Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Приём «Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях»
Задание: Реши задачу? Подобрав подходящую формулу для решения.
Приём «Задачи с недостающими данными»
Задание: Решите задачу.
Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе мишка и машина?
Вывод: математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт
Приём «Уголки»
Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Задание: охарактеризовать старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке…», заполнив таблицу:
Положительные черты героя
Отрицательные черты героя
Приём «Лови ошибку»
Приём для формирования грамотного письма.
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
Задание: Найдите ошибки.
Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
Приём «Сочинение сказок «наизнанку»
Задание: придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» , которые научат ребенка работать с информацией.
Вывод: базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией ( читать , прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе .
Приём «Сравнение»
Задание: в приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.
Свойство
Предмет 1
Тонет ли в воде?
Да
Предмет 2
Хорошо ли горит?
Притягивается ли магнитом?
Предмет 3
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Приём «Хорошо-плохо»
ПЛЮС
МИНУС
Воздух станет чище и свежее
Навряд ли получится погулять на улице
Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
Приём «Соответствия»
Задание: Определи, кто из изображенных на рисунке людей получает:
Приём «Доскажи словечко»
1)На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
2) Коль работал круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
ПРИЁМ «Корзина понятий» как блиц- турнир
Вывод: финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Приобщение учащегося начальной школы к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Решаем головоломки и ребусы
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!