская война и плен, воевал на стороне белых, у Врангеля, бежал в Константинополь, лагерь в колючей проволоке, банда. Чувства обоих героев перекликаются. Николка: «Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё…». Атаман: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая»
Раньше времени состарился Николка: «Плечист…, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая».
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги {М у з г а — озерко, болотце.} степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном».
Как отразилась нравственная усталость в портретах героев?
«Трое суток, как набелившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно…»
Николка «скачет один» на атамана с лицом, «злобой перекошенной», хотя оно молодое, безусое.
Парадоксально, но Шолохов подчеркивает и общность жизненных целей героев. Какой прием он использует?
Один - это и отвага, и пример (настоящий командир всегда впереди), и казацкое лихачество («раскрылились»), с ощущением свободы и вольницы; но это и дикая ненависть, единоличное стремление одержать победу любой ценой, оправдать оказанное доверие.
Писатель использует повтор: Николка ликвидирует банды, а атаман говорит: «коммунистов ликвидируем ».
Их цель – взаимное уничтожение!
Прочитаем сцену
гибели Николки.
19
Как ведет себя атаман?
Он должен быть доволен, что убил врага. Но опознав по родинке на ноге Николки своего сына, он «завыл», «почернел», «упал, заглядывая в меркнущие глаза». «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и … выстрелил себе в рот»
Атаман привычно, деловито махнул шашкой, по-хозяйски стал снимать сапоги с «мертвяка», злобно выругался, когда один сапог застрял и вдруг… увидел родинку. «Жало смерти» руками атамана уничтожило его любимого сына, и теперь в звере проснулся человек: «Сынок!.. Николушка!.. Родной! Кровинушка моя!..»
Отец убивает сына, и это для Шолохова важнее, чем борьба классовых врагов. Человек не должен уничтожать себе подобных. А если это происходит – значит, нарушен привычный уклад жизни, пресекается род человеческий, нарушен мировой порядок, произошла катастрофа вселенского масштаба. А причина этой катастрофы - Гражданская война, ставшая трагедией для целого народа, сделав врагами отцов и детей: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны».
Как вы относитесь к атаману? Каково отношение к нему автора?
Жалость и сочувствие. Он многое пережил; семь лет не видал родных куреней, может быть, он не виноват в том, что он попал в банду. Шолохов тоже сочувствует атаману, понимает боль казака, оторванного от родной земли, потерявшего семью, зачерствевшего душой.
В этой войне нет победителей:
- убивает отец сына в «Родинке»,
- сын отца в «Продкомиссаре»,
- муж - жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Семейный человек»,
- трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке»,
- убивают неугодного начальника в рассказе «Смертный враг»,
- сына - отец вместе со старшим сыном в «Червоточине»,
- издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Родинка»?
Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.
2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия?
Родинка, род, родня, родство, родина, народ. Убив родственника, человек становится изгоем, навсегда разрывая связь свою с родом человеческим – и это для него самое страшное наказание. Таким образом, писатель выражает христианский взгляд на гражданскую войну как на страшную человеческую трагедию.
«…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей… …братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война».
Б. Л. Васильев
Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня. - Каков же выход из кровавого месива человеческой жестокости?
Только сам человек может изменить окружающий мир.
Писатель учит нас открывать своё сердце друг другу и такими образом приходить к согласию.
Перед самой своей смертью писатель вернулся на родину – на Дон в станицу Вёшенскую. Михаил Александрович почти не писал, а с 60-х перестал печататься. Любимыми занятиями его стали охота и рыбалка, любимым отдыхом прогулки на свежем воздухе.
Знаменитый на весь мир писатель, никому не отказывал в помощи. Он поддерживал добрые дела. За деньги из Нобелевской премии была построена школа.
Умер М.А. Шолохов 21 февраля 1984 года. Его могила в саду
у дома, на высоком донском берегу.
В год смерти писателя на его родине образован
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Еще при жизни станице Вёшенской ему установлен
бронзовый бюст. Именем Шолохова назвали один
из астероидов, о нем снято много документальных
проектов. Памятники Михаилу Шолохову есть
почти во всех крупных городах России.
Произведения М.А. Шолохова издавались 1408 раз общим
тиражом 105 349 943 экземпляра на более чем 90 языках мира.
Государственный
музей-заповедник
М. А. Шолохова