«Активизация познавательной деятельности школьников»
«ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ»
(из опыта работы)
Аравина Н.В., учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №1 р.п. Беково
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику Возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.
С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя …радость успеха может померкнуть».
Успех любой деятельности зависит от того, какая цель была поставлена, какой мотив был главным двигателем.
Все мы прекрасно знаем, что во главе всего лежит мотивация., которая может быть положительной или отрицательной. Естественно, успеху будет сопутствовать положительная мотивация к учению. Но не у всех детей она будет одинаковой. Давайте попробуем встать на место учащихся и осознать свои мотивы к учению, отвечая на вопросы.
1. Я хожу в школу для того, чтобы…
2. Я учу уроки потому, что…
3. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что...
4. Если я получаю плохую отметку – это значит, что...
5. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
6. Я хорошо веду себя в школе потому, что…
Анализируя высказывания, можно условно разделить их на группы, когда мотив – получение знаний, а когда – страх быть наказанным родителями, непринятым обществом.
В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности, основателями которой считаются американские ученые Макклелланд и Аткинсон.
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Люди, мотивированные на успех:
- ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех;
- предпочитают ставить задачи повышенной степени трудности;
-отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов, у них установка – на успех;
- ищут такую деятельность, в которой однозначно могут добиться успеха; - умеют организовывать свою деятельность;
- активно включаются в деятельность;
- сама деятельность вызывает положительные эмоции;
- рассчитывают на одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели;
- характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания;
- интерес в случае неудачи только возрастает.
Люди, мотивированные на избегание неудачи:
- ставят цель не добиться успеха в деятельности, а чтобы избежать неудачи;
- не верят в успех деятельности;
- боятся критики;
- с такой деятельностью связаны лишь отрицательные эмоции – страх, тревога, подавленность, гнев, злость и т.д.;
- не заинтересованы в результатах;
- безинициативны;
- не берутся за смелые, инновационные проекты;
- как правило не умеют ставить задачи и выполнять их;
- интерес в случае неудачи гаснет, быстро «поднимают лапки».
Конечно, успеха в этом случае могут добиться только те, кто мотивирован на успех. Но не всегда один и тот же человек имеет одинаковый мотив в любой деятельности. Все зависит от той жизненной установки, которую он имеет.
Современное общество требует успешных людей, которые могут горы свернуть. А успешным человек не рождается, а становится. Как раз благодаря тому «рассолу», который приготовит ему семья, общество, а главное, Школа. Ведь именно здесь ребенок проходит самые сложные ступени своего становления – взросление. В учебно – воспитательном процессе.
Мы с вами имеем дело с детьми, мотивационная сфера которых еще не вполне сформирована и отличается лабильностью и восприимчивостью. Поэтому в наших руках управление мотивационной стороной учебной деятельности наших подопечных.
Что может сделать учитель, чтобы сформировать положительную мотивацию на успех в учебе?
– подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настроить на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!». Ведь установка на успех – это очень важно;
– подбодрить, если у них что-то не получается или они допускают ошибки. Ученик должен усвоить одно: на ошибках учатся, без промахов не бывает победы. Учитель не должен позволять ученикам опускать руки, тем самым формируя у них волевые качества, так необходимые для достижения успеха;
– использование на уроке игровых ситуаций, загадок, творческих заданий, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам, ведь самый главный мотив - интерес;
- суметь подобрать посильные виды работы, выполняя которые можно добиться успеха. Ведь, как говорил Франсуа де Ларошфуко: «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать». Мотивацию успеха нужно формировать постепенно;
– формировать у учащихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:
– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);
– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).
Большая роль в воспитании отведена не только учителю, но и классному руководителю.
Предлагаем использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен».
Ж.Лабрюйер
2. Авансирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Данный прием можно увидеть в следующем примере из практики.
Во время своей работы вы, наверное, часто сталкивались с учащимися, которые не справлялись с заданиями, не выучили урок только из-за того, что не верили в свои силы, в свои знания, ум. Им легче сказать: «Я не понял», получить «2». Иногда мы считаем, что они лентяи, да и родители и сами дети твердо верят в это. Но в один прекрасный день ребенок САМ решает задачу, блестяще доказывает теорему, раскрывает закон… Чудо преображает его: глаза горят, застенчивость и неуверенность как рукой сняло. И самое главное – он готов к новым свершениям и открытиям. Вот тут надо его обязательно поддержать, помочь, чтобы благое намерение не пропало.
Каждый двоечник – это нераскрытый нами ученик. Пусть он необязательно будет отличником, но «4» получать сможет.
Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание»
Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.
Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.
Мы убедились, что создание ситуации успеха на уроке – залог успещной учебы. Давайте вспомним из своей практики, какими методическими приемами владеете для создания подобной атмосферы. Предлагаю записать хотя бы по одному приему на листочках и передать мне. Так мы с вами создадим «Банк ситуаций успеха», содержимым которого каждый из вас сожжет воспользоваться в качестве обмена опытом.
Предлагаю опираться на следующие позиции:
Какие приемы организации ситуации успеха используются при опросе, изучении нового материала, в ходе закрепления, при сообщении домашнего задания?
Какими способами учитель создает благоприятный психологический климат в классе?
Оценка знаний и умений учащихся.
(обсуждение )
До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?
Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.
Любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?
Ребенок приходит в школу преисполненным желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу и ее методы обучения. По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
«Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» – эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что чаще всего это именно так
Подобное часто мы можем наблюдать на уроках.