СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я благодарю всех, кто сегодня присутствует на мастер-классе и готов к сотрудничеству. А начну с притчи:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель, и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои пёрышки …
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, но и самим научиться летать. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Обучая - обучаюсь, воспитывая - получаю воспитание сама.
Позвольте мне представить Вам свой опыт работы, поделиться с вами не скажу, что крыльями, своими «пёрышками».
СЛАЙД 2
Одной из задач, поставленных ФГОС, является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи.
Можно ли учить так, чтобы каждый ребенок рассуждал над проблемой своим путем, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить ее? Да, можно.
И об одном из развивающих нетрадиционных методов, на основе деятельностного подхода способствующем формированию креативности, коммуникации и критического мышления учащихся, я хочу сегодня вам рассказать. Это метод «кроссенс».
СЛАЙД 3
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
СЛАЙД 4
Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру движения. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
СЛАЙД 5
Попробуйте отгадать кроссенс.
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке.
На что смотрит человек?
Куда ведёт каждый путь, изображённый на камне?
Во что целится девушка?
Куда должна попасть пуля?
Правильно, в ЦЕЛЬ (ЩЁЛК)
СЛАЙД 6
Где и когда целесообразно применить кроссенс на уроке? Его можно использовать на любом этапе урока.
1. На этапе проверки домашнего задания с помощью кроссенса учащиеся могут рассказать о материале прошлого урока, в данном случае он выполняет функцию опорной образной схемы.
2. Кроссенс поможет определить тему урока и сформулировать его цель через связи между изображениями и поиск ключевого понятия.
3. При раскрытии информационного блока темы кроссенс изобразит виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах.
4. При закреплении и обобщении материала кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных его этапах, ученики по ним обобщают материал.
5. Составление кроссенса может быть выдано в виде творческого домашнего задания.
6. 9 элементов кроссенса также могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с темой, целью или проблемой в центре.
СЛАЙД 7
К примеру, данный кроссенс может использоваться как на этапе проверки домашнего задания по теме ВОВ, так и при закреплении и обобщении изученного материала. Учащиеся выстраивают логическую цепочку, рассказывая об операциях ВОВ: Тайфун, Уран, Цитадель, Кольцо, Кутузов, Концерт, Багратион, Берлинская операция и захват рейхстага. Попутно учащиеся вспоминают даты операций, их значение, героев сражений, связывают операции с основными периодами ВОВ.
СЛАЙД 8
Каким образом учащиеся смогут составить кроссенс дома? При его создании следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику;
2. выделить 9 взаимосвязанных элементов, имеющих отношение к теме;
3. определить последовательность элементов;
4. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
5. найти и подобрать изображения, иллюстрирующие элементы;
можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими; что позволит перейти к более сложным заданиям).
СЛАЙД 9, СЛАЙД 10
Предлагаю вам почувствовать себя учениками и составить кроссенс по обществознанию и объяснить его логику. Каждой группе выдается 12 изображений, 3 из которых не связаны с остальными 9-ю общей тематикой. Пробуем свои силы. 2 минуты командам.
СЛАЙД 9 СЛАЙД 10
Семья | Экономика (хозяйство) России |
1. встреча 2. любовь 3-4. заключение брака 5. приобретение взаимных прав и обязанностей 6. становление ячейки общества 7. совместное ведение домашнего хозяйства Всё это СЕМЬЯ СЛАЙД 11 | 1. сфера услуг 2. торговля 3. деньги 4. предпринимательство 5. сельское хозяйство 6. рынок 7. промышленность 8. банки Всё это ЭКОНОМИКА (ХОЗЯЙСТВО) РОССИИ СЛАЙД 12 |
СЛАЙД 13
Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
СЛАЙД 14
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, (ЩЁЛК) открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
СЛАЙД 15
Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы учащеся объяснили его с точки зрения истории, обществознания, права и экономики (я использую именно на этих предметах, так как преподаю эти предметы). Можно дать один и тот же кроссенс учителям разных предметов, и они бы объяснили его с точки зрения физики, математики, литературы или биологии. Речь о метапредметных понятиях, которые могут быть раскрыты с разных сторон средствами различных предметов. Для подобных понятий кроссенсы – просто находка, поскольку они позволяют задействовать самые разнообразные образы, работающие на один центральный объект. Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз в русле различных дисциплин с различными целями.
Какое метапредметное понятие зашифровано в этом кроссенсе, догадались? ЩЁЛК(ВРЕМЯ)
ЩЁЛК
СЛАЙД 16
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубИть понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить эту истории образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Кроссенс актуален и как метод подготовки к ЕГЭ или олимпиаде, где задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно знать портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.
СЛАЙД 17
В заключение отмечу, что составленные учениками кроссенсы должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу олимпиад и т.п.), а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы, следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.
СЛАЙД 18