СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс для родителей, где показаны практические игры, приемы и упражнения по развитию речевых механизмов ребенка

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для родителей»

    Игры, приемы и упражнения по развитию механизмов речи ребенка   Цель данного мастер-класса: Обмен опытом и технологиями с педагогами для активизации их деятельности с детьми по формированию и развитию речевых механизмов ребенка в рамках образовательного процесса.

Игры, приемы и упражнения по развитию механизмов речи ребенка

Цель данного мастер-класса:

  • Обмен опытом и технологиями с педагогами для активизации их деятельности с детьми по формированию и развитию речевых механизмов ребенка в рамках образовательного процесса.
   Задачи работы  учителя-логопеда   Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Взаимодействие с родителями с целью привлечения их в коррекционно-образовательный процесс. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Задачи работы учителя-логопеда

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Взаимодействие с родителями с целью привлечения их в коррекционно-образовательный процесс.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
   Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт   Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития: Эмоциональная возбудимость; Двигательное беспокойство; Неустойчивость и истощаемость нервных процессов; Легкая возбудимость; Отсутствие длительных волевых усилий; Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость; Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы); Часто заторможены (скованные и инертные); Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом). 

Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт

  • Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития:
  • Эмоциональная возбудимость;
  • Двигательное беспокойство;
  • Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
  • Легкая возбудимость;
  • Отсутствие длительных волевых усилий;
  • Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость;
  • Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы);
  • Часто заторможены (скованные и инертные);
  • Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом). 
Механизмы речевой деятельности 2 блок Семантико-грамматическое структурирование (все компоненты речи) 1 блок Мотив; Речевая интенция . 3 блок Внешняя речь (коммуникативный этап) 4 блок Восприятие речи (обратная связь)

Механизмы речевой деятельности

2 блок

Семантико-грамматическое структурирование

(все компоненты речи)

1 блок

  • Мотив;
  • Речевая интенция .

3 блок

Внешняя речь

(коммуникативный этап)

4 блок

Восприятие речи

(обратная связь)

Модель коррекционно-педагогического взаимодействия   родитель специалист   родитель специалист педагог

Модель коррекционно-педагогического взаимодействия

родитель специалист

родитель специалист

педагог

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенок и речь РЕЧЬ – это система, состоит из нескольких компонентов. Она служит основным средством общения людей. Это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка.. Речь - это необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Речь - средство регуляции психической деятельности и поведения, она организует эмоциональные переживания.  Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, его волевые качества, характер, взгляды, убеждения.   Речь ребенка – это его визитная карточка .

Ребенок и речь

  • РЕЧЬ это система, состоит из нескольких компонентов. Она служит основным средством общения людей.

Это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка..

  • Речь - это необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
  • Речь - средство регуляции психической деятельности и поведения, она организует эмоциональные переживания.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, его волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Речь ребенка – это его визитная карточка .

Примерные игры, приемы и упражнения внимание Дыхание Координация память МЫШЛЕНИЕ Мелкая моторика Артикуляция и голос

Примерные игры, приемы и упражнения

внимание

Дыхание

Координация

память

МЫШЛЕНИЕ

Мелкая моторика

Артикуляция и голос

Направления коррекционно-педагогических здоровъесберегающих технологий Мимиче ская коррекция Дыхательная гимнасти ка Развитие двигательной активности и координации движени й Развитие просодики логоритмика релаксация Пальчиковая гимнасти  ка Развитие лексико-грамматического строя Развитие связной речи Развитие фонематического слуха Развитие познавательной активности

Направления коррекционно-педагогических здоровъесберегающих технологий

Мимиче

ская коррекция

Дыхательная гимнасти

ка

Развитие двигательной активности и координации движени й

Развитие просодики

логоритмика

релаксация

Пальчиковая гимнасти ка

Развитие лексико-грамматического строя

Развитие связной речи

Развитие фонематического слуха

Развитие познавательной активности

Мимическая гимнастика Глаза Брови Щеки Челюсти

Мимическая гимнастика

  • Глаза
  • Брови
  • Щеки
  • Челюсти
Дыхательная гимнастика Приемы на выработку воздушной струи

Дыхательная гимнастика

Приемы на выработку воздушной струи

 Дыхательная гимнастика Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.  В каждом упражнении внимание детей направляется на глубокий вдох и спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков .

Дыхательная гимнастика

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

В каждом упражнении внимание детей направляется на глубокий вдох и спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков .

Имитация звуков Звук Ш Упражнение «змейка» -большая-маленькая; -быстро-медленно; -сердитая- добрая

Имитация звуков

Звук Ш

Упражнение «змейка»

-большая-маленькая;

-быстро-медленно;

-сердитая- добрая

 Развитие просодики  Голосообразование - сила; - высота; - тембр;  Интонация;  Выразительность;  Темп речи;  Ритм речи.

