СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему «Приемы работы с текстом как основного способа формирования функциональной грамотности обучающихся (в контексте изучения темы «Мировой океан как основная часть гидросферы»)»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему «Приемы работы с текстом как основного способа формирования функциональной грамотности обучающихся (в контексте изучения темы «Мировой океан как основная часть гидросферы»)»»

ЖИТЬ, КАК ГОВОРИТСЯ, ХОРОШО…

ЖИТЬ, КАК ГОВОРИТСЯ, ХОРОШО…

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (автор - Алексей Алексеевич Леонтьев).

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных отношений (автор - Алексей Алексеевич Леонтьев).

Современные исследования качества образования

Современные исследования качества образования

«Технология продуктивного чтения» (автор - Наталия Николаевна Светловская) Цель : формирование читательской компетенции обучающихся.

«Технология продуктивного чтения»

(автор - Наталия Николаевна Светловская)

Цель : формирование читательской компетенции обучающихся.

1 – предтекстовая (фактуальная) информация 2 – текстовая информация 3 – посттекстовая (концептуальная) информация

1 – предтекстовая (фактуальная) информация

2 – текстовая

информация

3 – посттекстовая (концептуальная) информация

Первый этап - предтекстовая деятельность  Цель: развитие антиципации (умения прогнозировать содержание текста). Задача учителя: выработать мотивацию к прочтению текста. Приемы работы с текстом: «Прогноз по заголовку»; «Ассоциативный ряд»; «Кластер»; «Батарея вопросов»; «Глоссарий».

Первый этап - предтекстовая деятельность

Цель: развитие антиципации (умения прогнозировать содержание текста).

Задача учителя: выработать мотивацию к прочтению текста.

Приемы работы с текстом:

  • «Прогноз по заголовку»;
  • «Ассоциативный ряд»;
  • «Кластер»;
  • «Батарея вопросов»;
  • «Глоссарий».
Прием «Прогноз по заголовку» Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Прием «Прогноз по заголовку»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Прием «Ассоциативный ряд»  Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Прием «Ассоциативный ряд»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Прием «Кластер»  Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»  МИРОВОЙ ОКЕАН

Прием «Кластер»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

МИРОВОЙ ОКЕАН

Прием «Глоссарий»  Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»  А йсберги, акклиматизация, циклон, пустыня, вода, осадки, эрозия, лес, бассейн, море, зона, прибой, берег, впадина, гейзер, буран, горы, акватория, ветер, влажность, вулкан, острова, выветривание, почва, океан, гранит, джунгли, залив, заморозки, литосфера, микроорганизмы, наводнение, оазис, отмель, платформа, побережье, рельеф, склоны, цунами.

Прием «Глоссарий»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

А йсберги, акклиматизация, циклон, пустыня, вода, осадки, эрозия, лес, бассейн, море, зона, прибой, берег, впадина, гейзер, буран, горы, акватория, ветер, влажность, вулкан, острова, выветривание, почва, океан, гранит, джунгли, залив, заморозки, литосфера, микроорганизмы, наводнение, оазис, отмель, платформа, побережье, рельеф, склоны, цунами.

 Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»  А йсберги, акклиматизация, циклон,  пустыня , вода, осадки,  эрозия, лес, бассейн ,  море, зона, прибой, берег, впадина,  гейзер, буран, горы, акватория,  ветер, влажность,  вулкан, острова,  выветривание, почва, океан,  гранит, джунгли, залив,  заморозки, литосфера, микроорганизмы, наводнение, оазис, отмель,  платформа, побережье, рельеф, склоны, цунами.

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

А йсберги, акклиматизация, циклон, пустыня , вода, осадки, эрозия, лес, бассейн , море, зона, прибой, берег, впадина, гейзер, буран, горы, акватория, ветер, влажность, вулкан, острова, выветривание, почва, океан, гранит, джунгли, залив, заморозки, литосфера, микроорганизмы, наводнение, оазис, отмель, платформа, побережье, рельеф, склоны, цунами.

Прием «Батарея вопросов»  Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Прием «Батарея вопросов»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Второй этап - текстовая деятельность  Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение, высказывание мнений.  Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста. Приемы работы с текстом: «Чтение в кружок»; «Чтение с остановками»; «Инсерт»; «Создай паспорт».

