«Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»
Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми;
обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
привлечь родителей к коррекции и развитию речи своих детей
Добрый вечер, дорогие родители, рады видеть вас на нашем родительском собрании и сегодня я расскажу вам о нарушении такого компонента речи как ССС и её коррекции.
Для начала, мне хотелось бы назвать вам слова, которые записаны за детьми, а вы попробуете угадать, что же это за слова:
Айка (зайка), буфы (бусы), кета (ракета), коллё (колесо), сисок (свисток), я не выпался (не выспался), ваня (ванная).
Аговик (снеговик), зоник (зонтик), анасинка (апельсинка), талафон (телефон), пудовита (пуговица), адильник (будильник), габа (банка), куп (паук), бачабок (бабочка), лебята сцепили еговика (ребята слепили снеговика), мотоцик
- Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
Нужно обязательно заниматься коррекцией. Это нарушение слоговой структуры слова и оно отрицательно влияет на усвоение чтения и письма.
Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.
До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально.
Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.
Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. И это единичный случай. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.
На первоначальном этапе необходимо подготовить ребёнка к усвоению слоговой структуры слова. При этом можно пользоваться как вербальным, так и невербальным материалом.
Это подготовительный этап.
Сейчас мы выполним упражнение. Которое поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков)
Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.
Упражнение: «Запомни и назови»
Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы разложенные на столе. Внимательно слушайте рассказывайте о том, что я буду делать (все это я делаю за ширмой (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку)),
Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.
Упражнение: «Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Уточка, уточка, удочка, уточка
Сом, ком, индюк, дом
Ком, ком, ком, кот
Лимон, вагон, кот, бутон
Мак, бак, веник, рак
Совок, венок, каток, зуб
Каток, маток, дом, поток
Упражнение «Музыкальный инструмент»
Определите по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон…., находящийся за ширмой.
Упражнение «Шумы вокруг нас».
Предлагаю вам послушать и определить, какие звуки вы сейчас услышите. (Аудиозапись неречевых звуков)
На подготовительном этапе необходимо проводить работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).
Вы можете предложить своему ребёнку различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Послушай как стучит дятел и постучи также
Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи.
«Доскажи словечко»
Ждём в игре мы лишь удач
От тебя, футбольный (мяч)
То не гром, не ураган,
Брат колотит в (барабан)
Лужи морем на дороге.
Промочить ты можешь…. (ноги)
Ветер, лужи, нету суши.
Шапкой ты прикроешь… (уши)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок (лук).
Методы проговаривания слов по слогам:
-Кнопки-переключалки (нарисованные, камешки, магниты, ладони и т.д)
- Шагать по ступенькам
-Склеим слово, соберем и т.д.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Сегодня я познакомила вас, уважаемые родители, с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась, представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка.