СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Представлены нетрадиционные методики, наиболее доступные  работы с детьми дошкольного возраста (мнемотехника, сказкотерапия, логоритмика)..

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 159 г. Нижний Новгород  Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик  в формировании  познавательно – речевого развития детей» Воспитатель: Ширшина Е.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 159

г. Нижний Новгород

Мастер-класс

«Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно – речевого развития детей»

Воспитатель: Ширшина Е.Н.

Актуальность  На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.  Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.  Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.  Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.

Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Мнемотехника  - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Структура мнемотехники

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Структура мнемотехники

схемой составления рассказа (Ефименкова Е.Н.) блоками-квадратами (Глухов В.П.)  сенсорно -графическими схемами (Воробьёва В.К.) предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.) Коллажем (Большева Т.В.)

схемой составления рассказа

(Ефименкова Е.Н.)

блоками-квадратами

(Глухов В.П.)

сенсорно -графическими схемами

(Воробьёва В.К.)

предметно-схематическими моделями

(Ткаченко Т.А.)

Коллажем

(Большева Т.В.)

Мнемоквадраты по теме «Зима»

Мнемоквадраты по теме «Зима»

Мнемодорожка по теме «Осень»

Мнемодорожка по теме «Осень»

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Коллаж Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж – это учебное пособие. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)

Коллаж

Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж – это учебное пособие.

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.

Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко  Схема описания и сравнения посуды

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

Схема описания и сравнения посуды

 Работа с предложением (графическая схема) Составление предложений Мнемозагадки   Заучивание стихотворений

Работа с предложением (графическая схема)

Составление предложений

Мнемозагадки

Заучивание стихотворений

Практическое упражнение Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Практическое упражнение

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Отгадайте загадку

Отгадайте загадку

Пособие «Расскажи сказку» (мнемоквадраты)

Пособие «Расскажи сказку»

(мнемоквадраты)

Коллажи «Узнай сказку» (опираясь на картинки дети узнают знакомые сказки)

Коллажи «Узнай сказку»

(опираясь на картинки дети узнают знакомые сказки)

Логоритмика Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений

Логоритмика

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Виды логоритмических упражнений

Логоритмические игры и упражнения

Логоритмические игры и упражнения

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. Мишка косолапый  По лесу идет, (имитируем косолапую ходьбу мишки) Шишки собирает, Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки) Шишка отскочила Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ!  (Топаем ногой)

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.

Мишка косолапый По лесу идет,

(имитируем косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ!  (Топаем ногой)

В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, , помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности.

В процессе логоритмических упражнений

у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, , помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности.

Сказкотерапия Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».   Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.  Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.   Сказки бывают: Художественные (народные и авторские) Дидактические Психокоррекционные Психотерапевтические Медитативные

Сказкотерапия

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».   Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

 

Сказки бывают:

Художественные (народные и авторские)

Дидактические

Психокоррекционные

Психотерапевтические

Медитативные

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. Медитативные сказки  рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение . Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)

создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение .

Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.  Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей. Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами. Развитие всех психических процессов ребенка. Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков). Снятие эмоционального и физического напряжения

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения