3. | Изучение нового материала Целеполагание 1)Подготовка к первичному восприятию 2)Первичное восприятие 3)Проверка первичного восприятия 4)Вторичное чтение с анализом 5)Обобщающая беседа | Беседует с обучающимися – Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии. Откройте учебник на стр. 92, рассмотрите внимательно разворот и назовите тему нашего занятия.
- Молодцы! А как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? – Посмотрите на портрет поэта, вглядитесь в его глаза, лицо. – Что хотели бы сказать? Каким вы представляете себе этого человека? 3 октября 1814г. в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Алексеевна нежно полюбила внука, но не любила его отца. На этой почве начались семейные ссоры. Мать Лермонтова умерла весной 1817 года. Бабушка забрала поэта в свое имение в Тарханы. Там прошло детство поэта. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Физкультминутка Беседует с учащимися – Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое называется «Дары Терека». Кто знает, что такое Терек? Терек – бурная горная река на Кавказе. А сейчас я вам предлагаю послушать как читает это стихотворение мастер художественного слова В.Качалов.
-Какие чувства вызвало у вас это прочтение? -Кто герои стихотворения? Анализирует стихотворение. - Сколько частей в стихотворении? - О чем говорится в каждой части? - Одинаково ли показан Терек? -Как надо читать первую часть, вторую? -Стихотворение получилось таким необычным, потому что автор использует сравнение. Прочитайте строки, где есть сравнение. -Найдите олицетворение. Прочитайте эти строки. -Найдите обращение. -Для чего написал это стихотворении автор?(Высказать свое восхищение, силой, могуществом, красотой) -Какие слова вам были непонятны в стихотворении?(Громады-огромный, обширный, велики. Лукавый – коварный, хитрый. Казбек- потухший вулкан на Кавказе. Дарьял – ущелье реки Терек) -Теперь прочитайте это стихотворение про себя и приготовьтесь к выразительному чтению. Беседует с учащимися -Найдите в тексте слова, которые описывают Терек. Прочитайте их. - Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?(Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.)
Откройте учебник на стр. 94. Прочитайте отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова. – Какие открытия вы для себя сделали? - Что нового узнали? | Слушают учителя. Формулируют тему урока. Формулируют задачи урока. Внимательно слушают учителя, готовятся отвечать на вопросы. Слушают аудиозапись, готовятся к выразительному прочтению Читают выразительно, анализируют. Беседа по вопросам Читают статью, отвечают на вопросы учителя | Учебник, стр.92 Слайд № 2 Слайд № 3,4 Слайд № 5 Слайд № 6 |