Второй этап - текстовая деятельность

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение, высказывание мнений.

Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом:

  • «Чтение в кружок»;
  • «Чтение с остановками»;
  • «Инсерт»;
  • «Создай паспорт».
Приемы «Чтение в кружок» и «Чтение с остановками»

Приемы «Чтение в кружок»

и «Чтение с остановками»

  Прием «Инсерт»   «+» – я это знал (а); «  » – я этого не знал (а); «?» – мне это интересно; «V» – мне это непонятно.  

 

Прием «Инсерт»

 

«+» – я это знал (а);

« » – я этого не знал (а);

«?» – мне это интересно;

«V» – мне это непонятно.

 

Прием «Создай паспорт»   Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»  Показатели Характеристика Общая площадь  млн км² Объем воды  млн. км³ Средняя глубина  м Максимальная глубина  м Средняя температура воды  ° С Основные части 1. 2. 3. 4. Крупнейшие океаны 1. 2. 3. 4.

Прием «Создай паспорт»

Тема «Мировой океан как основная часть гидросферы»

Показатели

Характеристика

Общая площадь

млн км²

Объем воды

млн. км³

Средняя глубина

м

Максимальная глубина

м

Средняя температура воды

° С

Основные части

1.

2.

3.

4.

Крупнейшие океаны

1.

2.

3.

4.

Третий этап - посттекстовая деятельность  Цель: корректировка читательской интерпретации.  Задача учителя: обеспечить углубленное восприятие и понимание смысла текста через повторное обращение к его содержанию, иллюстрациям, выполнение практических заданий. Приемы работы с текстом: «Лови ошибку»; «Толстый и тонкий вопросы»; «Кубик Блума»; «Схематичный рисунок»; «Опорные сигналы»; «Аукцион идей»; «Решение ситуационных задач»; «Немая карта».

Третий этап - посттекстовая деятельность

Цель: корректировка читательской интерпретации.

Задача учителя: обеспечить углубленное восприятие и понимание смысла текста через повторное обращение к его содержанию, иллюстрациям, выполнение практических заданий.

Приемы работы с текстом:

  • «Лови ошибку»;
  • «Толстый и тонкий вопросы»;
  • «Кубик Блума»;
  • «Схематичный рисунок»;
  • «Опорные сигналы»;
  • «Аукцион идей»;
  • «Решение ситуационных задач»;
  • «Немая карта».
Прием «Лови ошибку»  На планете Земля существует 4 океана: Тихий океан - самый большой, самый глубокий и самый древний океан. Атлантический океан - самый длинный по протяженности с севера на юг океан. Индийский океан - самый молодой и самый теплый океан. Северный Ледовитый океан - самый маленький и самый холодный океан.

Прием «Лови ошибку»

На планете Земля существует 4 океана:

Тихий океан - самый большой, самый глубокий и самый древний океан.

Атлантический океан - самый длинный по протяженности с севера на юг океан.

Индийский океан - самый молодой и самый теплый океан.

Северный Ледовитый океан - самый маленький и самый холодный океан.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Кубик Блума»

Прием «Кубик Блума»

Прием «Схематичный рисунок»

Прием «Схематичный рисунок»

Прием «Опорный сигнал»

Прием «Опорный сигнал»

Прием «Аукцион идей»

Прием «Аукцион идей»

Прием «Решение ситуационных задач» Используя информацию о загрязнении Мирового океана, решите задачу: Огромные объемы пластиковых отходов попадают в водоемы по всему миру. Исследователи подсчитали, что за 2021 год приморские страны произвели 260 миллионов тонн пластиковых отходов, при этом 1/20 часть этих отходов попала в Мировой океан. Сколько миллионов тонн пластиковых отходов попадает в Мировой океан по всему миру за 5 лет?

Прием «Решение ситуационных задач»

Используя информацию о загрязнении Мирового океана, решите задачу:

Огромные объемы пластиковых отходов попадают в водоемы по всему миру. Исследователи подсчитали, что за 2021 год приморские страны произвели 260 миллионов тонн пластиковых отходов, при этом 1/20 часть этих отходов попала в Мировой океан. Сколько миллионов тонн пластиковых отходов попадает в Мировой океан по всему миру за 5 лет?

