СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс Формирование коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики и задания при формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Формирование коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение на уроках русского языка и литературы.»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС  «Учитель года - 2019» Конкурсное задание  «Методический семинар» Формирование  коммуникативной компетенции учащихся  через творческое самовыражение Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 им .генерал -фельдмаршала М.С. Воронцова Пронько Екатерина Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«Учитель года - 2019»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Формирование

коммуникативной компетенции учащихся

через творческое самовыражение

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

им .генерал -фельдмаршала

М.С. Воронцова

Пронько Екатерина Николаевна

Знакомьтесь…Это- Я! Пронько Екатерина Николаевна- учитель русского языка и литературы. Стаж работы 16 лет . Педагогическое кредо- Я человек, который любит творить, организовывать, участвовать и зажигать в сердцах детей любовь к жизни, родному языку и литературе!

Знакомьтесь…Это- Я!

Пронько Екатерина Николаевна-

учитель русского языка и литературы.

Стаж работы 16 лет .

Педагогическое кредо- Я человек, который любит творить, организовывать, участвовать и зажигать в сердцах детей любовь к жизни, родному языку и литературе!

«Учитель живет до тех пор, пока учится!»

«Учитель живет до тех пор, пока учится!»

 ГИПОТЕЗА… УЧЕНИК современной школы станет успешным, если он умеет: Познавательная  Информационная Коммуникативная Саморазвитие Самоорганизация  Компетенции

ГИПОТЕЗА…

УЧЕНИК современной школы станет успешным, если он умеет:

Познавательная

Информационная

Коммуникативная

Саморазвитие

Самоорганизация

Компетенции

 Причины возникновения опыта… Обновленная нормативная база  (ФГОС, профессиональный стандарт педагога) Необходимость решать новые образовательные задачи:  «…Обеспечение роста творческих умений учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС)  методическая база УМК, технологии, проекты  Отсутствие необходимых средств для решения поставленных задач

Причины возникновения опыта…

  • Обновленная нормативная база (ФГОС, профессиональный стандарт педагога)

Необходимость решать новые образовательные задачи: «…Обеспечение роста творческих умений учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС)

методическая база

УМК, технологии, проекты

Отсутствие необходимых средств для решения поставленных задач

Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция – это залог успешного интеллектуального и эмоционального развития личности, это залог успешной социализации как в школьной среде, так и во взрослой жизни. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературы коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция

  • Коммуникативная компетенция – это залог успешного интеллектуального и эмоционального развития личности, это залог успешной социализации как в школьной среде, так и во взрослой жизни. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературы коммуникативной компетенции.
Коммуникативные барьеры  школьники не умеют критически мыслить  формы  методы приемы не способны направлять творческие возможности на решение различных задач. не могут адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях активизация речевой деятельности

Коммуникативные барьеры

школьники не умеют критически мыслить

формы

методы

приемы

не способны направлять творческие возможности на решение различных задач.

не могут адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях

активизация речевой деятельности

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
  • Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
  Технология опыта формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся через творческое самовыражение в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы  Цель : Обобщить опыт своей работы и выделить наиболее интересные и продуктивные методы формирования коммуникативной компетенции. Изучить инновационные образовательные технологии и выбрать наилучшим образом формирующие коммуникативную компетенцию. Разработать и апробировать модель использования интеграции современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы. Повысить интерес к русскому языку и литературе и активизировать творческую деятельность учащихся (участие в различных творческих конкурсах) Задачи :

Технология опыта

формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся через творческое самовыражение в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы

Цель :

Обобщить опыт своей работы и выделить наиболее интересные и продуктивные методы формирования коммуникативной компетенции.

Изучить инновационные образовательные технологии и выбрать наилучшим образом формирующие коммуникативную компетенцию.

Разработать и апробировать модель использования интеграции современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы.

Повысить интерес к русскому языку и литературе и активизировать творческую деятельность учащихся (участие в различных творческих конкурсах)

Задачи :

. Если систематически использовать интеграцию современных и инновационных методик в преподавании русского языка и литературы, то это даст возможность сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, повысить информационную культуру, стабилизировать качество знаний по русскому языку и литературе, развить познавательный интерес, творческое мышление обучающихся, а также умения и навыки речевого общения.

. Если систематически использовать интеграцию современных и инновационных методик в преподавании русского языка и литературы, то это даст возможность сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, повысить информационную культуру, стабилизировать качество знаний по русскому языку и литературе, развить познавательный интерес, творческое мышление обучающихся, а также умения и навыки речевого общения.

