СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мастер-класс по теме "Эксперимент как активный метод обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал направлен на использование метода эксперимента для активизации познавательной деятельности младших школьников

Просмотр содержимого документа
«"Мастер-класс по теме "Эксперимент как активный метод обучения"»

Мастер-класс  Тема: «Эксперимент  как активный метод обучения  в начальной школе»   Кайрис Г. И., учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» г. Дудинка, 2022 г .

Мастер-класс Тема: «Эксперимент как активный метод обучения в начальной школе»

Кайрис Г. И., учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»

г. Дудинка, 2022 г .

     Задачи: познакомить слушателей с использованием метода экспериментальной деятельности в начальной школе; вовлечь педагогов в совместное проведение экспериментов; совершенствовать умение делиться опытом с коллегами.  План мастер-класса 1. Презентация педагогического  опыта учителя-мастера. 2. Проведение экспериментов,  применяемых в начальной школе. 3. Рефлексия деятельности  слушателей и мастера.

Задачи:

  • познакомить слушателей с использованием метода экспериментальной деятельности в начальной школе;
  • вовлечь педагогов в совместное проведение экспериментов;
  • совершенствовать умение делиться опытом с коллегами.

План мастер-класса

1. Презентация педагогического

опыта учителя-мастера.

2. Проведение экспериментов,

применяемых в начальной школе.

3. Рефлексия деятельности

слушателей и мастера.

Активные методы обучения  – это методы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы обучения – это методы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Эксперимент (от лат. Experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. («Большой энциклопедический словарь»). Эксперимент  - 1. Воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью его исследования, изучения; научно-поставленный опыт. 2. Любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. («Толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой) Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. («Краткая философская энциклопедия»).

Эксперимент (от лат. Experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. («Большой энциклопедический словарь»).

Эксперимент - 1. Воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью его исследования, изучения; научно-поставленный опыт. 2. Любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. («Толковый словарь русского языка»

Т. Ф. Ефремовой)

Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. («Краткая философская энциклопедия»).

Тренинговые занятия по развитию аналитических и поисковых умений Примеры упражнений, заданий Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).   «Посмотри на мир чужими глазами».  «Сколько значений у предмета?».  «Наблюдение очевидного». Развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что …?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…».  Упражнения типа «При каких обстоятельствах».  Задания типа «Найди возможную причину события».   Задание «Определи загаданное слово» (с помощью вопросов). Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ). Задания «Да-Нетки».  

Тренинговые занятия по развитию аналитических и поисковых умений

Примеры упражнений, заданий

  • Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
  • Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

 

  • «Посмотри на мир чужими глазами».
  • «Сколько значений у предмета?».
  • «Наблюдение очевидного».
  • Развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что …?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
  • Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…».
  • Упражнения типа «При каких обстоятельствах».
  • Задания типа «Найди возможную причину события».

 

  • Задание «Определи загаданное слово» (с помощью вопросов).
  • Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ).
  • Задания «Да-Нетки».

 

 Этапы выполнения эксперимента Постановка исследовательской задачи в виде того  или иного варианта проблемной ситуации. Поиск путей решения проблемы. Прогнозирование результата. Выполнение эксперимента. Наблюдение результатов эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Этапы выполнения эксперимента

  • Постановка исследовательской задачи в виде того

или иного варианта проблемной ситуации.

  • Поиск путей решения проблемы.
  • Прогнозирование результата.
  • Выполнение эксперимента.
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксация результатов эксперимента.
  • Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Классификация экспериментов По характеру объектов , используемых в эксперименте: опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов : в классе, школе, дома, на школьном участке, в походе и т. д. По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные. По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические. По продолжительности : кратковременные, длительные. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

Классификация экспериментов

По характеру объектов , используемых в эксперименте: опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов : в классе, школе, дома, на школьном участке, в походе и т. д.

По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности : кратковременные, длительные.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

Классификация экспериментов По месту в цикле : первичные, повторные, заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач . По способу применения в аудитории : демонстрационные, фронтальные.

Классификация экспериментов

По месту в цикле : первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач .

По способу применения в аудитории : демонстрационные, фронтальные.

 Окружающий мир    Тема: «Размножение и развитие растений», 3 класс.  Цель эксперимента: определить, какие условия необходимы для прорастания семян фасоли и развития растения.  Дети собирали информацию, выдвигали гипотезы, проводили ряд опытов, создавая разные условия для прорастания семян и развития растения, наблюдали за развитием растения из семени, вели дневник наблюдений.  Вывод: для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух, дальнейший рост невозможен без почвы и света.

Окружающий мир

Тема: «Размножение и развитие растений», 3 класс.

Цель эксперимента: определить, какие условия необходимы для прорастания семян фасоли и развития растения.

Дети собирали информацию, выдвигали гипотезы, проводили ряд опытов, создавая разные условия для прорастания семян и развития растения, наблюдали за развитием растения из семени, вели дневник наблюдений.

Вывод: для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух, дальнейший рост невозможен без почвы и света.

 Требования, предъявляемые к проведению опытов и экспериментов: Наглядность. Эксперимент должен быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, ясным и понятным, сопровождаться показом предметов, явлений, процессов. Простота. Не следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием. Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся. Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными. Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Учитель организует диалог со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента.

Требования, предъявляемые

к проведению опытов и экспериментов:

  • Наглядность. Эксперимент должен быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, ясным и понятным, сопровождаться показом предметов, явлений, процессов.
  • Простота. Не следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием.
  • Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся.
  • Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными.
  • Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Учитель организует диалог со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента.
 Окружающий мир  Решение экспериментальных задач

Окружающий мир

Решение экспериментальных задач

Русский язык  Лингвистический эксперимент - это проверка функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования. Цель эксперимента : определить значение имён прилагательных в речи. Ход эксперимента : Дети читают текст 2 раза: сначала исходный вариант, затем, исключив из текста все имена прилагательные. Сравнивают два текста. Делают вывод о том, какую роль играют имена прилагательные в данном тексте и в речи. « На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вон низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду». Результат эксперимента: второй текст лишён качественных характеристик описываемых деталей или предметов. Вывод: употребление имен прилагательных придает речи точность и особую выразительность, помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета.

Русский язык

Лингвистический эксперимент - это проверка функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования.

Цель эксперимента : определить значение имён прилагательных в речи.

Ход эксперимента :

Дети читают текст 2 раза: сначала исходный вариант, затем, исключив из текста все имена прилагательные. Сравнивают два текста. Делают вывод о том, какую роль играют имена прилагательные в данном тексте и в речи.

« На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вон низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду».

Результат эксперимента: второй текст лишён качественных характеристик описываемых деталей или предметов.

Вывод: употребление имен прилагательных придает речи точность и особую выразительность, помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета.

Литературное чтение Стилистический эксперимент  позволяет привлечь внимание читателя к стилистическому своеобразию произведения художественного произведения, использованным в нем изобразительно-выразительным средствам и их роли в раскрытии авторского замысла.   Е. А. Баратынский *** Где … шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья …, Ковёр зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Под … Своей корой Ручей немеет; Всё цепенеет, Лишь ветер …, Бушуя воет И небо кроет … мглой. Цель: подбор и использование подходящих эпитетов в стихотворении. Ход эксперимента: - Прочитайте стихотворение Е. А. Баратынского, в котором пропущены некоторые слова. Учащиеся самостоятельно читают стихотворение. - Введите в текст стихотворения эпитеты, которые помогут увидеть картину природы, передать чувства автора. Чтение варианта Е. А. Баратынского, обсуждение эпитетов автора, созданной с их помощью картины, настроения автора. Вывод: о долгом, подчас, напряжённом поиске единственно нужного слова, которое раскрывает авторский замысел.

Литературное чтение

Стилистический эксперимент позволяет привлечь

внимание читателя к стилистическому своеобразию произведения художественного произведения, использованным в нем изобразительно-выразительным средствам и их роли в раскрытии авторского замысла.

 

Е. А. Баратынский

***

Где … шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья …,

Ковёр зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под …

Своей корой

Ручей немеет;

Всё цепенеет,

Лишь ветер …,

Бушуя воет

И небо кроет

… мглой.

Цель: подбор и использование подходящих эпитетов в стихотворении.

Ход эксперимента:

- Прочитайте стихотворение Е. А. Баратынского, в котором пропущены некоторые слова.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

- Введите в текст стихотворения эпитеты, которые помогут увидеть картину природы, передать чувства автора.

Чтение варианта Е. А. Баратынского, обсуждение эпитетов автора, созданной с их помощью картины, настроения автора.

Вывод: о долгом, подчас, напряжённом поиске единственно нужного слова, которое раскрывает авторский замысел.

Математика Экспериментально-практическая деятельность на уроках математики. Эксперимент, направленный на установление взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия . Проблемный вопрос: Что получится если к вычитаемому прибавить разность? Предполагаем , что уменьшаемое. Чтобы подтвердить предположение делаем несколько проб . Дети сами выявляют закономерность . Приходят к выводу : если к вычитаемому прибавить разность, получится уменьшаемое. Эта закономерность пригодится детям для решения уравнений. Различные математические головоломки и математические фокусы тоже можно отнести к экспериментальной деятельности.

Математика

Экспериментально-практическая деятельность на уроках математики.

Эксперимент, направленный на установление взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия .

Проблемный вопрос: Что получится если к вычитаемому прибавить разность?

Предполагаем , что уменьшаемое. Чтобы подтвердить предположение делаем несколько проб . Дети сами выявляют закономерность . Приходят к выводу : если к вычитаемому прибавить разность, получится уменьшаемое.

Эта закономерность пригодится детям для решения уравнений.

Различные математические головоломки и математические фокусы тоже можно отнести к экспериментальной деятельности.

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Практическая работа  (проведение экспериментов)

Практическая работа (проведение экспериментов)

«Крестьянский» способ счёта - Умножим 47 на 35. 35+ 70+140+280+1120=1645

«Крестьянский» способ счёта

- Умножим 47 на 35.

35+ 70+140+280+1120=1645

Рефлексия   Памятка Правила написания синквейна На первой  строчке записывается одно слово - существительное . Это и есть тема синквейна. 2. На второй строчке - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3. На третьей строчке - три глагола ,  описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4. На четвёртой строчке размещается целая фраза .  (крылатое выражение, цитата или составление  предложения в контексте темы). 5. На пятой строчке слово-синоним или своё  отношение к данной теме , чувство или сравнение.

Рефлексия

Памятка

Правила написания синквейна

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное . Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке - два прилагательных ,

раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке - три глагола ,

описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвёртой строчке размещается целая фраза .

(крылатое выражение, цитата или составление

предложения в контексте темы).

5. На пятой строчке слово-синоним или своё

отношение к данной теме , чувство или сравнение.

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» Дьёрдь Пойа,  венгерский математик Спасибо за внимание!

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»

Дьёрдь Пойа,

венгерский математик

Спасибо за внимание!