СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс Человек и мир 3 класс Тема: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: ПЕСОК, ГЛИНА, ТОРФ, НЕФТЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться своими находками, познакомить с приёмами и методами организации учебной деятельности.Использование этих методов и приёмов способствует повышению качества знаний, развитию творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Человек и мир 3 класс Тема: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: ПЕСОК, ГЛИНА, ТОРФ, НЕФТЬ»»



Отдел образования Пинского горисполкома

ГУО «Средняя школа №16 г. Пинска»




Мастер – класс

Человек и мир 3 класс

Тема: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: ПЕСОК, ГЛИНА, ТОРФ, НЕФТЬ»


Учитель высшей категории Е.А. Соколик

















2011




Учитель живёт до тех пор,

пока он учится; как только он

перестаёт учиться, в нём

умирает учитель.

К. Д. Ушинский



Введение


- Я рада приветствовать вас, уважаемые коллеги! Здравствуйте!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы продолжить своё обучение.

Я хочу поделиться своими находками, познакомить с методами и приёмами организации учебной деятельности. Использование этих методов и приёмов способствует повышению качества знаний, развитию творческих способностей каждого ученика.

Я покажу это на примере урока человек и мир, работая над темой «Полезные ископаемые: песок, глина, торф, нефть».

Урок относится к типу предметных.

На данном уроке вырабатывается когнитивный опыт, т.е. дети получают знания о природе, её богатствах.

Для реализации цели урока применяю методы продуктивно-развивающей группы, в частности исследовательский метод.

В основе исследовательского метода лежат опыты, наблюдения.

На изучение темы «Наиболее распространенные полезные ископаемые» отводится программой 2 часа.

Также предусмотрена комплексная экскурсия по теме «Формы земной поверхности. Равнины и горы. Полезные ископаемые».

На экскурсии мы с ребятами провели наблюдение за песком и глиной, их свойствами. Это целесообразно было сделать для того, чтобы сегодня больше времени мы могли уделить изучению основных свойств торфа и нефти.

И так мы начинаем наш урок.








1

Наиболее распространенные полезные ископаемые (2 часа)

Тема: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: ПЕСОК, ГЛИНА, ТОРФ, НЕФТЬ

Цель:

  • формировать представления о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств;

  • учить проводить простейшие опыты; учить аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ и опытов;

  • развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

  • прививать любовь к природе, бережное отношение к её богатствам.


Оборудование: образцы песка и глины, торфа, нефти, изделия из глины предметное стекло, лупы, колбы, воронки, стакан и миски или тарелки с водой; карточки-задания для работы в центрах.

Ход

  1. Актуализация знаний.

Загадка

Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее её? (Человек.)

- Как вы думаете, кто главнее: человек или природа?

- Человек только часть природы. Растения и животные появились на Земле многие миллионы лет тому назад, а человек стал жителем Земли позже.

- Не значит ли это, что мы целиком зависим от природы?

2. Сообщение темы и цели урока

- Продолжим изучать мир неживой природы – великую гармонию мира, гармонию нашей жизни.

- Сегодня мы поговорим о богатствах нашей страны, которые находятся у нас прямо под ногами.

- Как называются эти богатства? (Полезные ископаемые.)

Да, под ногами находится таинственный подземный мир. Этот мир не освещают солнечные лучи, животные и растения не решаются глубоко проникнуть в его дебри, и лишь человек в поисках земных сокровищ осмеливается заглянуть в него.

- Какие полезные ископаемые мы собрали во время экскурсии? (Песок и глина.)


Чтобы активизировать детей предлагаю загадки.

- Отгадайте:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

2


Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

Для воспроизведения ранее изученного, использую дифференциацию.

Одной группе я предлагаю тест в качестве письменного задания, с другими мы проведём «Блиц - турнир».


  1. Воспроизведение ранее изученного


1) Тест «Заготовки»

Это эффективный способ для получения быстрых и коротких ответов. В качестве «заготовок» используются начало предложений, слова-подсказки, или, как сегодня, выбор ответов.


