Мастер-класс Тема: «Эксперимент как активный метод обучения в начальной школе»
Кайрис Г. И., учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»
г. Дудинка, 2022 г .
Задачи:
- познакомить слушателей с использованием метода экспериментальной деятельности в начальной школе;
- вовлечь педагогов в совместное проведение экспериментов;
- совершенствовать умение делиться опытом с коллегами.
План мастер-класса
1. Презентация педагогического
опыта учителя-мастера.
2. Проведение экспериментов,
применяемых в начальной школе.
3. Рефлексия деятельности
слушателей и мастера.
Активные методы обучения – это методы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Эксперимент (от лат. Experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. («Большой энциклопедический словарь»).
Эксперимент - 1. Воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью его исследования, изучения; научно-поставленный опыт. 2. Любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. («Толковый словарь русского языка»
Т. Ф. Ефремовой)
Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. («Краткая философская энциклопедия»).
Тренинговые занятия по развитию аналитических и поисковых умений
Примеры упражнений, заданий
- Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
- Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).
- «Посмотри на мир чужими глазами».
- «Сколько значений у предмета?».
- «Наблюдение очевидного».
- Развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что …?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
- Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…».
- Упражнения типа «При каких обстоятельствах».
- Задания типа «Найди возможную причину события».
- Задание «Определи загаданное слово» (с помощью вопросов).
- Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ).
- Задания «Да-Нетки».
Этапы выполнения эксперимента
- Постановка исследовательской задачи в виде того
или иного варианта проблемной ситуации.
- Поиск путей решения проблемы.
- Прогнозирование результата.
- Выполнение эксперимента.
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксация результатов эксперимента.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Классификация экспериментов
По характеру объектов , используемых в эксперименте: опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов : в классе, школе, дома, на школьном участке, в походе и т. д.
По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
По продолжительности : кратковременные, длительные.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
Классификация экспериментов
По месту в цикле : первичные, повторные, заключительные и итоговые.
По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач .
По способу применения в аудитории : демонстрационные, фронтальные.
Окружающий мир
Тема: «Размножение и развитие растений», 3 класс.
Цель эксперимента: определить, какие условия необходимы для прорастания семян фасоли и развития растения.
Дети собирали информацию, выдвигали гипотезы, проводили ряд опытов, создавая разные условия для прорастания семян и развития растения, наблюдали за развитием растения из семени, вели дневник наблюдений.
Вывод: для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух, дальнейший рост невозможен без почвы и света.
Требования, предъявляемые
к проведению опытов и экспериментов:
- Наглядность. Эксперимент должен быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, ясным и понятным, сопровождаться показом предметов, явлений, процессов.
- Простота. Не следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием.
- Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся.
- Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными.
- Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Учитель организует диалог со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента.
Окружающий мир
Решение экспериментальных задач
Русский язык
Лингвистический эксперимент - это проверка функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования.
Цель эксперимента : определить значение имён прилагательных в речи.
Ход эксперимента :
Дети читают текст 2 раза: сначала исходный вариант, затем, исключив из текста все имена прилагательные. Сравнивают два текста. Делают вывод о том, какую роль играют имена прилагательные в данном тексте и в речи.
« На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вон низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду».
Результат эксперимента: второй текст лишён качественных характеристик описываемых деталей или предметов.
Вывод: употребление имен прилагательных придает речи точность и особую выразительность, помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета.
Литературное чтение
Стилистический эксперимент позволяет привлечь
внимание читателя к стилистическому своеобразию произведения художественного произведения, использованным в нем изобразительно-выразительным средствам и их роли в раскрытии авторского замысла.
Е. А. Баратынский
***
Где … шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья …,
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под …
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер …,
Бушуя воет
И небо кроет
… мглой.
Цель: подбор и использование подходящих эпитетов в стихотворении.
Ход эксперимента:
- Прочитайте стихотворение Е. А. Баратынского, в котором пропущены некоторые слова.
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.
- Введите в текст стихотворения эпитеты, которые помогут увидеть картину природы, передать чувства автора.
Чтение варианта Е. А. Баратынского, обсуждение эпитетов автора, созданной с их помощью картины, настроения автора.
Вывод: о долгом, подчас, напряжённом поиске единственно нужного слова, которое раскрывает авторский замысел.
Математика
Экспериментально-практическая деятельность на уроках математики.
Эксперимент, направленный на установление взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия .
Проблемный вопрос: Что получится если к вычитаемому прибавить разность?
Предполагаем , что уменьшаемое. Чтобы подтвердить предположение делаем несколько проб . Дети сами выявляют закономерность . Приходят к выводу : если к вычитаемому прибавить разность, получится уменьшаемое.
Эта закономерность пригодится детям для решения уравнений.
Различные математические головоломки и математические фокусы тоже можно отнести к экспериментальной деятельности.
Внеурочная деятельность
Практическая работа (проведение экспериментов)
«Крестьянский» способ счёта
- Умножим 47 на 35.
35+ 70+140+280+1120=1645
Рефлексия
Памятка
Правила написания синквейна
- На первой строчке записывается одно слово - существительное . Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке - два прилагательных ,
раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке - три глагола ,
описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвёртой строчке размещается целая фраза .
(крылатое выражение, цитата или составление
предложения в контексте темы).
5. На пятой строчке слово-синоним или своё
отношение к данной теме , чувство или сравнение.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»
Дьёрдь Пойа,
венгерский математик
Спасибо за внимание!