Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 159
г. Нижний Новгород
Мастер-класс
«Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно – речевого развития детей»
Воспитатель: Ширшина Е.Н.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.
Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.
Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Структура мнемотехники
схемой составления рассказа
(Ефименкова Е.Н.)
блоками-квадратами
(Глухов В.П.)
сенсорно -графическими схемами
(Воробьёва В.К.)
предметно-схематическими моделями
(Ткаченко Т.А.)
Коллажем
(Большева Т.В.)
Мнемоквадраты по теме «Зима»
Мнемодорожка по теме «Осень»
Мнемотаблицы
Коллаж
Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко
Схема описания и сравнения посуды
Работа с предложением (графическая схема)
Составление предложений
Мнемозагадки
Заучивание стихотворений
Практическое упражнение
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу
Отгадайте загадку
Пособие «Расскажи сказку»
(мнемоквадраты)
Коллажи «Узнай сказку»
(опираясь на картинки дети узнают знакомые сказки)
Логоритмика
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Виды логоритмических упражнений
Логоритмические игры и упражнения
Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.
Логоритмика для детей 5-6 лет
В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.
Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.
Мишка косолапый По лесу идет,
(имитируем косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
В процессе логоритмических упражнений
у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, , помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности.
Сказкотерапия
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Сказки бывают:
Художественные (народные и авторские)
Дидактические
Психокоррекционные
Психотерапевтические
Медитативные
Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)
создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение .
Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет
Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей. Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.
Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.
Развитие всех психических процессов ребенка.
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).
Снятие эмоционального и физического напряжения