Задание 1

Как человек получает полезные ископаемые? Отметь в пустом квадрате с помощью знака «+».

  • выращивает как овощи

  • изготавливает на фабриках и заводах

  • добывает из глубины земли или с её поверхности


Задание 2

Что называют полезными ископаемыми?

  • всё, что лежит в земле

  • всё, что люди могут добыть из глубин земли или с её поверхности и использовать в хозяйстве

  • всё, что можно выкопать из земли



Задание 3

В какой строке указаны полезные ископаемые? Отметь в пустом квадрате с помощью знака «+».

  • томаты, картофель, редиска

  • песок, глина, гранит

  • бетон, штукатурка, цемент

3

Обращаю ваше внимание на то, что во время экскурсии ребята заполнили таблицу «Свойства песка и глины», которой можно при необходимости воспользоваться

Свойство

Песок

Глина

Сыпучесть

+

-

Твёрдость частичек

+

-

Прозрачность

-

-

Водопроницаемость

+

-

Растворяемость в воде

-

-

Пластичность

-

+

Запах

-

+


2) Блиц – турнир

  1. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые.)

  2. Он состоит из крупных и мелких песчинок. (Песок.)

  3. Как называется свойство песка, когда песчинки не скреплены между собой. (Сыпучесть.)

  4. Это свойство показывает, как песок пропускает воду. (Водопроницаемость.)

  5. Куда грузовик может завезти песок? (Строительство, ремонт шоссейных дорог, на кирпичный завод.)

  6. Имеет землистый запах. (Глина.)

  7. Какое полезное ископаемое используется при производстве простых карандашей? (Глина.) Чем больше глины, тем карандаш твёрже.

  8. Искусство изготовления изделий из глины. ( Гончарство.)


- Молодцы! Очень хорошо запомнили основные свойства глины и песка.

- Проверим, как справились ребята с тестом.

(Этот вид деятельности нужен как для проверки уровня знаний, так и для накопления отметок по предмету.)


3) Работа с картой.

- Как вы думаете, эти полезные ископаемые повсеместно встречаются на территории Беларуси или нет?

- Не будем строить догадки, а лучше обратимся к физической карте Беларуси.

- Форзац учебника показывает вам специальные знаки – обозначения полезных ископаемых. Найдите среди них условный знак песок, глина.

- Рассмотрите внимательно карту. Что вы заметили?

- Ребята, на карте указаны крупные месторождения песка и глины, которые люди используют в хозяйственных целях.

- А вот где эти полезные ископаемые залегают в Пинском районе мы узнаем чуть позже. 4

  1. Закрепление знаний

- На этом этапе можно использовать также игры или Синквейн.


1) Например: Игра «Узнай меня первым».

Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

Правило игры.

Я называю свойство. Если по этому свойству вы затрудняетесь определить полезное ископаемое, то говорите слово «дальше».

  • Не растворяется в воде;

  • Не прозрачное;

  • Можно встретить везде: под землёй и на её поверхности;

  • Строительный материал;

  • Самое распространённое полезное ископаемое на Земле;

  • Не имеет запаха;

  • Добавляют к глине при изготовлении кирпича.

Песок


- Почему по первым признакам вы не смогли определить полезное ископаемое?

(Эти свойства принадлежат как песку, так и глине.)

2) Синквейн



Глина

Песок

1

Тема: Глина.

Песок.

2

Пластичная, вязкая (зелёная)

Сыпучий, водопроницаемый

3

Лепится, скрепляет, не пропускает

Не растворяется, пропускает, не лепится

4

Предложение. Из глины лепят горшки.

Песок используется в строительстве.

5

Синонимы. Ископаемое

Ископаемое


- Придумайте Синквейн к слову песок.


- Можно ли обойтись в нашем хозяйстве без них?

- Почему?

( Без них невозможна никакая стройка, без них не сделать кирпич, не скрепить между собой кирпичи и строитель­ные камни, не возвести фундамент здания, стены, печи.)

