1.Организационный момент II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Организационный момент +Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? -Вспомните. Пожалуйста, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? Чтение по ролям басни (инсценирование с использованием масок). Вызываются 2 группы учащихся. -Оцените работу чтецов, объясните свою оценку. Кому вы сочувствовали, читая басню? Кого осуждали? Нравятся ли вам поступки Стрекозы? Муравья? Можно ли это произведение назвать басней? Что такое басня? Впишите пропущенные слова в предложение, которое написано у вас на листочках. Кто-то из вас прочитает. | Самоконтроль готовности к уроку - Читали басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» по ролям. Дети читают басню наизусть по ролям. Учащиеся оценивают, комментируя. Басня – это короткие……….., где вместо………….., действуют …………., ………….., …………….. Основная мысль (мораль) Выражена в………. . Дети вписывают слова в предложение, в котором дается определение басни. | Личностные –проявлять готовность к началу уроку, желание учиться Коммуникативные -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Познавательные - сопоставлять характер и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение; Предметные - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; - читать текст по ролям; -формулировать предложение о басне и её особенностях; |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий | Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем. Почему эта басня помещена в раздел «Мы — друзья»? -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Послушайте музыку к песне и, я думаю вы Догадайтесь, о чем идет речь? -Так. О чем эта песня? - А кто написал слова к этой песне? -Какова тема нашего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? Мы обобщим представления о том, что такое дружба, кто является настоящим другом; -научиться дружить и уважать друг друга; - учиться сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров; - учить пересказывать текст по заданному алгоритму, по плану. | - Раздел называется «Мы друзья» - Муравей поступает, как друг. Со стрекозой, чтобы она научилась правильно жить, распределять время работы и досуга. Слушают музыку к песне «Настоящий друг» - О дружбе. - Михаил Пляцковский. Находят его портрет на доске. - Тема урока «Обобщение раздела «Мы друзья» Выяснить, что такое дружба. - Кто такой настоящий друг? - Вспомнить произведения и писателей, которые их написали. -Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий | Познавательные - определять тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий, обосновывать своё мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнёром; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные -устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивов Регулятивные -составление плана и последовательности действий. |
3. Обобщение и закрепление пройденного | 1.Я предлагаю вам поработать в группах. Подумайте, запишите, расскажите по кругу. - Каким должен быть настоящий друг. -Давайте проверим, что у вас получилось? А кого можно назвать другом? -Итак, сделаем вывод, какими чертами должен обладать настоящий друг. – Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами. Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка. Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» -Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни; - Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Слайд: С.И. Ожегов Что такое дружба? Дружба– близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Слайд: Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика. 2. Какие пословицы о дружбе вы знаете? Закончите пословицу : Нет друга – ищи, а нашёл- … Старый друг лучше… Человек без друзей, что дерево без… Не имей сто рублей, а … Дружба не гриб, в лесу… Друзья познаются в….
3. Работа по учебнику А) Откройте страницу 114 учебника, вспомним, какие произведения мы читали в этом разделе. Я на доске вывешиваю портрет писателя, а вы должны назвать его произведение. А. П. Гайдар… М. Пляцковский… Э. Успенский …. С. Михалков… Н. Носов…. В. Орлов… А кого еще не назвали? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Б) Работа по вопросу 7 в учебнике на стр.135 Давайте вспомним сказку «Петушок и бобовое зернышко». Чтение сказки «цепочкой». Можно ли сказать, что петушка спасла дружба с курочкой, ее забота и преданность? В) Работа по вопросу 8 в учебнике на стр.135. Ты решил рассказать эту сказку своей младшей сестренке. Но как сделать так, чтобы ей было интересно? А вот как ответил на этот вопрос Т. Коти Прочитайте про себя и объясните своими словами в группе. Прочитайте правила, как правильно подготовится к пересказу. -Очень важно решить, с какой целью мы пересказываем и кому пересказываем. Г) Работа по вопросу 9,10, 11 в учебнике на стр.136. Прочитайте вопрос 9. Как вы думаете, пересказ Ани полный или краткий? - Рассмотрите иллюстрации сказки на странице137. Все ли персонажи изображены художником? Давайте составим полный план сказки, какие рисунки нужно еще нарисовать. Какова главная мысль сказки? Как понять смысл пословицы «Кто скоро помог, тот помог дважды»
| Учащиеся сидят по 4 человека (мэнэдж мэт, Сингапур), пишут ответы на листочках, а потом зачитывают по кругу. Один из команды зачитывает, другие дополняют. - Добрый, верный, отзывчивый, готов всегда помочь. Друг – это тот, кто … (- Понимает меня; - с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; - верный человек; с кем я могу поделиться секретом). Читают на слайде Ответы детей. Читают на слайде Читают на слайде Ответы детей. Ответы детей Читают на слайде цепочкой Называют пословицы по очереди по группам Говорят продолжение пословиц. «Чук и Гек» «Настоящий друг» «Крокодил Гена и его друзья» «Как друзья познаются» «На горке» «Я и мы» И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Чтение сказки. Ответы детей Нужно рассказывать эмоционально, с выражением, не нарушая порядок действий. Объясняют, как поняли слова Чтение правил на стр.135. У Ани неполный план. (Доказательства этого высказывания) Ответы детей Не успей помочь курочка петушку, он бы умер. А она поторопилась и спасла его жизнь. | Регулятивные - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - планировать и выполнять задание в соответствии с целью; -осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Познавательные - составлять и оформлять выбранный вариант выполнения задания; - обосновывать своё суждение; Личностные -проявлять интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений; Предметные -читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; -знать пословицы, уметь их продолжить; - формулировать правила дружеских отношений; -знать авторов произведений и уметь совместить портрет автора и название произведения; - составлять и картинный план текста; - пересказывать текст, используя план и иллюстрации; - формулировать правила дружеских отношений. |
5.Рефлексия Контрольно – оценочный этап Формировать умение оценивать себя | -Подведём итоги урока. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Мы обобщили представления о том, что такое дружба, кто является настоящим другом; -учились дружить и уважать друг друга; - учились сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров; - учились пересказывать текст по заданному алгоритму, по плану. -Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? -Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:  - всё получилось, доволен своей работой - не всё получилось, но могу работать лучше  - ещё есть затруднения в работе | Ответы детей Самооценка | Личностные — проявлять позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни. Познавательные — использовать приобретённые знания и умения при составлении правил дружеских отношений. Регулятивные — работать с текстом произведения, используя алгоритм. Коммуникативные — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные — читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; — работать с содержанием сказки, составлять план. |