Ушкалова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей №8» г. Назарово Красноярского края
Мастер-класс
«Применение игровых технологий
в процессе изучения математики в начальной школе»
Цель: способствовать пониманию сущности и значения игровых технологий в учебном процессе.
Задачи:
Актуализировать, уточнить и пополнить знания участников мастер-класса по данной теме через просмотр презентации и прослушивание теоретического материала.
Закрепить полученную информацию через групповую работу с учебниками.
Ход:
Представление себя и темы мастер-класса (слайд 1)
Целеполагание.
- Запишите, пожалуйста, на своих листочках, что вы ожидаете от данного мастер-класса.
- Поднимите руки те, кто применяет в своей педагогической практике игровые технологии?
Тем, кто поднял руки:
- Замечательно, будете моими помощниками.
Тем, кто не поднял руки:
- Почему вы не подняли руку?
(Ответы большей частью сводятся к сомнению, можно ли назвать применяемые игры игровыми технологиями. После чего среди тех, кто поднимал руку, тоже зарождается сомнение)
- Поэтому я предлагаю вам немного погрузиться в теорию этого вопроса, чтобы уточнить ваши знания, развести понятия «игра» и «игровая технология».
3. Теоретическая часть.
(слайд 2) Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого занимались ещё мэтры отечественной педагогики.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
(слайд 3) Активность учащихся на уроке сама по себе возникает нечасто, она является следствием применяемой педагогической технологии.
Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников»
Из данного определения следует, что ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
(слайд 4) Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного предмета. Учебная игра как технология обучения интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.
(слайд 5) При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Эти компоненты включают ряд структурных элементов игры, которые представлены в таблице.
Установочный момент, игровая ситуация
Задачи игры
Правила игры, игровое действие
Игровое состояние
Результат игры
Хотелось бы обратить особое внимание на такой структурный элемент игры как игровые задачи. Они обязательно должны соединяться с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников.
(слайд 6) В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующем качестве:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, контроля);
- как технология внеклассной работы.
(слайд 7) Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;
Игра не должна выпадать из общих целей урока, должна содействовать их реализации. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию конкретных математических знаний учащихся.
Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. Но и игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к данной игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность;
следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер; в процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;
не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр. Дидактические игры кратковременны (10-15 мин), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных для детей свойств – выявление победителя.
(слайд 8) Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. На слайде выделены наиболее важные функции игры:
- развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
- самореализация: Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности, ему важен сам процесс игры как пространство для самореализации.
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционная: Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют.
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
(слайд 14) По характеру игровой методики делятся на:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры – драматизации.
(слайд 15) По содержанию:
- Предметные
- Спортивные
- Подвижные
- Интеллектуальные
- Строительные
- Музыкальные
- Лечебные
- Коррекционные
По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
(слайд 16) По форме:
(слайд 17) По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
различают игры с предметами и без них;
настольные;
комнатные;
уличные;
на местности;
компьютерные и с ТСО;
с различными средствами передвижения.
(слайд 18) Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление, повторение и систематизация изученного. Например, при обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг», при закреплении изученного материала можно провести игру «Аукцион знаний»);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
(слайд 19) Игра как средство обучения (результативность игровых технологий):
1) Является эффективным средством воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4) Игра – одно из средств преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся, объединению коллектива и формированию ответственности
(слайд 20) Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени (щелк) от игры-забавы к (щелк) игре-увлечению познанием.
И высшей ступенью является – (щелк) от игры - к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
(слайд 21) И ещё раз хотелось бы остановиться отдельно на опасностях (минусах) применения игровых технологий:
сложность в организации и проблемы с дисциплиной
подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение
(!) увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание
невозможность использования на любом материале
сложность в оценке учащихся
ИТАК, игр очень много. Вот лишь несколько (слайды 22 – 29)
4. Рефлексия по теоретической части.
- Как вы поняли, что должен сделать педагог, чтобы игра стала элементом игровой технологии?
(Ответ: учитель должен организовать, спланировать и координировать игровую деятельность детей так, чтобы она соответствовала учебным целям)
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий (технология развивающих игр Б.П.Никитина, «Сам Самыч» В.В. Репкина и др.).
Составление игровых технологий из отдельных игр и игровых элементов — забота каждого учителя начальной школы.
5. Практическая часть.
а) Разделить участников на группы. Предлагается устроить соревнование между группами на звание «Лучших знатоков игровых технологий» по критериям:
- правильность выполнения задания;
- скорость выполнения;
- лаконичность в защите.
б) В группы выдаются учебники математики и даётся задание:
Найти в учебнике элементы игровой технологии.
Доказать свой выбор.
Записать, развитию каких УУД способствует выполнение данного задания.
в) Выступления от групп.
(В качестве вывода по УУД можно показать слайд 30:
Если рассмотреть дидактическую игру через призму универсальных учебных действий, то получится развиваются:
- учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками – коммуникативные действия;
- распределение ролей и планирование своих действий – регулятивные действия;
- постановка и решение проблемы – познавательные действия;
- интерес к предмету, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия)
6. Рефлексия по итогам мастер-класса.
(Спрашивать конкретного человека)
- Чего вы ожидали в начале мастер-класса? Оправдались ли ваши ожидания?
- Какие вопросы остались без ответов?
- Что нового узнали?
- Кто из сомневающихся убедился, что применяет в своей педагогической практике игровые технологии?
- У кого возникли пожелания, предложения? Спасибо всем за работу.