- Какие свойства песка и глины делают их незаменимыми строительными полезными ископаемыми?


  • «Твёрдость частичек песка и хорошая скрепляемость (пластичность) частичек глины

- Сейчас мы с вами сможем это проверить с помощью опытов. Докажем то, что песок и глина действительно незаменимые строительные материалы.

5


  1. Практическая работа.

Эту практическую работу можно назвать «настоящей правдой жизни».

Обучение практикой действия – это способ, который позволяет детям представить себя в нужной роли для поиска выхода из определённой жизненной ситуации.

- Я предлагаю вам провести исследование и поработать над проектом «Искусственные строительные камни»

Практическая работа:

«Искусственные строительные камни»

Вы уже слышали о штукатурке, цементе и бетоне - очень прочных твердых веществах, которые применяются в строительстве. Но эти камни созданы не природой, а человеком и потому называются искусственными.

- Вы мечтаете построить себе большой и красивый дом?

- Вот такой! (Показываю макет дома.)

- Тогда представьте, что вы строители.

- Вы тоже можете приготовить штукатурку, цемент и бетон:

1. Смешайте:

- 1 часть песка и 2 части извести - получилась штукатурка;

-1 часть сухой толченой глины и 2 части извести - это цемент;

- сделайте еще раз цемент и примешайте к нему мелкую кирпичную крошку –получился бетон.

2. В полученные смеси добавляйте понемногу воды до образования густой вязкой мас­сы.

3. Теперь вылепите три кубика.

4. Когда кубики высохнут и затвердеют, проверьте их на проч­ность: поместите на железную пластину и ударьте молотком.

5. Результаты опыта запишите:

штукатурка

цемент

бетон

3. Сделайте выводы.


Выводы:

Бетон – это один из самых важных и нужных строительных материалов, созданных человеком. При смешивании вода и цемент образуют нечто вроде пасты. Когда паста застывает, она превращается в твёрдую, как камень, массу.

Огромные дамбы, мосты, дома, взлётные полосы для самолётов – это всё сделано из бетона.

Он использовался при строительстве одного из величайших сооружений 1 века до н. э. Колизея в Риме наряду с кирпичом и природным камнем.

6

На доске таблица: - Работая на опережение можно

Группы полезных ископаемых: мельком, не заостряя внимания,

  1. Строительные дать и другую классификациюп. и.:

рудные нерудные горючие

5. Физкультминутка - Куда отнесём песок и глину?

На время дело прекратив,

Мы объявляем…(перерыв).

- А у нас физкультминутка!


- Как вы думаете, насколько каждый из вас добрый и удачливый в жизни?

- Не знаете. Так давайте проверим.

- Кто добрее всех – поднимите руки вверх!

- Кто друзей возьмёт с собой – хлопните над головой.

- Кто умеет веселиться – маши руками нам как птица.

- Кто здоровье бережёт – руку другу пусть пожмёт!

- Выбрал ты профессию – крикни Хэй нам весело!

- Кто с удачею на ты – в ладоши хлопни

Раз! Два! Три!

- И про дело не забудь. Отдохнули и снова в путь.


  1. Работа над новым материалом. Постановка проблемы исследования

- Ещё одна группа полезных ископаемых. Мы их узна­ем, отгадав загадки.

1) загадка

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф.)


Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

-Что общего для группы полезных ископаемых торф, нефть, газ? (При сжигании этих пород выделяется много тепла.)

7. Наблюдение учеников за свойствами нефти

1) Рассказ учителя

В VII веке арабы напали на Константинополь. Огромное количе­ство кораблей окружило город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, византийцы выкатили на берег большие сосуды и

7

вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания.

Когда жидкость окружила корабли, византийцы подожгли ее. Произошло чудо — море загорелось. Перепуганные арабы не успели опомнить­ся, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот, ведь он был построен из дерева.

— Как вы думаете, ребята, что это была за жидкость?

