СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для учителей "Активные методы обучения на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техники, предложенные на мастер-классе, можно использовать на любом уроке, они заставят обучаемых размышлять, шевелиться, включаться в урок.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учителей "Активные методы обучения на уроках литературы"»


МОУ гимназия №7 г. Лыткарино

мастер-класс для учителей

подготовила учитель русского языка и литературы Чудаева В.Г.

2015 г.


Цель: показать эффективность активных методов обучения на уроках литературы.

Задачи:

  • ознакомить с активными методами обучения, разъяснить принципы построения урока, основанного на продуктивных методах;

  • продемонстрировать несколько активных методов обучения, которые можно использовать на разных этапах изучения материала и урока;

  • обучить активным методам работы в малых группах и групповой дискуссии.

Возраст участников: взрослые.

Размер группы: 20 человек.

Ресурсы:

  • парты для трёх групп;

  • музыкальное оформление, презентация, карточки, бланки, ручки, памятки.

Время: 45 минут.

Литература:

  • С.А. Дьячкова, В.В. Луховицкий «Активные методы обучения на уроках литературы». – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2012 г.;

  • http://eslitrenera.net/99-razminok-igr-i-uprazhnenij-dlya-treninga/


Ход мастер-класса:


1.Оргмомент:

Участники мастер-класса рассаживаются за столы. (Слайд) Ведущий приветствует участников, читает отрывок из стихотворения Вероники Тушновой и говорит о том, что любой урок может быть интересным и скучным, бесполезным и эффективным. Учитель всю свою жизнь вынужден изобретать что-то яркое, чтобы разбудить мотивацию к обучению у детей, заинтересовать своим предметом, дать прочные знания учащимся. (Слайд)

Ведущий объявляет тему мастер-класса, цель, задачи, дает определение активных методов обучения.

Активные методы обучения – формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать.

Прежде чем перечислить активные методы обучения на уроке, хочу, чтобы Вы прочувствовали некоторые из них на себе.


2.Разминка «Охота за сокровищем»:

Вы получили карточки с именами героев сказок. На уроке это могут быть персонажи какого-нибудь изучаемого произведения. Например, «Преступление и наказание», «Очарованный странник». Свободно передвигаясь по классу, беседуя друг с другом, вам нужно заполнить бланк. Задача: найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем успеете поговорить.

  • Всю ли таблицу удалось заполнить?

  • Какие мысли возникли по поводу сходств и различий?

(Слайд) Таких разминок, которые можно проводить, чтобы включить учащихся в дальнейшую активную работу, существует множество.


3.Работа в малых группах «Мозаика»:

Следующее задание мы выполним в малых группах. Детей можно по-разному делить на группы: прикреплять к более сильному более слабых, давать карточки, определяющие место, собирать разрезанную картинку, наконец, по желанию. (Слайд) Учащиеся заранее должны быть ознакомлены с правилами работы в группе:

  1. В работу включены все члены группы.

  2. Необходимо распределить роли и следовать им.

  3. Организатор следит за общим ходом работы.

  4. Протоколист записывает идеи.

  5. «Хранитель времени» следит за временем.

  6. Оратор докладывает классу о результатах работы.

  7. Наблюдатель следит за выполнением правил.

  8. Контролер следит за тем, чтобы все освоили новые знания и т.п.

  9. Связист устанавливает связи с другими группами и учителем.

Поработаем и мы в малых группах. (Слайд) Выполним задание «Мозаика». Оно обычно используется для лучшего понимания структуры текста критической статьи, параграфа учебника и др. Текст ксерокопируется и делится на маленькие фрагменты по количеству учеников в классе. Каждая группа (4-5 человек) получает свой отрывок, состоящий из фрагментов. Сначала каждый читает свой фрагмент про себя, стараясь по словам-указателям определить его место в тексте. Затем дети читают свои фрагменты вслух, определяя, в каком порядке они должны идти. Здесь вполне уместна дискуссия по поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным. Связист выясняет в других группах место отрывка в тексте. Ораторы или все члены группы представляют в виде сжатого пересказа свой отрывок. У вас будут фрагменты из разных сказок Ф. Кривина. Извлеките из своей сказки совет для учителя и при помощи связиста договоритесь о логическом порядке изложения сказок и советов.

(Музыка) Выполнение упражнения «Мозаика».

  • Расскажите сжато сказку.

