Маленькие академики
Именно такими их увидели все желающие побывать в Чулымском лицее 25 апреля 2012 года на первой научно-практической конференции обучающихся начальной школы. Хотя вряд ли педагогам правомерно называть это действие научно-исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. Гораздо справедливее будет ее называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного изучения материала. Но как оценить слова участника конференции Зинакова Александра, обучающегося 3 «а» класса: «Работа над проектом «Что такое мыло» позволила мне узнать формулу мыла и чем отличается калий от натрия, о которых я, к сожалению, могу узнать только в 7 классе». Таким образом, Сашина работа, как и работа научная, предполагала самостоятельное творческое исследование темы, что формирует необходимые для исследователя умения понимать сущность предмета, овладеть методикой научного анализа явлений. Таким образом, оба эти вида служат одной цели — формированию готовности учащихся к исследовательской работе, в том числе выработке у них исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности и т. п.
Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Наше образовательное учреждение исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяло в работе с подростками, старшими лицеистами, а разговоры о «научной» деятельности учащихся начальных классов вызывали удивление. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС заставила изменить подход к возможностям организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. В 2011-2012 учебном году в 2-4-ых классах ведется факультативный курс по проектно-исследовательской деятельности обучающихся, выходом которого явилась научно-практическая конференция. Младшие школьники активно проявили интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. И не менее главное - осуществлять коллективную работу. На научно - практической конференции были представлены несколько коллективных работ. Одна из них «Холодок в пакете» представлена Добровольским Эдуардом и Волковым Ильей (2 «а» класс). Чувствовалось, что каждый из них вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это их нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, разбирать игрушки, изучая их устройство. Хорошо родители справились со своей задачей - помогли в проведении этих исследований, сделали их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Можно ли поверить, что второклассника интересует вопрос: «Что такое мороженое»? А если он с проблемой: «Можно ли приготовить в домашних условиях мороженое?». Доказали с помощью фотографий, что это возможно, убедили, что вкусно и пообещали проверить выгодность приготовления продукта в домашних условиях.
Также в паре работали Есин Дмитрий и Калюжный Алексей (4«б» класс). Они взяли проектную работу по теме «Чистый воздух» из содержания учебного предмета «Окружающий мир». Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Я думаю, что будет интересно узнать мэру города Чулыма А.Н.Степанову о том, какой отклик нашла акция «Чистый город» в сердцах десятилетних жителей нашего города. Это не только эмоциональное состояние Гусевой Ксении и Усковой Полины, а полный анализ состояния чистоты города до проведения акции, после проведения акции и действенных способах работы добровольцев (авторов проекта) в поддержку администрации города. Проект «Загрязнение города Чулыма: пути выхода из сложившейся ситуации» вызвал желание у членов жюри узнать у девочек степень их готовности помочь городу быть чистым. Работа по выполнению их проекта была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Юные исследователи с задачами успешно справились. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществлялись девочками самостоятельно. Но проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное, представить результаты исследования и реализации исследовательского проекта помогали родители. Только совместная работа научного руководителя, обучающихся и их родителей позволила Полине и Ксении стать победителями научно-практической конференции «Маленькие академики».
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Но у каждого ребёнка есть своё исследовательское поведение. Познание мира птиц у Глебовой Алины активно началось с желания иметь особенный подарок на день рождения. Возникла жизненная ситуация: прежде чем получить в подарок волнистого попугая, родители порекомендовали подготовиться к уходу за ним. Алина выдержала экзамен. Затем появилось желание узнать, чего может бояться ее любимец Кеша: темноты, громкой музыки или резких движений хозяйки. Эксперимент описан. Тогда возник другой вопрос: «А что будет с людьми, если вдруг исчезнут птицы?». А что было бы, если родители Алины не обратили внимания на ее такое исследовательское поведение? На научно-практической конференции Алине удалось не только привлечь внимание к своей работе, но и проявить силу воли, за что ей был вручен особый диплом участника.
Точно, обоснованно говорила о проблеме исчезновения некоторых животных на нашей планете Волкова Александра из 4 «б» класса. Она в качестве 45 респондентов исследования использовала своих знакомых, родственников, одноклассников. Для проведения социологического опроса подготовила анкету, провела опрос, обработала результаты и их интерпретировала.
Учитель-логопед Галицкая Л.В. после защиты работы Приходько Антоном (2 «б» класс) поделилась с членами жюри своим эмоциональным состоянием: «Если бы своими глазами не увидела Антона, никому бы не поверила, что он может быть таким уверенным». А для мальчика его проектно-исследовательская деятельность начиналась с организации учителем Штабной О.В. тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и поисковых умений, которые позволили овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Реализация его проекта «Мой класс» требует определенных условий, о которых Антон может говорить только на уровне администрации лицея. Юный исследователь выразил готовность вести переговоры с директором лицея о внесении изменений в облик учебного кабинета в соответствии с требованиями СанПин.
Больше всех вопросов от участников конференции получил Кисляков Ярослав (4 «а» класс). Он проявил интерес к изучению повадок волков, их численности в Чулымском районе. После его рассказа о результатах встречи с охотоведом участники конференции активизировались, стали задавать уточняющие вопросы.
Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Я думаю, прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительными источниками информации, т.е. присутствовала мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, задавали вопросы родителям, учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа.
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Учителя начальных классов Кожевникова Т.И., Федорова Г.А., Кауфман С.Р., Шилкина О.К., Нужина Л.А. и Штабная О.В.могут гордиться своими воспитанниками. Они им принесли славу. Но и учитель, научный руководитель, в процессе индивидуальной работы с ребенком не только «разглядел искру» исследовательских способностей, но и помог юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем, как в прикладных целях, так и в практическом плане. А самое главное – учитель исполнил заповедь великого педагога В.А.Сухомлинского: «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
Педагог-психолог Н.А.Сафронова