2) План изучения полезного ископаемого:

  • Основные свойства

  • Где залегает

  • Как добывается и для чего используется

  • Охрана полезных ископаемых

3) Сообщение

Миллионы лет назад в неглубоких морских заливах жило множество крошечных растений и животных. Они быстро размножались и массами гибли. Их останки падали на дно, где чаще всего сгнивали и разрушались. Но иногда они заносились илом. Тогда появлялись пласты осадков с большим количеством органического вещества. Позже начиналось чудесное превращение. Давление верхних слоёв горных пород, внутреннее тепло Земли, отсутствие кислорода и жизнедеятельность особых подземных микробов за многие миллионы лет полностью преобразовали останки обитателей моря в капельки маслянистой жидкости и горючий газ.

Однако для возникновения месторождения нефти этого мало. Нужно, чтобы мириады рассеянных капелек при дальнейшем уплотнении пластов ещё собрались на небольшой площади, заполнив поры и трещинки горных пород. Нефть скапливается далеко не везде, а в особых ловушках. Чаще всего ими оказываются пласты, напоминающие по форме перевёрнутую тарелку. В них масленичная жидкость заперта со всех сторон.

Вверху – непроницаемые слои глины или солей, внизу – вода.

Следует заметить, что нефть не образует под землёй сплошных озёр и бассейнов, как считалось когда-то. Вместе с горючим газом и водой она пропитывает рыхлые пески или заполняет трещинки в прочных породах. При этом чёрное золото и его спутники залегают не вперемешку, а в три

8

этажа: сверху – горючий газ, затем – нефть, и в самом низу – более тяжёлая вода.

3) Практическая работа свойства нефти


- Для того чтобы узнать какими свойствами обладает нефть мы проведём опыты. Опыты с нефтью проводит учитель.


Наблюдение 1. Нефть разливается по пробирке – значит она жидкая.


Наблюдение 2. Устанавливается цвет. (Тёмно-коричневый.)


1 опыт. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.


2 опыт. Пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.


3 опыт. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 - 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).


Название

Основные свойства


состояние


цвет


хрупкость


маслянистость


тяжелее или легче воды


запах


горючесть









Нефть

жидкая

тёмно-коричн.

-

маслянистая

легче

+

горит


5) Проблемные вопросы


- Почему нефть называют «черным золотом»?

- Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?

(Мы найдём ответ на эти вопросы чуть позже, когда будем работать в центрах.)


7. Наблюдение учеников за свойствами торфа


9

Несмотря на то, что урок по теме предметный, важное место отводится словесному методу.

Характер залегания полезного ископаемого, способы его добычи, использование и охрана изучаются методом рассказа при помощи эвристической беседы.

Беседа как метод обучения удобна для получения обратной связи.

  1. Беседа

- Как называется наш край?

- Это край болот. Правда, теперь их меньше.

- Какую тайну хранят полесские болота, мы узнаем из сообщения.

Сообщение учеников

Беларусь – край болот. В 60-е годы 20 в. Они занимали 1 часть нашей территории. На этой площади можно было разместить такое европейское государство, как Бельгия.

Обилие болот объясняется повышенной влажностью климата и тем, что у нас самой природой созданы условия, при которых влага не успевает уйти в землю, стечь в реки или испариться, а застаивается на поверхности. Ну а там, где много влаги, много и растений. Они живут, развиваются, а отмерев, оказываются под водой. Недостаток кислорода приводит к тому, что отмершие растения не разрушаются, не сгнивают полностью, а как бы «консервируются», превращаясь в полуразложившуюся массу тёмно-бурого цвета.

Если размять комочек торфа, то можно легко обнаружить в нём остатки веточек, листьев, корешков. Но больше всего в торфе воды – обычно девять десятых веса приходится на неё.

Чаще всего у нас встречаются торфяники толщиной около 2-3 метров. Но попадаются залежи, где пласт торфа достигает 10 метров.

За год слой торфа увеличивается на 1 мм.

Проблемный вопрос

- А может ли торф нынешних болот превратиться в уголь?

- Может.

Для этого нужно, чтобы болота были занесены илом, захоронены наносами рек, что бывает нечасто.

