СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Применение игровых технологий на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Применение игровых технологий на уроках математики"»

Ушкалова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей №8» г. Назарово Красноярского края



Мастер-класс

«Применение игровых технологий

в процессе изучения математики в начальной школе»


Цель: способствовать пониманию сущности и значения игровых технологий в учебном процессе.

Задачи:

  1. Актуализировать, уточнить и пополнить знания участников мастер-класса по данной теме через просмотр презентации и прослушивание теоретического материала.

  2. Закрепить полученную информацию через групповую работу с учебниками.


Ход:

  1. Представление себя и темы мастер-класса (слайд 1)

  2. Целеполагание.

- Запишите, пожалуйста, на своих листочках, что вы ожидаете от данного мастер-класса.

- Поднимите руки те, кто применяет в своей педагогической практике игровые технологии?

Тем, кто поднял руки:

- Замечательно, будете моими помощниками.

Тем, кто не поднял руки:

- Почему вы не подняли руку?

(Ответы большей частью сводятся к сомнению, можно ли назвать применяемые игры игровыми технологиями. После чего среди тех, кто поднимал руку, тоже зарождается сомнение)

- Поэтому я предлагаю вам немного погрузиться в теорию этого вопроса, чтобы уточнить ваши знания, развести понятия «игра» и «игровая технология».


3. Теоретическая часть.

(слайд 2) Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого занимались ещё мэтры отечественной педагогики.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.


(слайд 3) Активность учащихся на уроке сама по себе возникает нечасто, она является следствием применяемой педагогической технологии.

Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников»

Из данного определения следует, что ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

(слайд 4) Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного предмета. Учебная игра как технология обучения интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

(слайд 5) При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов игры, которые представлены в таблице.

  • Установочный момент, игровая ситуация

  • Задачи игры

  • Правила игры, игровое действие

  • Игровое состояние

  • Результат игры

Хотелось бы обратить особое внимание на такой структурный элемент игры как игровые задачи. Они обязательно должны соединяться с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников.

(слайд 6) В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующем качестве:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, контроля);

- как технология внеклассной работы.


(слайд 7) Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

  • во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;

  • Игра не должна выпадать из общих целей урока, должна содействовать их реализации. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию конкретных математических знаний учащихся.

Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. Но и игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

  • учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к данной игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность;

  • следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер; в процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;

  • не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр. Дидактические игры кратковременны (10-15 мин), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

  • Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных для детей свойств – выявление победителя.


(слайд 8) Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. На слайде выделены наиболее важные функции игры:

- развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

- самореализация: Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности, ему важен сам процесс игры как пространство для самореализации.

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционная: Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют.

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


(слайд 14) По характеру игровой методики делятся на:

  • предметные;

  • сюжетные;

  • ролевые;

  • деловые;

  • имитационные;

  • игры – драматизации.


(слайд 15) По содержанию:

- Предметные

- Спортивные

- Подвижные

- Интеллектуальные

- Строительные

- Музыкальные

- Лечебные

- Коррекционные

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.


(слайд 16) По форме:

  • Игра - праздник

  • Игровой фольклор

  • Театральные игровые действия

  • Игровые тренинги

  • Игровые анкеты

  • Соревнования

  • Игровые обычаи


(слайд 17) По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

  • различают игры с предметами и без них;

  • настольные;

  • комнатные;

  • уличные;

  • на местности;

  • компьютерные и с ТСО;

  • с различными средствами передвижения.


(слайд 18) Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление, повторение и систематизация изученного. Например, при обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг», при закреплении изученного материала можно провести игру «Аукцион знаний»);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


(слайд 19) Игра как средство обучения (результативность игровых технологий):
1) Является эффективным средством воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4) Игра – одно из средств преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся, объединению коллектива и формированию ответственности


(слайд 20) Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени (щелк) от игры-забавы к (щелк) игре-увлечению познанием.

И высшей ступенью является – (щелк) от игры - к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.


(слайд 21) И ещё раз хотелось бы остановиться отдельно на опасностях (минусах) применения игровых технологий:

  • сложность в организации и проблемы с дисциплиной

  • подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение

  • (!) увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание

  • невозможность использования на любом материале

  • сложность в оценке учащихся


ИТАК, игр очень много. Вот лишь несколько (слайды 22 – 29)


4. Рефлексия по теоретической части.

- Как вы поняли, что должен сделать педагог, чтобы игра стала элементом игровой технологии?

(Ответ: учитель должен организовать, спланировать и координировать игровую деятельность детей так, чтобы она соответствовала учебным целям)


Игровая технология строится как целостное образование, охва­тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий (технология развивающих игр Б.П.Никитина, «Сам Самыч» В.В. Репкина и др.).

Составление игровых технологий из отдельных игр и игровых элементов — забота каждого учителя начальной школы.


5. Практическая часть.

а) Разделить участников на группы. Предлагается устроить соревнование между группами на звание «Лучших знатоков игровых технологий» по критериям:

- правильность выполнения задания;

- скорость выполнения;

- лаконичность в защите.

б) В группы выдаются учебники математики и даётся задание:

  1. Найти в учебнике элементы игровой технологии.

  2. Доказать свой выбор.

  3. Записать, развитию каких УУД способствует выполнение данного задания.

в) Выступления от групп.

(В качестве вывода по УУД можно показать слайд 30:

Если рассмотреть дидактическую игру через призму универсальных учебных действий, то получится развиваются:

- учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками – коммуникативные действия;

- распределение ролей и планирование своих действий – регулятивные действия;

- постановка и решение проблемы – познавательные действия;

- интерес к предмету, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия)

6. Рефлексия по итогам мастер-класса.

(Спрашивать конкретного человека)

- Чего вы ожидали в начале мастер-класса? Оправдались ли ваши ожидания?

- Какие вопросы остались без ответов?

- Что нового узнали?

- Кто из сомневающихся убедился, что применяет в своей педагогической практике игровые технологии?

- У кого возникли пожелания, предложения? Спасибо всем за работу.