Мастер –класс
«Применение квест - технологии в образовательном процессе ДОУ»
Воспитатель: Мандрыгина Т.Б.
Слайд 1Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Слайд 2Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.
2.Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы вам покажем, как можно использовать квест-игру в работе с детьми. Цель и задачи мастер-класса вы видите на экране. (презентация)
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Слайд 3 Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Изобразительная
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
Слайд 4 В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются
Задачи:
Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей; воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнениеработы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать принципам.
Слайд 5 Принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Слайд 6 .При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Классификация квест- технологий
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы (Виды квестов).
Слайд 7 Виды квестов по методу прохождения
Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Слайд8 По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Чтобы организовать квест- игру необходимо :
Слайд 9 План подготовки игры:
Разработать сценарий
Создать антураж для каждой зоны проведения действий
Подготовить музыкальное сопровождение
Разработать презентацию для вступительной части
Оформить наглядные материалы («карты»)
Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания
. Слайд 10 Структура квеста
Этап | Содержание деятельности |
Организационный момент | - вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя. - деление детей на группы по 5 - 7 человек - обсуждение правил квеста - раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон |
Путешествие по зонам и выполнение игровых заданий (ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ, СПИСОК ВОПРОСОВ И Т. Д.). | - расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом. |
Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия) | Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия: Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами; Информационная - приобретение детьми нового знания; Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля; Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса. Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?». |
У нас в детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах в основном это проходит в летний период. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят в групповых помещениях. Для составления маршрута используем разные варианты:
⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
⎯ Карта (схематическое изображение маршрута);
⎯ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
⎯ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Поиск по запискам требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем. В самом простом варианте дети получают записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигают финальной сокровищницы. Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?
Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта. Тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать. Варианты тайников:
Заморозить в кубике льда.
Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.
Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.
Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.
Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.
Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
Записку в контейнере пустить плавать в воду. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.
Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.
Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.
Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.
Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.
Указать вместо очередного тайника имя. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.
Слайд 11 Значение квест-игры:
1. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.
Слайд 12 Ожидаемый результат:
Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:
1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «Создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»;
3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
4. Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
Практическая часть
Итак, мы хотим предложить вам поучаствовать в квест-игре «Поиск клада».
Для маршрута мы будем использовать карту.
Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как- то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о сундуке с тремя замками, в котором находится подсказка о современной технологии, применяя которую можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Вот тебе в помощь чудо-чудное – волшебная карта, которая поможет найти сундук. Тебе предстоит выполнить 3 задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь ключ. Если наберёшь 3 ключа, то сможешь открыть все 3 замка и получишь подсказку о современной технологии. Вот моя карта. Я в тебя верю!
А вам хотелось бы отыскать этот сундук? (Да)
Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте ФГОС, т.е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да…)
Пока команда находит ключи, коллеги (которые остались в зале) выполняли эти же задания на экране.
Давайте рассмотрим карту.
-Куда ведет стрелочка? (прямо к зеленому кружочку)
- Правильно….
-мы у стола с зеленой фишкой. И здесь нас поджидает задание первого испытания
1 испытание.
Игра-диагностика «Знатоки квест- игры». Нужно взять один билет из пачки с вопросом и дать правильный ответ. Все участники команды могут помогать, подсказывать друг другу.
Перечислите варианты для составления маршрута в квест- игре?
Какой квест требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем?
(Квест по запискам)
Какими бывают квесты по продолжительности?
(Кратковременные или краткосрочные
Долговременные или долгосрочные)
Перечислите виды квестов по методу прохождения
(Линейный, штурмовой (не линейный), кольцевой).
Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.
- Что же у нас дальше по карте? (стрелочка ведет к столу с красной фишкой)
- Правильно….
-Мы у стола с красной фишкой. И здесь нас поджидает второе испытание.
2 испытание
«Практик»
(Участники анализируют два конспекта НОД, нужно выбрать из них тот, который соответствует по своей структуре квесту. Два других конспекта при невнимательном прочтении перепутать с квестом).
Вот мы и получили второй ключ. Можно идти дальше.
Сколько нам ключей нужно найти, чтобы открыть сундук?
Сколько мы нашли?
Значит сколько еще испытаний осталось пройти?
Куда же нам идти дальше? (к столу с желтой фишкой)
Итак, перед нами последнее задание.
3 испытание
(названия принципов и их значения перепутаны. Нужно соединить их.)
Принципы построения квестов | значение |
Принцип навигации. | Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации. Педагог-коучер (специалист, который помогает добиться самого главного в жизни – счастья). |
Принцип доступности заданий. | Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников. |
Принцип системности. | Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов. |
Принцип эмоциональной окрашенности заданий. | Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами. |
Принцип интеграции. | Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов. |
Принцип разумности по времени | Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квестов должны учитывать возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста. |
Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. | Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Для этого задания должны быть интересны дошкольникам. Если ребёнок делает задания добровольно, но ему будет скучно, значит нет интереса. Если задания для ребёнка интересны, но выполнять заставляют «под палкой» - нет желания, позитива и свободы. Добровольность – это ещё и приём (даёт возможность раскрыться ребёнку). Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме (разнообразие шаблонов рождает искренность ребёнка по отношению к педагогу). |
Принцип присутствия выбора. | Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств – яркий способ формирования «иллюзии добровольности». Не правы взрослые, которые дают только 2 варианта, необходимо давать 6-7 заданий и средства для их реализации. |
Принцип «Шахерезады». | Непрерывность проведения квеста по времени. Отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест-игра медленно переходит в сюжетно-ролевую игру. Тематика квеста может быть использована в течение всего дня, недели, как сказка Шахерезады. Тогда чувство ожидания продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы приведёт к самостоятельному поиску информации. |
- Ну вот, получили третий ключ.
Итак, сколько у нас ключей? (три).
А где же сундук с современной технологией? Давайте его поищем. (находят сундук)
Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.
(по желанию открывают каждый замок. В сундуке буклеты «квест-игра в ДОУ»)
Итог.
- Понравилось вам занятие?
- Кому что-то показалось трудным? А что показалось легким?
-как вы думаете, почему нам удалось найти сундук?
Нам осталось позвонить ФГОС и сказать, что мы нашли его сундук с тремя замками с подсказками о современной технологии «Квест- игра». И обязательно будем применять это на практике.
Рефлексия «Наполни бочонок»
Наш мастер- класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников мастер- класса.)
Если вам понравился мастер-класс – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).
Если не понравился «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).