СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. «Бородино». Историческая основа стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков, развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками развивать навыки чтения стихотворного текста.

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. «Бородино». Историческая основа стихотворения.»

Разработка урока по русской литературе 5 класс


М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. «Бородино». Историческая основа стихотворения.


Цели урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков, развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками развивать навыки чтения стихотворного текста.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы…


      I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России
      Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.
      — Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?
            Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову).    

Слово учителя

Михаил Юрьевич Лермонтов — самый загадочный поэт ХIХ столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель — народ — сохранил до наших дней.


  II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
      После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.
            Эвристическая беседа
            — О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
      Дети говорят
о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

      Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.

Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. — одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором НаполеономБонапартом (Наполеон I— 1769—1821 гг.), уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов — 30 тысяч человек, у русских — 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Итак, Бородинское сражение было проиграно.

Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.



      Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
      1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
      2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
      3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
      4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
      Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
      Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.
      Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.

Прослушивание аудиозаписи « Бородино»

Словарная работа

Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны — дано в сносках учебника.

Недаром — не без причины, не случайно.

Нынешнее племя — современники.

Доля — судьба.

Досадно — жаль, обидно.

Ворчали Старики — выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры — уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушка на макушке — повышенное внимание.

Ликовать — выражать восторг.

Лихость — удаль.

Поведать — рассказать.

Постоять головою — отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи — поле боя.



Беседа по содержанию:
            — Кто рассказывает о сражении?

Почему именно он начинает свой рассказ?
      Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
      — Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
      — Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
      Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.
      — Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?
      — С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
      — Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
      — О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?
      Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны — об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.
      — Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры!
      По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
      — Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
      — «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?
      По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.
            — Как вы понимаете следующие слова?

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою

За родину свою!

      Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
      Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

      — Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?
      Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» — звучит со сказочной интонацией. В сказках три — волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.

      — Почему ликовал француз?
      Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.
      — Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
      Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.
      — Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

      — Как вы понимаете эти слова рассказчика?
      Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
      Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты.

Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.
      — «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?
      Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.
      Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:
      — С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.
      — Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?
      — С помощью каких строк автор передает грохот боя?
      Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».
      

            — Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?
      По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.
      Читаем предпоследнюю строфу.
      — К чему были готовы русские воины?
      — Что означают слова: «Вот затрещали барабаны — // И отступили басурманы»?
      В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.
      — Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
      Воин сожалеет о гибели многих русских людей.
      После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.
      IV. Образ старого солдата — участника сражения
Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
      — Какие характерные черты солдата вы заметили?
      Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
      Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
      Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.

      Самостоятельная работа

2. Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики:

а) смелый, сильный, бесстрашный, верен присяге, добр к солдатам, сердечен... (полковник);

б) улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный... (молодой солдат);

в) скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой... (дядя);

г) отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою за Родину свою (русский народ).

Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.


«Чуть утро осветило пушки...»

«Забил заряд я в пушку туго...»

«Картечь визжала...»

«И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

      Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

IV. Обобщение.

Вопросы:

1. Каков исход сражения?

2. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения не возникает ощущения поражения, «опущенной головы» перед врагом?

3. Какую оценку вы дадите исторической битве?

Лермонтов сумел показать масштабы и серьезность сражения. Обида за гибель товарищей, ненависть к захватчикам только сильнее разжигали ярость у русских солдат. В единый образ народа-победителя слились образ старого солдата и его командира.

Всех героев охватывает чувство патриотизма, готовность отдать свою жизнь за родину. Неотделимы отвага народа, героизм, колоссальное желание уничтожить врага, не дать ему ступать по родной земле. Все это можно объединить словами — несокрушимая мощь русского народа, который сумел в решающий момент истории силой задержать врага, а хитростью выгнать его с родной земли.

Профессор Н. Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения...»1


      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Нарисовать свои иллюстрации к произведению. Сделать к ним подписи из текста.

1