Прием «Немая карта»

Прием «Немая карта»

Прием «Немая карта»

Прием «Немая карта»

Прием «Кластер»

Прием «Кластер»

Прием «Батарея вопросов» Что такое Мировой океан? Какие океаны входят в состав Мирового океана? Где проходят границы океанов? Какие бывают моря? Какие участки суши граничат с Мировым океаном?

Прием «Батарея вопросов»

  • Что такое Мировой океан?
  • Какие океаны входят в состав Мирового океана?
  • Где проходят границы океанов?
  • Какие бывают моря?
  • Какие участки суши граничат с Мировым океаном?
  Прием «Инсерт»   «+» – я это знал (а); «  » – я этого не знал (а); «?» – мне это интересно; «V» – мне это непонятно.  

 

Прием «Инсерт»

 

«+» – я это знал (а);

« » – я этого не знал (а);

«?» – мне это интересно;

«V» – мне это непонятно.

 

Прием «Создай паспорт» Показатели Характеристика Общая площадь 361,3 млн км² Объем воды 1340,7 млн км³ Средняя глубина 3711 м Максимальная глубина 11022 м Средняя температура воды + 3,73° С Основные части 1. Океаны. 2. Моря. 3. Заливы. 4. Проливы. Крупнейшие океаны 1. Тихий океан. 2. Атлантический океан. 3. Индийский океан. 4. Северный Ледовитый океан.

Прием «Создай паспорт»

Показатели

Характеристика

Общая площадь

361,3 млн км²

Объем воды

1340,7 млн км³

Средняя глубина

3711 м

Максимальная глубина

11022 м

Средняя температура воды

+ 3,73° С

Основные части

1. Океаны.

2. Моря.

3. Заливы.

4. Проливы.

Крупнейшие океаны

1. Тихий океан.

2. Атлантический океан.

3. Индийский океан.

4. Северный Ледовитый океан.

Прием «Опорный сигнал» О2 t ЗНАЧЕНИЕ М.О. ,

Прием «Опорный сигнал»

О2

t

ЗНАЧЕНИЕ М.О. ,

Прием «Решение ситуационных задач» Огромные объемы пластиковых отходов попадают в водоемы по всему миру. Исследователи подсчитали, что за 2021 год приморские страны произвели 260 миллионов тонн пластиковых отходов, при этом 1/20 часть этих отходов попала в Мировой океан. Сколько миллионов тонн пластиковых отходов попадает в Мировой океан по всему миру за 5 лет?  Решение: 1) Сколько отходов попало в Мировой океан за 1 год: 260 : 20 = 13 (млн. тонн).  2) Сколько отходов попало в Мировой океан за 5 лет: 13 х 5 = 65 (млн. тонн).  Ответ: 65 млн. тонн.

Прием «Решение ситуационных задач»

Огромные объемы пластиковых отходов попадают в водоемы по всему миру. Исследователи подсчитали, что за 2021 год приморские страны произвели 260 миллионов тонн пластиковых отходов, при этом 1/20 часть этих отходов попала в Мировой океан. Сколько миллионов тонн пластиковых отходов попадает в Мировой океан по всему миру за 5 лет?

Решение:

1) Сколько отходов попало в Мировой океан за 1 год:

260 : 20 = 13 (млн. тонн).

2) Сколько отходов попало в Мировой океан за 5 лет:

13 х 5 = 65 (млн. тонн).

Ответ: 65 млн. тонн.

МАСТЕР-КЛАСС на тему «Читать – хорошо! А хорошо читать – еще лучше!»  … или приемы работы с текстом как основного способа формирования функциональной грамотности обучающихся   Автор: Власова Валентина Александровна, учитель географии МБОУ «СОШ № 11», Коркинский муниципальный округ

МАСТЕР-КЛАСС

на тему

«Читать – хорошо!

А хорошо читать – еще лучше!»

или приемы работы с текстом

как основного способа формирования функциональной грамотности обучающихся

 

Автор:

Власова Валентина Александровна,

учитель географии

МБОУ «СОШ № 11»,

Коркинский муниципальный округ