Развитие просодики

  • Голосообразование
  • - сила;
  • - высота;
  • - тембр;
  • Интонация;
  • Выразительность;
  • Темп речи;
  • Ритм речи.
 Развитие двигательной активности и координации движения Координация движений – это целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга .

Развитие двигательной активности и координации движения

Координация движений – это целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга .

 Релаксация Расслабляющие упражнения , т. е. особые упражнения, позволяющие успокаивать и снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, которое присуще на сегодняшний день многим детям, имеющим какие-либо нарушения. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Релаксация

Расслабляющие упражнения , т. е. особые упражнения, позволяющие успокаивать и снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, которое присуще на сегодняшний день многим детям, имеющим какие-либо нарушения.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

 Логоритмика Логоритмик а - это сочетание двигательных и речевых упражнений на основе чувства ритма стиха или музыкального ритма.

Логоритмика

Логоритмик а - это сочетание двигательных и речевых упражнений на основе чувства ритма стиха или музыкального ритма.

 Пальчиковая гимнастика Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или частей Двигательная активность кисти ручек ребенка активизирует развитие речи, способствует формированию мотива к речевому высказыванию, структурно-семантического компонента, проявлению внешней речи, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Пальчиковая гимнастика

Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или частей

Двигательная активность кисти ручек ребенка активизирует развитие речи, способствует формированию мотива к речевому высказыванию, структурно-семантического компонента, проявлению внешней речи, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Фонематическое восприятие Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове, чтобы воспроизвести их устно. Это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, формируется в период от года до четырех лет. Одно из важных направлений в развитии фонематического восприятия является формирование звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов (звуковая культура речи)

Фонематическое восприятие

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове, чтобы воспроизвести их устно.

Это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, формируется в период от года до четырех лет.

Одно из важных направлений в развитии фонематического восприятия является формирование звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов (звуковая культура речи)

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!

Прием  «рука – звук» Содержание: Ребенок произносит звук и дублирует артикуляцию руками «Наши ладошки встали на дорожку,  А дорожка не простая, а дорожка звуковая» ( звук произносится с разным ритмическим рисунком, разной голосовой интонацией и тембром голоса) Цели: Развитие фонематического восприятия; Развитие координации движения и голоса; Развитие слоговой структуры речи; Развитие темпо-ритмической организации речи;

Прием «рука – звук»

Содержание:

Ребенок произносит звук и дублирует артикуляцию руками

«Наши ладошки встали на дорожку, А дорожка не простая, а дорожка звуковая»

( звук произносится с разным ритмическим рисунком, разной голосовой интонацией и тембром голоса)

Цели:

Развитие фонематического восприятия;

Развитие координации движения и голоса;

Развитие слоговой структуры речи;

Развитие темпо-ритмической организации речи;

«рука – звук» Звук О

«рука – звук»

Звук О

«рука – звук» Звук А

«рука – звук»

Звук А

«рука – звук» Звук И

«рука – звук»

Звук И

« рука – слог» Цели: Развитие фонематического восприятия; Развитие координации движения и голоса; Развитие слоговой структуры речи; Развитие темпо-ритмической организации речи;  Содержание: Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков. «Наши ладошки встали на дорожку, А дорожка не простая, а дорожка – слоговая».

« рука – слог»

Цели:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие координации движения и голоса;
  • Развитие слоговой структуры речи;
  • Развитие темпо-ритмической организации речи;

Содержание:

Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков.

«Наши ладошки встали на дорожку,

А дорожка не простая, а дорожка – слоговая».

«рука – слово» Цели: Развитие фонематического восприятия; Развитие координации движения и голоса; Развитие слоговой структуры речи; Развитие темпо-ритмической организации речи;  Формирование умения делить слово на слоги; Активизация и расширение лексической стороны речи.   Содержание: Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков. «Наши ладошки встали на дорожку, На дорожке мы узнаем как играем со словами».

«рука – слово»

Цели:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие координации движения и голоса;
  • Развитие слоговой структуры речи;
  • Развитие темпо-ритмической организации речи;
  • Формирование умения делить слово на слоги;
  • Активизация и расширение лексической стороны речи.

Содержание:

Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков.

«Наши ладошки встали на дорожку,

На дорожке мы узнаем как играем со словами».

Развитие лексико-грамматического строя Лексика (словарный запас):  уточнение  ( детали предмета )  активизация ( перевод слов из пассива в актив )  расширение ( предикативный словарь )  пополнение ( новые слова)

Развитие лексико-грамматического строя

Лексика (словарный запас):

  • уточнение

( детали предмета )

  • активизация

( перевод слов из пассива в актив )

  • расширение

( предикативный словарь )

  • пополнение

( новые слова)

Развитие лексико-грамматического строя Грамматика:  Согласование слов в предложении ( правильное конструирование )  Управление слов ( главное в предложении)  Словообразование: суффиксальное (уменьш.-ласк. суффиксы) приставочное (глаголы с приставками) прилагательное от существительного; - существит. + существит. (сложн. слова)  Словоизменение ; ед.число-множ. число Им. падеж; ед.число- множ.число Род. падеж; прилаг. по родам;  числит. в согласовании с существ-ми; относит. прилагательные; - местоимения  Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)

Развитие лексико-грамматического строя

Грамматика:

  • Согласование слов в предложении ( правильное конструирование )
  • Управление слов ( главное в предложении)
  • Словообразование:
  • суффиксальное (уменьш.-ласк. суффиксы)
  • приставочное (глаголы с приставками)
  • прилагательное от существительного;

- существит. + существит. (сложн. слова)

  • Словоизменение ;
  • ед.число-множ. число Им. падеж;
  • ед.число- множ.число Род. падеж;
  • прилаг. по родам;
  • числит. в согласовании с существ-ми;
  • относит. прилагательные;

- местоимения

  • Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)
 Развитие связной речи Связная речь:  диалоги;  монологи и тексты;  рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);  пересказы (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)

Развитие связной речи

Связная речь:

  • диалоги;
  • монологи и тексты;
  • рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);
  • пересказы (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)
 Развитие познавательных способностей Развитие всех психических процессов, особо словесных, зрительных и слуховых :  зрительное и слуховое восприятие;  зрительная и слуховая память, словесно-логическая память;  зрительное и слуховое внимание (концентрация, объем, интенсивность, переключаемость, распределение и скорость);  словесно-логическое мышление (анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, умозаключение)

Развитие познавательных способностей

Развитие всех психических процессов, особо словесных, зрительных и слуховых :

  • зрительное и слуховое восприятие;
  • зрительная и слуховая память, словесно-логическая память;
  • зрительное и слуховое внимание (концентрация, объем, интенсивность, переключаемость, распределение и скорость);
  • словесно-логическое мышление (анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, умозаключение)
Семантический компонент Умение слушать и воспринимать чужую и собственную речь, также оценивать и контролировать воспринимаемую речь:   Восприимчивость собственной и чужой речи;  Оценка воспринимаемой речи;  Контроль и критика собственной и чужой речи;

Семантический компонент

Умение слушать и воспринимать чужую и собственную речь, также оценивать и контролировать воспринимаемую речь:

  • Восприимчивость собственной и чужой речи;
  • Оценка воспринимаемой речи;
  • Контроль и критика собственной и чужой речи;
Влияние речи  на развитие ребенка

Влияние речи на развитие ребенка

Компоненты речи Звукопроизношение (звуки, фонемати ческий слух) Лексико-граммати чески строй (словарный запас, предложения) Связная речь (диалоги, монологи)

Компоненты

речи

Звукопроизношение

(звуки, фонемати

ческий слух)

Лексико-граммати

чески строй

(словарный запас,

предложения)

Связная речь

(диалоги, монологи)

Фонематическое восприятие Фонематическ ое восприятие или фонематически й  слу х - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове. Фонематическое восприятие является основой для формирования звуко-буквенного и звуко-слогового  анализа и синтеза слов, что необходимо при обучении грамоте.  Формируется в период от года до 4,5 лет.

Фонематическое восприятие

Фонематическ ое восприятие или фонематически й слу х - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове.

Фонематическое восприятие является основой для формирования звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов, что необходимо при обучении грамоте.

Формируется в период от года до 4,5 лет.

Лексика  (словарный запас) точность  ( детали, части предмета )  активность ( перевод слов из пассива в актив )   расширение ( прилагательные, глаголы, наречия )   полнота ( новые слова)

Лексика (словарный запас)

  • точность

( детали, части предмета )

  • активность

( перевод слов из пассива в актив )

  • расширение

( прилагательные, глаголы, наречия )

  • полнота

( новые слова)

Грамматический строй  (предложения, фразы, высказывания) Согласование слов в предложении  ( правильное конструирование )  Управление слов  (главное в предложении) Словообразование  (образование новых слов) Словоизменение  (изменение слов) Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)

Грамматический строй (предложения, фразы, высказывания)

  • Согласование слов в предложении

( правильное конструирование )

  • Управление слов (главное в предложении)
  • Словообразование

(образование новых слов)

  • Словоизменение

(изменение слов)

Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)

Связная речь диалоги;  монологи и тексты;  рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);  пересказы  (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)

Связная речь

  • диалоги;
  • монологи и тексты;
  • рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);
  • пересказы (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)