Но если бы к примеру, торфяники Припятского Полесья были занесены отложениями рек, то только через несколько миллионов лет здесь образовалось бы месторождение каменного угля.

При этом надо учесть, что из десятиметрового слоя торфа образовался бы пласт угля толщиной всего в 1-2 метра.


10


  1. Работа с учебником с.32

- Найдите и зачитайте, для чего человек использует торф?

  • Торфом удобряют поля и огороды

  • Используют для отопления помещений. При прессовке из торфа получают брикет, который сжигают в печах

  • Получают различные продукты: дёготь, лекарства

8.Практическая работа выполняется в группах.


По ходу практической работы, которая описана в учебнике, с.31 заполняется таблица «Свойства торфа и нефти»


Название

Основные свойства


состояние


цвет


хрупкость


маслянистость


тяжелее или легче воды


запах


горючесть

Торф

рыхлый

тёмно-коричн.

хрупкий

-

легче

-

горит

Нефть

жидкая

тёмно-коричн.

-

маслянистая

легче

+

горит

- Перечислите свойства торфа.


  1. Для осмысления изученного я использую такой приём как

«6 w» (Вилка-розетка)

Ребята работают в паре и соединяют «Свойство-следствие», меняясь ролями. Задают друг другу вопросы по теме (3-6).

Торф хорошо впитывает влагу

поэтому используется как удобрение

Торф состоит из остатков растений

поэтому используется как подстилочный материал

Торф хорошо горит

поэтому используется как топливо


  1. . На уроках человек и мир особое внимание уделяется сравнению, которое, как указывал К. Ушинский, является началом понимания и мышления.


- Используя данные, сравните какие горючие полезные ископаемые выгоднее использовать для отопления домов торф или нефть.

Справочная таблица

При сжигании топлива выделяется теплота. Количество теплоты измеряется в ка­лориях (кал) или килокалориях (ккал). При сжигании 1 кг различного топлива выделя­ется разное количество теплоты:

торф 500- 2000 ккал

каменный уголь 7000 - 9000 ккал

нефть 10000-15000 ккал 11

Вывод: Если брать начальные данные этой шкалы, то использование нефти выгоднее. Она выделяет тепла в 20 раз больше.

В Беларуси незначительные запасы нефти, поэтому наша страна вынуждена её закупать.


11. Работа с картой

- Месторождения нефти разрабатываются недалеко от городов Речица, Светлогорск.

12. Работа в центрах.

Работа в центрах активно содействует воспитанию у детей чувства коллективизма, создаёт условия для проявления их индивидуальных способностей.

Но, работая в центрах, не стоит ограничиться заданиями облегчённого типа. Дети, естественно, без особого труда справляются с ними, не испытывая при этом особых умственных и волевых усилий.

В центрах надо решать проблемные вопросы, требующие самостоятельного поиска.

1 центр «Геологи»

Из множества картографических знаков выбери те, которые обозначают песок, глина, торф и нанеси их на карту Пинского района, используя дополнительный справочный материал.

Заполните таблицу


Полезные ископаемые

Месторождение

Песок


Глина


Торф


Справочный материал

Пинский район

На территории района встречаются полезные ископаемые: торф, мел, строительные пески, глина.

Известно:

68 месторождений торфа с общим запасом 2,7 млрд. кубометров, или 308 млн. тонн. Наибольшие: Городищенское болото, Хворощанское болото, Домашицы.

4 месторождения глин и суглинков с запасом 4,7 млн. кубометров. Наибольшие: Посеничское, Велесницкое.

3 месторождения песков с запасами 1,1 млн. кубометров. Наибольшее: Мерчицкое болото.

На территории Пинского района размещены залежи болотной руды.

12










13


2 центр «Потребители»

Проблема: Почему нефть называют «черным золотом»?


Используя видео материал «Мозырь», данные из энциклопедии «Я познаю мир» с.236-237 доказать потребность всей мировой цивилизации в нефти.


Таблица – опора

- Что получают из нефти? Запишите.


Речица

Нефть



Светлогорск


Вывод:


Справочный материал

Самые известные продукты переработки нефти — различные виды топлива. Бензин используется для автомашин, керосин — для самолетов и ракет, дизельное топливо — для тракторов, мазут идет в качестве топлива на тепловые электростанции. Из мазута также делают смазочные масла.

Остатком при переработке мазута является гудрон. А он необходим для асфальтовых покрытий дорог и крыш зданий.

Среди нефтепродуктов есть и медицинские препараты, например, вазелин.

Из нефти получают парафин. Больше все­го парафина потребляет спичечная промыш­ленность — им обрабатывают спички, чтобы они ровнее горели. Ну и, конечно, свечи тоже делают из парафина.

Сажа, получаемая из нефти, нужна для производства резины, и составляющий основу резины каучук тоже получают из нефтепро­дуктов.

Пластмассы и синтетические стиральные порошки, краски и взрывчатые вещества, ле­карства и растворители — эти и множество других важных и полезных веществ тоже из­готавливают из нефтепродуктов.

Поэтому-то нефть и называют «черным золотом».




14


3 центр «Экологи»

Девиз

Все мы пассажиры одного корабля

По имени «Земля», значит пересесть

Из него просто некуда.

Вот потому-то все жители

Должны сообща спасать свой общий дом.

Антуан де Сент-Экзюпери

Проблема: - Почему так опасно, когда «черное золото» попадает в водоем?


Используя данные из энциклопедии «Экология для детей. Мир вокруг тебя» с.14, 27, 84,108 найти ответ на вопрос:

- Как влияет деятельность людей, в частности добыча нефти, на окружающую среду?

Заполните таблицу:


Деятельность человека

Последствие









Сделайте вывод:

Из-за добычи ископаемого топлива, в том числе нефти, разрушаются природные сообщества. Продукты горения загрязняют воздух. Нефть, попавшая в воду в результате утечки, убивает всё живое.


4 центр «В мастерской глиняной игрушки»

Из заранее подготовленной глины вылепить кружку и доказать тот факт, что глина плохо пропускает воду, а также обладает таким свойством как вязкость и пластичность.


13. Закрепление пройденного

1) Осмысление.

- Для осмысления изученного я предлагаю вам приём «Фишбон»

(В переводе слово Фишбон обозначает «рыбий скелет»)

Это групповая работа.

Учитель, или кто-то из учеников сообщает факт, группа определяет проблему.

Например:



15


Факты

Проблемы

  1. Глина плохо пропускает воду.

На глиняных дорожках скапливается много воды.

  1. Торф хорошо горит.

Пожары на болотах, которые трудно потушить.

  1. Предположение. Глина утратила пластичность.

Исчезнет такое искусство, как гончарство.

  1. Предположение. Источник нефти иссяк.

Нет бензина. Остановился транспорт, перестали работать заводы.


Межпредметная связь

- В литературных произведениях также встречаются факты по нашей теме. Я предлагаю отыскать их в сказке К. Чуковского «Путаница».


Факты

Проблемы

  1. Море пламенем горит.

Нефть попала в море, её подожгли.

  1. Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

Нефть не потушишь, пока она не выгорит.




  1. Рефлексия. Ромашка Блума (английский учёный)

Классификация

Вопросы

  1. Простой

- Что такое полезные ископаемые?

  1. Уточняющий

- Назовите свойства торфа.

  1. Творческий

- Если исчезнет песок…

  1. Интерпретационный

- Представь, что ты глина. Где тебя можно использовать?

  1. Практический

- Нужна ли вам информация, полученная на уроке?

  1. Оценочный

- Что понравилось?


- Один лепесточек я оставила себе, чтобы выразить своё отношение к происходящему.

- Я благодарю всех за активное участие в нашем уроке. Очень надеюсь, что некоторые приёмы вы возьмёте на вооружение и будете использовать в своей работе.

- Желаю вам удачи, творческого вдохновения.

Ведь жить и творить это здорово!





16