МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Цель: продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.
СЛАЙД 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
Я думаю, что каждый из нас готовясь к уроку, задумывается о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищет способы для прочного усвоения знаний, подбирает методы, и формы подачи учебного материала. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее.
Сегодня я хочу вас познакомить с одним из эффективных методов работы на уроке, который называется «кроссенс».
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…
СЛАЙД 2. -Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 3. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов».
СЛАЙД 4.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?...В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
СЛАЙД 5. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?(Сказки А.С. Пушкина.)
СЛАЙД 6.
На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.)Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…
СЛАЙД 8. Определите тему урока русского языка.
СЛАЙД 9. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая “улиткой”.
Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?
СЛАЙД 10. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.
Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блестит, а сороки любят всё блестящее.)
Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.)
Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.)
Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)
А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)
СЛАЙД 11. В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».)
СЛАЙД 12. А какое название дадите этому кроссенсу? (В этом кроссенсе все слова содержат букву «А».)
СЛАЙД 13. А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. (Раздаются листы с заданием, идёт работа в парах.) Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Кто готов озвучить своё решение кроссенса?
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения.
2 - Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.)
3 - Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.)
4 - Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».)
5 - А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.)
6 – Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
7 – Собака – друг человека.
8 – У человека тоже есть друг.
Делаем вывод: Вероятно, на уроке ( кл.часе) речь пойдет о дружбе.
О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.
А были другие ассоциации?..Объясните свою трактовку связей по картинкам… Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…
Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
СЛАЙД 14. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем …
- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
- Найти связи между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.
СЛАЙД 15. Практическая часть
А теперь от теории перейдём к практике. Я предлагаю поработать в группах.
Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса, работая в группе.
Вот один из вариантов решения кроссенса:
(Объяснения группы)
Поезд. На нём отправляются в дорогу.
Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.
У реки тоже есть свой путь – русло.
Из реки вода попадает в водопроводную трубу.
Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.
Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.
Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.
Сердце – орган человека.
Учитель:
- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).
Учитель:
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)
Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:
Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
СЛАЙД 16. Эти этапы отображены на слайде. Использование такого метода хорошо:
- при формулировке темы и цели урока - на мотивационном этапе (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем изучать);
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления и обобщения изученного материала, на этапе рефлексии (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал и делают выводы);
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке
- как творческое домашнее задание (составление кроссенс в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему).
или в качестве проверки домашнего задания (с помощью кроссенс рассказать о материале прошлого урока)
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты.
СЛАЙД 17. Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… Кроссенс для учеников развивает логическое и образное мышление, способность к самовыражению, инициативность, креативность , повышает мотивацию и отражает глубину понимания темы. А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
СЛАЙД 18. А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески.
Рефлексия
Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку.
Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.
Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку.
СЛАЙД 19.
Надеюсь, коллеги, данный материал будет вам полезен, спасибо за внимание.