Игры, приемы и упражнения по развитию механизмов речи ребенка
Цель данного мастер-класса:
- Обмен опытом и технологиями с педагогами для активизации их деятельности с детьми по формированию и развитию речевых механизмов ребенка в рамках образовательного процесса.
Задачи работы учителя-логопеда
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Взаимодействие с родителями с целью привлечения их в коррекционно-образовательный процесс.
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт
- Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития:
- Эмоциональная возбудимость;
- Двигательное беспокойство;
- Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
- Легкая возбудимость;
- Отсутствие длительных волевых усилий;
- Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость;
- Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы);
- Часто заторможены (скованные и инертные);
- Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом).
Механизмы речевой деятельности
2 блок
Семантико-грамматическое структурирование
(все компоненты речи)
1 блок
- Мотив;
- Речевая интенция .
3 блок
Внешняя речь
(коммуникативный этап)
4 блок
Восприятие речи
(обратная связь)
Модель коррекционно-педагогического взаимодействия
родитель специалист
родитель специалист
педагог
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ребенок и речь
- РЕЧЬ – это система, состоит из нескольких компонентов. Она служит основным средством общения людей.
Это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка..
- Речь - это необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
- Речь - средство регуляции психической деятельности и поведения, она организует эмоциональные переживания.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, его волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Речь ребенка – это его визитная карточка .
Примерные игры, приемы и упражнения
внимание
Дыхание
Координация
память
МЫШЛЕНИЕ
Мелкая моторика
Артикуляция и голос
Направления коррекционно-педагогических здоровъесберегающих технологий
Мимиче
ская коррекция
Дыхательная гимнасти
ка
Развитие двигательной активности и координации движени й
Развитие просодики
логоритмика
релаксация
Пальчиковая гимнасти ка
Развитие лексико-грамматического строя
Развитие связной речи
Развитие фонематического слуха
Развитие познавательной активности
Мимическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Приемы на выработку воздушной струи
Дыхательная гимнастика
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
В каждом упражнении внимание детей направляется на глубокий вдох и спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков .
Имитация звуков
Звук Ш
Упражнение «змейка»
-большая-маленькая;
-быстро-медленно;
-сердитая- добрая
Развитие просодики
- - сила;
- - высота;
- - тембр;
- Интонация;
- Выразительность;
- Темп речи;
- Ритм речи.
Развитие двигательной активности и координации движения
Координация движений – это целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга .
Релаксация
Расслабляющие упражнения , т. е. особые упражнения, позволяющие успокаивать и снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, которое присуще на сегодняшний день многим детям, имеющим какие-либо нарушения.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Логоритмика
Логоритмик а - это сочетание двигательных и речевых упражнений на основе чувства ритма стиха или музыкального ритма.
Пальчиковая гимнастика
Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или частей
Двигательная активность кисти ручек ребенка активизирует развитие речи, способствует формированию мотива к речевому высказыванию, структурно-семантического компонента, проявлению внешней речи, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Фонематическое восприятие
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове, чтобы воспроизвести их устно.
Это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, формируется в период от года до четырех лет.
Одно из важных направлений в развитии фонематического восприятия является формирование звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов (звуковая культура речи)
Спасибо за внимание!
Прием «рука – звук»
Содержание:
Ребенок произносит звук и дублирует артикуляцию руками
«Наши ладошки встали на дорожку, А дорожка не простая, а дорожка звуковая»
( звук произносится с разным ритмическим рисунком, разной голосовой интонацией и тембром голоса)
Цели:
Развитие фонематического восприятия;
Развитие координации движения и голоса;
Развитие слоговой структуры речи;
Развитие темпо-ритмической организации речи;
«рука – звук»
Звук О
«рука – звук»
Звук А
«рука – звук»
Звук И
« рука – слог»
Цели:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие координации движения и голоса;
- Развитие слоговой структуры речи;
- Развитие темпо-ритмической организации речи;
Содержание:
Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков.
«Наши ладошки встали на дорожку,
А дорожка не простая, а дорожка – слоговая».
«рука – слово»
Цели:
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие координации движения и голоса;
- Развитие слоговой структуры речи;
- Развитие темпо-ритмической организации речи;
- Формирование умения делить слово на слоги;
- Активизация и расширение лексической стороны речи.
Содержание:
Ребенок проговаривает слоги в соотношении с ударами ладошки или пальчиков.
«Наши ладошки встали на дорожку,
На дорожке мы узнаем как играем со словами».
Развитие лексико-грамматического строя
Лексика (словарный запас):
( детали предмета )
( перевод слов из пассива в актив )
( предикативный словарь )
( новые слова)
Развитие лексико-грамматического строя
Грамматика:
- Согласование слов в предложении ( правильное конструирование )
- Управление слов ( главное в предложении)
- Словообразование:
- суффиксальное (уменьш.-ласк. суффиксы)
- приставочное (глаголы с приставками)
- прилагательное от существительного;
- существит. + существит. (сложн. слова)
- ед.число-множ. число Им. падеж;
- ед.число- множ.число Род. падеж;
- прилаг. по родам;
- числит. в согласовании с существ-ми;
- относит. прилагательные;
- местоимения
- Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)
Развитие связной речи
Связная речь:
- диалоги;
- монологи и тексты;
- рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);
- пересказы (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)
Развитие познавательных способностей
Развитие всех психических процессов, особо словесных, зрительных и слуховых :
- зрительное и слуховое восприятие;
- зрительная и слуховая память, словесно-логическая память;
- зрительное и слуховое внимание (концентрация, объем, интенсивность, переключаемость, распределение и скорость);
- словесно-логическое мышление (анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, умозаключение)
Семантический компонент
Умение слушать и воспринимать чужую и собственную речь, также оценивать и контролировать воспринимаемую речь:
- Восприимчивость собственной и чужой речи;
- Оценка воспринимаемой речи;
- Контроль и критика собственной и чужой речи;
Влияние речи на развитие ребенка
Компоненты
речи
Звукопроизношение
(звуки, фонемати
ческий слух)
Лексико-граммати
чески строй
(словарный запас,
предложения)
Связная речь
(диалоги, монологи)
Фонематическое восприятие
Фонематическ ое восприятие или фонематически й слу х - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), а также порядок звуков в слове.
Фонематическое восприятие является основой для формирования звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов, что необходимо при обучении грамоте.
Формируется в период от года до 4,5 лет.
Лексика (словарный запас)
( детали, части предмета )
( перевод слов из пассива в актив )
( прилагательные, глаголы, наречия )
( новые слова)
Грамматический строй (предложения, фразы, высказывания)
- Согласование слов в предложении
( правильное конструирование )
- Управление слов (главное в предложении)
- Словообразование
(образование новых слов)
(изменение слов)
Использование предлогов для связки слов ( простые и сложные предлоги)
Связная речь
- диалоги;
- монологи и тексты;
- рассказы (творческие, по образцу, описательные, из личного опыта, по схеме, по опорным картинкам, словам, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок и др.);
- пересказы (по образцу, описательные, сюжетные, повествовательные, по опорным схемам, картинкам, словам и др.)