Теоретическая база Концепция формирования и развития ключевых компетенций А.В. Хуторского Деятельностный подход Л.С. Выготского Система обучения связной речи С.И. Львовой, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской

Теоретическая база

Концепция формирования и развития ключевых компетенций

А.В. Хуторского

Деятельностный подход

Л.С. Выготского

Система обучения связной

речи С.И. Львовой,

М.М. Разумовской,

Т.А. Ладыженской

Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер.

Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер.

Наша задача Книга, как ценность слова писателя должна царить на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.

Наша задача

  • Книга, как ценность слова писателя должна царить на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.
Лингвистический Анализ Текста

Лингвистический

Анализ

Текста

Обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста Учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

Обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста

Учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

           Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.  Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Интерес Потребность Инициатива  самостоятельность

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению.

Интерес

Потребность

Инициатива

самостоятельность

Задания и методы, формирующие коммуникативную компетентность учащихся .

Задания и методы, формирующие коммуникативную компетентность учащихся .

Метод внедрения Облака́  — взвешенные  в  атмосфере  продукты    конденсации   водяного  пара, видимые   на  небе  с поверхности земли . Ходят по небу барашки- Серебристые кудряшки. Целый день за солнцем бродят. Под лучами хороводят. Тучные свои бока Греют нежась… (Облака)    Я –облако, воздушное, мягкое, словно сладкая вата… Существует 272 стихотворения русских и зарубежных поэтов-классиков про облака, а также интересные произведения современных авторов.

Метод внедрения

Облака́  — взвешенные  в  атмосфере  продукты   конденсации   водяного  пара, видимые  на  небе  с поверхности земли .

Ходят по небу барашки- Серебристые кудряшки. Целый день за солнцем бродят. Под лучами хороводят. Тучные свои бока Греют нежась… (Облака)

Я –облако, воздушное, мягкое, словно сладкая вата…

Существует 272 стихотворения русских и зарубежных поэтов-классиков про облака, а также интересные произведения современных авторов.

Сочинения-миниатюры.   Котенок Зима Моя игрушка Ромашка

Сочинения-миниатюры.  

Котенок

Зима

Моя игрушка

Ромашка

В мастерской поэта Прощай, свободная стихия!  В последний раз передо мной  Ты катишь волны голубые  И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный,  Как зов его в прощальный час,  Твой грустный шум, твой шум призывный  Услышал я в последний раз. море

В мастерской поэта

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

море

«Корректор».  Исправить ошибки в словах или предложениях. «Редактор».  Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.   «Лучший диктор».  Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова
  • «Корректор».  Исправить ошибки в словах или предложениях.
  • «Редактор».  Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.  
  • «Лучший диктор».  Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова
Кто быстрее. Аукцион. Подбери эпитет, метафору, сравнение На что похож снег? Какой снег? сахар вата пух мягкий серебристый

Кто быстрее. Аукцион. Подбери эпитет, метафору, сравнение

  • На что похож снег? Какой снег?

сахар

вата

пух

мягкий

серебристый

“ Рецепт приготовления героя”.

Рецепт приготовления героя”.

Школьная газета «Зеркало»   Одна из форм самовыражения ребёнка – это школьная  газета «Зеркало» . Именно она позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни и отдельного класса, и всего учебного заведения. ЗЕРКАЛО

Школьная газета

«Зеркало»

 

Одна из форм самовыражения ребёнка – это школьная  газета «Зеркало» . Именно она позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни и отдельного класса, и всего учебного заведения.

ЗЕРКАЛО

Социокультурный проект    «Ейск-культурный город »

Социокультурный проект   «Ейск-культурный город »

В заключении…..  Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!»  - писал древнегреческий философ Плутарх.

В заключении…..

  • Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.
  • «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!»  - писал древнегреческий философ Плутарх.
Коллеги дорогие, педагоги,  Могли бы выбрать разные дороги,  Но выбрали одну – в любимый класс! И с полною отдачей год за годом  Мы свои силы детям отдаем!  Ведь жизненный успех – из детства родом,  К успеху мы своих ребят ведем! Я вам желаю бодрости, задора,  Пусть будет с огоньком любой урок!  Мы для учеников своих опора,  А значит, есть от всех усилий прок!
  • Коллеги дорогие, педагоги, Могли бы выбрать разные дороги, Но выбрали одну – в любимый класс!
  • И с полною отдачей год за годом Мы свои силы детям отдаем! Ведь жизненный успех – из детства родом, К успеху мы своих ребят ведем!
  • Я вам желаю бодрости, задора, Пусть будет с огоньком любой урок! Мы для учеников своих опора, А значит, есть от всех усилий прок!
С уважением Пронько Е.Н

С уважением Пронько Е.Н