  • Дайте по сказке совет коллегам. (Слайд)


4.Учебная дискуссия «Градусник»:

(Слайд) Наиболее интересным вариантом подведения итогов урока, рефлексии может стать групповая дискуссия. Выяснение мнения каждого ученика класса по какому-нибудь дискуссионному вопросу поможет методика «Градусник». Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений. Например, «Для вас Евгений Базаров – персонаж положительный или отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицательный?» Можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции. Затем, объединив детей в три группы (третья – «нейтральная позиция»), можно начинать саму дискуссию. Сначала выскажутся по очереди представители крайних позиций, затем участники с нейтральным мнением. Во время дискуссии можно при изменении убеждений менять группу.

Попробуем в качестве подведения итогов мастер-класса провести свою групповую дискуссию по методике «Градусник». Подумайте и ответьте на вопрос: «Активные методы обучения – это всегда эффективно и уместно? Не всегда эффективно, не всегда уместно?»

Педагогам предлагается разделиться на группы: они могут проводить дискуссию как сидя, так и стоя.


(Слайд) Плюсы активных методов:

  • формирование навыка самостоятельного освоения нового материала учениками;

  • развитие междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков;

  • развитие коммуникативных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации;

  • новые возможности оценивания (для учителя).


(Слайд) Опасности активных методов:

  • увлечение активными формами работы делает традиционный урок более «пресным»;

  • в игре из-за красивой формы могут быть упущены фрагменты учебного материала;

  • кто-то из учеников может пассивно «затеряться», спрятаться за спинами товарищей;

  • возникают трудности в общении для робких учеников, «изгоев класса»;

  • риск возникновения конфликта между учащимися;

  • многовариантность выводов и результатов;

  • у начинающих педагогов могут возникнуть проблемы с дисциплиной;

  • сложно оценить роль каждого ученика.


Подведение итогов:

Мы выявили отношение к активным методам обучения на уроках литературы. Сегодня мы не коснулись технологии организации учебных игр с жестко структурированным сюжетом. Возможно, это будет тема для другого занятия. (Слайд) Спасибо за внимание.




Приложение:


Карточки-имена героев

Емеля

Кощей Бессмертный

Царевна-лягушка

Колобок

Репка

Мальчик с пальчик

Сивка-бурка

Иван-дурак

Баба Яга

Серый волк

Марья-искусница

Лисичка-сестричка

Иван-царевич

Щука

Змей Горыныч

Петушок-золотой гребешок

Солдат

Хаврошечка

Финист - ясный сокол

Курочка Ряба

Коза

Снегурочка


Образец бланка


Имя

Сходство

Различие

1.




2.




3.




4.




5.














ШКОЛА

- Ага, - припомнил Гусь, - рожденный ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы...

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

- Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась.

Занятия начались на следующий день.

- Вот это земля, а это - небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь...

Так говорил Гусь. Он был силен в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

- Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это - Гусеница, только теперь у нее выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силен в теории, но все-таки был домашней птицей.

- Ну, ладно, - вздохнул Гусь, - продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

- Итак, - сказал Гусь, - о чем мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..

- Так у нас дело не пойдет, - делал ей замечание Гусь. - Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит - за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятерки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

- А где Гусеница? - спросил Гусь. - Она что - больна?

- Она улетела, - сказал Червяк. - Вон, посмотрите. Видите?

Пошел Гусь в огород посмотреть, все ли там в порядке. Глядь - на капусте кто-то сидит.

- Ты кто? - спрашивает Гусь.

- Гусеница.

- Гусеница? А я - Гусь, - удивился Гусь и загоготал. - Вот здорово - Гусь и Гусеница!

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

- А ты почему не хлопаешь? - спросил он почти обиженно.

- У меня нечем, - объяснила Гусеница. - Посмотри: видишь - ничего нет.

- У тебя нет крыльев! - догадался Гусь. - Как же ты летаешь в таком случае?

- А я не летаю, - призналась Гусеница. - Я только ползаю.

- Ты что - тоже Гусеница?

- Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать... - Червяк замялся и добавил, немного смутившись: - Это у меня такая мечта с детства.

- Ладно, - согласился Гусь. - Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе...

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как

Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо.

Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.


ДВА КАМНЯ

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

- Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлен.

- Извините, я вас впервые вижу.

- Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

- Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

- Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

...Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

- Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово интересно.

- Пошли со мной! - предложил Кремень. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг, растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины.

МЕМУАРЫ

- Я его лично знал! - гордо заявляет Тупой Карандаш. - Это был мой

лучший друг, можете мне поверить!

- Вы с ним дружили? - удивляются острые карандаши. - Может быть, вы

напишете мемуары?

И Тупой Карандаш пишет мемуары.


Конечно, пишет он их не сам - для этого он слишком тупой. Острые

карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слов,

Это очень трудно: Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого

просто передать не умеет. Приходится острым карандашам самим разбираться -

подправлять, добавлять, переиначивать.

