СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»»

Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.  О. Проскурин

Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.

О. Проскурин

Всё творчество Ломоносова - и поэтическое, и научное – явилось своеобразным «культурным откликом » на грандиозные государственные преобразования России начала 18 столетия.

Всё творчество Ломоносова - и поэтическое, и научное – явилось своеобразным «культурным откликом » на грандиозные государственные преобразования России начала 18 столетия.

Ломоносов стал основоположником русского классицизма, опирающегося на своеобразие русского языка и традиции европейского классицизма. Основные приметы классицизма: – идеал красоты – античное искусство; – преклонение перед разумом; – деление на высокие и низкие жанры; – схематическое изображение человеческих характеров; – три единства в драматических произведениях.

Ломоносов стал основоположником русского классицизма, опирающегося на своеобразие русского языка и традиции европейского классицизма.

Основные приметы классицизма:

  • идеал красоты – античное искусство;
  • преклонение перед разумом;
  • деление на высокие и низкие жанры;
  • схематическое изображение человеческих характеров;
  • три единства в драматических произведениях.
В 16-17 веках церковнославянский язык существовал в качестве языка книжного, но разговорно-народная речь вторгается в него. Ломоносов предложил упорядочить и ограничить использование старославянских слов в русском литературном языке. «Теория трёх штилей» «высокий» церковно-славянские  слова  и  русские «средний» «низкий» русские  слова  с     героические  поэмы,  оды,  трагедии русские  слова  разговорного   примесью  церковно-славянских драмы, сатиры,  дружеские   языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа   комедии,  эпиграммы,  песни,   письма,  элегии церковно-славянских басни

В 16-17 веках церковнославянский язык существовал в качестве языка книжного, но разговорно-народная речь вторгается в него. Ломоносов предложил упорядочить и ограничить использование старославянских слов в русском литературном языке.

«Теория трёх штилей»

«высокий»

церковно-славянские  слова  и  русские

«средний»

«низкий»

русские  слова  с  

  героические  поэмы,  оды,  трагедии

русские  слова  разговорного  

примесью  церковно-славянских

драмы, сатиры,  дружеские  

языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  

комедии,  эпиграммы,  песни,  

письма,  элегии

церковно-славянских

басни

НЕМНОГО ИСТОРИИ « Эпоха петровских реформ». Пётр I, создавал Российскую империю – государство помещиков и купцов, - применял крутые меры в борьбе с экономической и культурной отсталостью. Бросок вперёд осуществляется за счёт самоотверженного труда народа, который нес всю тяжесть преобразований на своих плечах.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

« Эпоха петровских реформ».

Пётр I, создавал Российскую империю – государство помещиков и купцов, - применял крутые меры в борьбе с экономической и культурной отсталостью. Бросок вперёд осуществляется за счёт самоотверженного труда народа, который нес всю тяжесть преобразований на своих плечах.

Сторонниками прогрессивных преобразований Петра I были многие из числа младших его современников. К ним относился и Михаил Васильевич Ломоносов. Когда Петр I умер (1725 г.), Ломоносову было всего 14 лет.

Сторонниками прогрессивных преобразований

Петра I были многие из числа

младших его современников.

К ним относился и

Михаил Васильевич Ломоносов.

Когда Петр I умер (1725 г.),

Ломоносову было всего 14 лет.

Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства. Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом. Он стремился распространять просвещение. Ломоносов был преемником Петра I, высоко ценил его реформаторскую и просветительскую деятельность. В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность. В это верил и Ломоносов.

Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства.

Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом. Он стремился распространять просвещение. Ломоносов был преемником Петра I, высоко ценил его реформаторскую и просветительскую деятельность.

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем

связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки,

ремесла, промышленность. В это верил и Ломоносов.

В русской поэзии Ломоносов, прежде всего, утвердился своими одами. «Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» . Б. В. Шергин Жанр оды традиционно относится к классицистическому направлению.

В русской поэзии Ломоносов, прежде всего, утвердился своими одами.

«Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» .

Б. В. Шергин

Жанр оды традиционно относится к классицистическому направлению.

ЖАНР ОДЫ

ЖАНР ОДЫ

Ода  (от греч. «ode» - песня) - жанр лирической поэзии, торжественное стихотворение, написанное во славу какого-то лица или исторического события. Особенности оды : торжественный стиль;  возвышенная лексика; строгая логика изложения;  чёткая структура: в начале и конце обязательно должно быть обращение к адресату;  обилие риторических вопросов, пышных тропов, длинных распространённых предложений.  Ода постепенно становится государственным жанром, который направлен на прославление и возвеличивание монарха, правителя, государя.  Различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. 

Ода (от греч. «ode» - песня) - жанр лирической поэзии, торжественное стихотворение, написанное во славу какого-то лица или исторического события.

Особенности оды :

  • торжественный стиль; 
  • возвышенная лексика;
  • строгая логика изложения; 
  • чёткая структура: в начале и конце обязательно должно быть обращение к адресату; 
  • обилие риторических вопросов, пышных тропов, длинных распространённых предложений. 

Ода постепенно становится государственным жанром, который направлен на прославление и возвеличивание монарха, правителя, государя. 

Различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. 

М. В. Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало «заказной» поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую отражение в одах. ВОСПЕВАЛИ Географические просторы – свидетельствовали о могуществе государства Мир – способствовал процветанию государства Монархов – они государству служили Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия

М. В. Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало «заказной» поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую отражение в одах.

ВОСПЕВАЛИ

Географические просторы – свидетельствовали о могуществе государства

Мир – способствовал процветанию государства

Монархов – они государству служили

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия

М.В. Ломоносов.  «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление в оде мира, Родины, науки

М.В. Ломоносов.

«Ода на день восшествия на

Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны

1747 года»

Прославление в оде мира, Родины, науки

«Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»  посвящена Императрице Всероссийской из династии Романовых, младшей дочери Петра I и Екатерины I. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири.

«Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» посвящена Императрице Всероссийской из династии Романовых, младшей дочери

Петра I и Екатерины I.

Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны.

За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири.

 

  "Ода на день восшествия..." написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

КОМПОЗИЦИЯ Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом. 1. Вступление.  Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных

друг с другом.

1. Вступление. Мир – основа блага государства.

2. Главная часть. Величие России, ее процветание:

а) хвала щедротам Елизаветы;

б) заслуги Петра 1 перед народом России;

в) богатства, красота России;

г) призыв к молодежи овладевать науками;

д) наука и ее роль в российском обществе.

3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты прекрасна и красна! Что хочет сказать автор, акцентируя внимание на ТИШИНЕ? Обращением к тишине – прославление красоты и величия мироздания и самой императрицы. Подберите синоним к слову МИР – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения.  ТИШИНА.  (МИР)

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты прекрасна и красна!

Что хочет сказать автор, акцентируя внимание на ТИШИНЕ?

Обращением к тишине – прославление красоты и величия мироздания и самой императрицы.

Подберите синоним к слову

МИР – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения.

ТИШИНА.

(МИР)

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел. Когда на трон она вступила,  Как вышний подал ей венец,  Тебя в Россию возвратила,  Войне поставила конец;  Тебя прияв облобызала:  Мне полно тех побед, сказала,  Для коих крови льется ток.  Я россов счастьем услаждаюсь,  Я их спокойством не меняюсь  На целый запад и восток. Войне поставила конец…  — Война со шведами 1741—1743 гг. закончилась несколько месяцев спустя после коронации Елизаветы 

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец; Тебя прияв облобызала: Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток. Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.

Войне поставила конец…  — Война со шведами 1741—1743 гг. закончилась несколько месяцев спустя после коронации Елизаветы 

ХВАЛА ЩЕДРОТАМ ЕЛИЗАВЕТЫ Непременное условие для счастья - Россия должна процветать, но для этого она должна быть ещё просвещённее. Для этого нужно осуществлять преобразования в духе Петра I. Но мы не можем удержаться  От пения твоих похвал.  Твои щедроты ободряют  Наш дух и к бегу устремляют… О коль достойно возвеличен  Сей день и тот блаженный час,  Когда от радостной премены Петровы возвышали стены  До звезд плескание и клик!  Когда ты  крест несла  рукою  И на престол взвела с собою  Доброт твоих прекрасный лик! Ломоносов напоминает Елизавете о том, как начался дворцовый переворот 25 ноября 1741 г., приведший ее к власти. Она вышла к преображенцам с крестом в руке и привела их к присяге как государыня  Молчите, пламенные звуки,  И колебать престаньте свет;  Здесь в мире расширять науки  Изволила Елисавет. метафорическое определение войны 

ХВАЛА ЩЕДРОТАМ ЕЛИЗАВЕТЫ

Непременное условие для счастья - Россия должна процветать, но для этого она должна быть ещё просвещённее. Для этого нужно осуществлять преобразования в духе Петра I.

Но мы не можем удержаться От пения твоих похвал. Твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют…

О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик! Когда ты  крест несла  рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!

Ломоносов напоминает Елизавете о том, как начался дворцовый переворот 25 ноября 1741 г., приведший ее к власти. Она вышла к преображенцам с крестом в руке и привела их к присяге как государыня 

Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

метафорическое определение войны 

ЗАСЛУГИ ПЕТРА I ПЕРЕД РОССИЕЙ 1. Петр I отвоевал у шведов выход в Балтийское море. Одержал блестящую победу под Полтавой, лишив Карла XII его армии. Флот Петра стал одним из самых сильных в Европе. 2. После победы в Северной войне в Европе стали считаться с Россией, боялись ее возросшей мощи. Послал в Россию Человека ,  Каков неслыхан был от века.  Сквозь все препятства он вознес  Главу, победами венчанну,  Россию, грубостью попранну,  С собой возвысил до небес. Поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора , идеал русского монарха

ЗАСЛУГИ ПЕТРА I ПЕРЕД РОССИЕЙ

1. Петр I отвоевал у шведов выход в Балтийское море. Одержал блестящую победу под Полтавой, лишив Карла XII его армии. Флот Петра стал одним из самых сильных в Европе.

2. После победы в Северной войне в Европе стали считаться с Россией, боялись ее возросшей мощи.

Послал в Россию Человека , Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

Поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора ,

идеал русского монарха

ЗАСЛУГИ ПЕТРА I

ПЕРЕД РОССИЕЙ

ЭКОНОМИКА

  • Активное развитие мануфактур .

В первую очередь мануфактуры выпускали товары военного назначения.

  • Протекционистская политика  — защита отечественного производителя. В 1724 году был принят Таможенный тариф, который устанавливал ввозные пошлины на все товары, которые Россия могла производить сама.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Создание новых образовательных учреждений  — Навигацкая школа (1701 год), Инженерная школа (1712 год).
  • Привлечение зарубежных специалистов , которые помогали создавать новые образовательные программы и внедрять передовые методы обучения и воспитания.
  • Открытие доступа к образованию  — Пётр I делал ставку на образование широких слоёв населения, а не только дворянства.

ВОЕННАЯ СФЕРА

  • Создание регулярной армии и военно-морского флота .
  • Введение рекрутской повинности  — государство ежегодно набирало в армию и на флот из крестьян и горожан определённое количество рекрутов. 
  • Техническое перевооружение армии и флота : Пётр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, артиллерийских орудий и боеприпасов.
  • Введение единой системы воинских званий , окончательно оформившейся в «Табели о рангах» 1722 года. 

КУЛЬТУРА

  • Введение нового стиля одежды .
  • Перенос столицы в Санкт-Петербург  в 1712–1714 годах — город был задуман как «окно в Европу».
  • Поощрение развития театрального искусства и музыки  — в 1702 году открыт первый в России публичный театр, где ставились как русские, так и иностранные пьесы.
Тогда божественны науки  Чрез горы, реки и моря  В Россию простирали руки,  К сему монарху говоря:  «Мы с крайним тщанием готовы  Подать в российском роде новы  Чистейшего ума плоды».  Монарх к себе их призывает*,  Уже Россия ожидает  Полезны видеть их труды. Но кроткая Екатерина* ,  Отрада по Петре едина,  Приемлет щедрой их рукой.  Ах если б жизнь ее продлилась,  Давно б Секвана*  постыдилась   С своим искусством пред Невой! *Монарх к себе их призывает…  — Задумав основать Академию наук, Петр I вел переговоры с крупнейшими учеными Европы (Лейбницем, Вольфом и др.) в целях привлечения их в Россию *Завистливым отторжен роком…  — имеется в виду смерть Петра I Но ах, жестокая судьбина!  Бессмертия достойный муж,  Блаженства нашего причина,  К несносной скорьби наших душ  Завистливым   отторжен роком* ,  Нас в плаче погрузил глубоком! *Но кроткая Екатерина…  — Екатерина I, вдова Петра I. При ней 27 декабря 1725 года была открыта Петербургская Академия наук  *Секвана.   Намек на французскую академию наук в Париже.

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки, К сему монарху говоря: «Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды». Монарх к себе их призывает*, Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

Но кроткая Екатерина* , Отрада по Петре едина, Приемлет щедрой их рукой. Ах если б жизнь ее продлилась, Давно б Секвана*  постыдилась  С своим искусством пред Невой!

*Монарх к себе их призывает…  — Задумав основать Академию наук, Петр I вел переговоры с крупнейшими учеными Европы (Лейбницем, Вольфом и др.) в целях привлечения их в Россию

*Завистливым отторжен роком…  — имеется в виду смерть Петра I

Но ах, жестокая судьбина! Бессмертия достойный муж, Блаженства нашего причина, К несносной скорьби наших душ Завистливым   отторжен роком* , Нас в плаче погрузил глубоком!

*Но кроткая Екатерина…  — Екатерина I, вдова Петра I. При ней 27 декабря 1725 года была открыта Петербургская Академия наук 

*Секвана.   Намек на французскую академию наук в Париже.

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», ее заслуг. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста. Великая Петрова дщерь  Щедроты отчи превышает,  Довольство муз усугубляет   И к счастью отверзает дверь.

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», ее заслуг. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы.

За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста.

Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет  И к счастью отверзает дверь.

Воззри на горы превысоки,  Воззри в поля свои широки,  Где Волга, Днепр, где Обь течет;  Богатство, в оных потаенно,  Наукой будет откровенно,  Что щедростью твоей цветет. Сия тебе единой слава,  Монархиня, принадлежит,  Пространная твоя держава  О как тебе благодарит! Чтение строф 14-20 Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом.

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебе благодарит!

Чтение строф 14-20

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом.

В ЧЁМ ВИДИТ АВТОР УКРЕПЛЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВА? Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях. О вы, которых ожидает  Отечество от недр своих  И видеть таковых желает,  Каких зовет от стран чужих,  О, ваши дни благословенны!  Дерзайте ныне ободренны  Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов  И быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать. Науки юношей питают,  Отраду старым подают,  В счастливой жизни украшают,  В несчастной случай берегут;  В домашних трудностях утеха  И в дальних странствах не помеха.  Науки пользуют везде,  Среди народов и в пустыне,  В градском шуму и наедине,  В покое сладки и в труде.

В ЧЁМ ВИДИТ АВТОР УКРЕПЛЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВА?

Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

 Ломоносов уделяет большое внимание наукам. Он сам величайший учёный, и надеется, что с восшествием Елизаветы Петровны на престол страна пополнится новыми умами, которых так ожидает «отечество от недр своих

Ломоносов уделяет большое внимание наукам. Он сам величайший учёный, и надеется, что с восшествием Елизаветы Петровны на престол страна пополнится новыми умами, которых так ожидает «отечество от недр своих".

Он пишет, что России нужны ученые, призывает молодежь совершать новые открытия во славу Родины.

Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит. Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя Зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

ТЕМА Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским. Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования возможность процветания государства только в мирное время любовь к Родине

ТЕМА

Центральная тема произведения –

прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы:

развитие науки и образования

возможность процветания государства только в мирное время

любовь к Родине

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх. По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ –

долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль: Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая», олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», гиперболы – «чрез горы, реки и моря», Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть», метафоры – «подать…ума плоды», красочные и образные эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая». Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль:

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая», олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», гиперболы – «чрез горы, реки и моря»,

Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя»,

«узреть»,

метафоры – «подать…ума плоды»,

красочные и образные эпитеты – «щедрая»,

«земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

" Ода   на   день   восшествия " – это рассказ о величии, красоте и богатстве России, заслугах Петра I. Призыв к Елизавете продолжить славные дела Петра I во имя могущества России, обращение к юным с призывом развивать таланты, заниматься науками, быть российскими Платонам и Ньютонами.

В своём произведении Ломоносов отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Похожие файлы