Тупой Карандаш пишет мемуары...

Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

- И чего ты маешься? Разве тебе больше всех надо?

- Да нет, совсем не больше, - отвечает Острый Карандаш. - Просто самому

интересно.

- Интересно-то интересно, да здоровье дороже, - урезонивает его Тупой

Карандаш. - Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не

осталось.

Жили на письменном столе два приятеля-карандаша - Тупой и Острый.

Острый Карандаш трудился с утра до вечера: его и строгали, и ломали, и в

работе не щадили. А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз

попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твердое. А от твердого

сердца ни в каком деле толку не жди.

- Не беда! - весело отвечает его товарищ. - Меня еще не на одну тетрадь

хватит!

Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не

остается. Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью

отзываются о своем предшественнике.


ИГОЛКА В ДОЛГ

Нашел на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не разобрался, конечно, со сна.

- Спасите! - кричит. - Убили, зарезали!

- Не беспокойтесь, - вежливо говорит Хомяк. - Это я вам иголку вернул. Большое спасибо.

Долго ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова за свои сны принялся. Как вдруг...

Не дают Ежу покоя.

Только он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода отойдут, а тут стук.

- Разрешите войти?

Выглянет Еж за порог, а там - Хомяк-скорняк, шубный мастер.

- Простите, что побеспокоил, - извиняется Хомяк. - Не одолжите ли иголочку?

Что ему ответишь? Мнется Еж - и дать жалко, и отказать совестно.

- Я бы рад, - говорит, - я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.

- Ай! - завопил Еж. - Спасите, помогите!

Пришел немного в себя, смотрит - возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.

- Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так спешила, чтобы вы не беспокоились.

Свернулся Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью и назад получает.


- Мне только на вечер, - просит Хомяк. - Шубу заказчику кончить нужно, а иголка сломалась.

С болью вытаскивает ему Еж иголку:

- Только прошу вас: кончите работу - сразу верните.

- Конечно, а как же! - заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу заказчику. Еж возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.

- Здравствуйте, вы еще не спите?


На этот раз явилась Лиска-модистка.

- Одолжите иголочку, - просит. - Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не найду.

Еж и так и сяк - ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку. После этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.

Подошел Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж спит, посапывает. "Не стану его будить, - думает Хомяк. - Воткну ему иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при случае".

ШКОЛА

Пошел Гусь в огород посмотреть, все ли там в порядке. Глядь - на капусте кто-то сидит.

- Ты кто? - спрашивает Гусь.

- Гусеница.

- Гусеница? А я - Гусь, - удивился Гусь и загоготал. - Вот здорово - Гусь и Гусеница!

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

- А ты почему не хлопаешь? - спросил он почти обиженно.

- У меня нечем, - объяснила Гусеница. - Посмотри: видишь - ничего нет.

- У тебя нет крыльев! - догадался Гусь. - Как же ты летаешь в таком случае?

- А я не летаю, - призналась Гусеница. - Я только ползаю.

- Ага, - припомнил Гусь, - рожденный ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы...

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

- Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься. Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

- Вот это земля, а это - небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь...

Так говорил Гусь. Он был силен в теории. Из-под капусты высунулась чья-то голова:

- Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

- Ты что - тоже Гусеница?

- Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать... - Червяк замялся и добавил, немного смутившись: - Это у меня такая мечта с детства.

- Ладно, - согласился Гусь. - Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе...

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как

Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо.

Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

- Так у нас дело не пойдет, - делал ей замечание Гусь. - Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит - за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятерки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

- А где Гусеница? - спросил Гусь. - Она что - больна?

- Она улетела, - сказал Червяк. - Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это - Гусеница, только теперь у нее выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силен в теории, но все-таки был домашней птицей.

- Ну, ладно, - вздохнул Гусь, - продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

- Итак, - сказал Гусь, - о чем мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..


ДВА КАМНЯ

У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины.

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

- Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлен.

- Извините, я вас впервые вижу.

- Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово интересно.

- Пошли со мной! - предложил Кремень. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг, растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

- Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

- Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

...Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

- Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.


МЕМУАРЫ

Жили на письменном столе два приятеля-карандаша - Тупой и Острый.

Острый Карандаш трудился с утра до вечера: его и строгали, и ломали, и в работе не щадили. А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твердое. А от твердого сердца ни в каком деле толку не жди.

Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

- И чего ты маешься? Разве тебе больше всех надо?

- Да нет, совсем не больше, - отвечает Острый Карандаш. - Просто самому интересно.

- Интересно-то интересно, да здоровье дороже, - урезонивает его Тупой Карандаш. - Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.

- Не беда! - весело отвечает его товарищ. - Меня еще не на одну тетрадь хватит!

Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остается. Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своем предшественнике.

- Я его лично знал! - гордо заявляет Тупой Карандаш. - Это был мой лучший друг, можете мне поверить!

- Вы с ним дружили? - удивляются острые карандаши. - Может быть, вы напишете мемуары?

И Тупой Карандаш пишет мемуары.

Конечно, пишет он их не сам - для этого он слишком тупой. Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слов, Это очень трудно: Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого

просто передать не умеет. Приходится острым карандашам самим разбираться - подправлять, добавлять, переиначивать.

Тупой Карандаш пишет мемуары...


ИГОЛКА В ДОЛГ

Не дают Ежу покоя.

Только он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода отойдут, а тут стук.

- Разрешите войти?

Выглянет Еж за порог, а там - Хомяк-скорняк, шубный мастер.

- Простите, что побеспокоил, - извиняется Хомяк. - Не одолжите ли иголочку?

Что ему ответишь? Мнется Еж - и дать жалко, и отказать совестно.

- Я бы рад, - говорит, - я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.

- Мне только на вечер, - просит Хомяк. - Шубу заказчику кончить нужно, а иголка сломалась.

С болью вытаскивает ему Еж иголку:

- Только прошу вас: кончите работу - сразу верните.

- Конечно, а как же! - заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу заказчику. Еж возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.

- Здравствуйте, вы еще не спите?

На этот раз явилась Лиска-модистка.

- Одолжите иголочку, - просит. - Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не найду.

Еж и так и сяк - ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку. После этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.

Подошел Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж спит, посапывает. "Не стану его будить, - думает Хомяк. - Воткну ему иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при случае".

Нашел на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не разобрался, конечно, со сна.

- Спасите! - кричит. - Убили, зарезали!

- Не беспокойтесь, - вежливо говорит Хомяк. - Это я вам иголку вернул. Большое спасибо.

Долго ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова за свои сны принялся. Как вдруг...

- Ай! - завопил Еж. - Спасите, помогите!

Пришел немного в себя, смотрит - возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.

- Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так спешила, чтобы вы не беспокоились.

Свернулся Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью и назад получает.











































Цель: показать эффективность активных методов обучения на уроках литературы.

Задачи:

  • ознакомить с активными методами обучения, разъяснить принципы построения урока, основанного на продуктивных методах;

  • продемонстрировать несколько активных методов обучения, которые можно использовать на разных этапах изучения материала и урока;

  • обучить активным методам работы в малых группах и групповой дискуссии.

Активные методы обучения – формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать.


Разминка «Охота за сокровищем»:

Вы получили карточки с именами героев сказок. На уроке это могут быть персонажи какого-нибудь изучаемого произведения. Например, «Преступление и наказание», «Очарованный странник». Свободно передвигаясь по классу, беседуя друг с другом, вам нужно заполнить бланк. Задача: найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем успеете поговорить.


Работа в малых группах «Мозаика»:

Правила работы в малых группах:

В работу включены все члены группы. Необходимо распределить роли и следовать им. Организатор следит за общим ходом работы. Протоколист записывает идеи. «Хранитель времени» следит за временем. Оратор докладывает классу о результатах работы. Наблюдатель следит за выполнением правил. Контролер следит за тем, чтобы все освоили новые знания и т.п. Связист устанавливает связи с другими группами и учителем.

План работы:

  1. Текст ксерокопируется и делится на маленькие фрагменты по количеству учеников в классе.

  2. Каждая группа (4-5 человек) получает свой отрывок, состоящий из фрагментов.

  3. Сначала каждый читает свой фрагмент про себя, стараясь по словам-указателям определить его место в тексте.

  4. Затем дети читают свои фрагменты вслух, определяя, в каком порядке они должны идти. Здесь вполне уместна дискуссия по поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным.

  5. Связист выясняет в других группах место отрывка в тексте.

  6. Ораторы или все члены группы представляют в виде сжатого пересказа свой отрывок.


Учебная дискуссия «Градусник»:

Выяснение мнения каждого ученика класса по какому-нибудь дискуссионному вопросу поможет методика «Градусник». Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений. Например, «Для вас Евгений Базаров – персонаж положительный или отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицательный?» Можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции. Затем, объединив детей в три группы (третья – «нейтральная позиция»), можно начинать саму дискуссию. Сначала выскажутся по очереди представители крайних позиций, затем участники с нейтральным мнением. Во время дискуссии можно при изменении убеждений менять группу.