МАСТЕР – КЛАСС
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель начальных классов : Джоши Ю.В.
Цель: Погружение в особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов.
Задачи:
Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений;
Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по формированию коммуникативных умений;
Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Меня зовут Джоши Ю.В. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, посвященном развитию коммуникативных УУД.
Давайте поговорим!
- Поговорим?
- О чем?
- О важном и о прочем:
- О том, что хорошо и хорошо не очень.
- О чём-то знаете Вы,
- Про что-то мне известно.
- Давайте поговорим,
- Надеюсь, будет интересно.
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
ФГОС ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей , умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных умений – это объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте. Она формируется. И ,как и любая другая компетентность ,она не может быть сформирована вне деятельности. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения.
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные. К вербальным относятся: умение слушать и слышать собеседника, умение корректно задавать вопросы, умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы, умение допускать разные точки зрения, установка на совместную деятельность , групповая и парная формы работы. К невербальным относятся визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз), акустические (интонации ,паузы, логические ударения), тактильные (дистанция ,прикосновения). Развитие коммуникативных УУД происходит на уроках и во внеурочной деятельности.
Почему же меня заинтересовала эта тема?
Я для себя сформулировала две основные причины.
Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу очень разный. Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Детям трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам.
И вторая причина. Как часто наши дети в начальной школе хотят высказаться , хотят выразить свое мнение, постоянно тянут руку, задают вопросы. Уважаемые коллеги, что мы с вами делаем с почемучками? Куда они пропадают к концу начальной, в средней, старшей школе? Чего боятся наши дети при ответах ? Они боятся совершить ошибку, боятся неверных ответов. Я задалась вопросом- насколько я мотивирую детей к ответу, насколько готова принять ошибку ребенка, как данность? Свою задачу я вижу в том, чтобы ошибку ученика превратить в точку опоры для его дальнейшего развития.
Сегодня предметом нашего общения будут примеры приёмов и видов работ по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
При планировании работы и осуществлении контроля за процессом формирования коммуникативных умений педагогу следует помнить, что этот процесс проходит поэтапно с учётом возрастных особенностей учащихся. Помощником в этой работе может послужить таблица «Характеристика результатов формирования коммуникативных УУД по классам»
В то же время очень важно, чтобы каждый учащийся регулярно включался в ситуации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы устно или письменно. Учителю включить каждого ученика в коммуникацию позволит сочетание в учебном процессе коллективной, парной, групповой и индивидуальной организационных форм обучения.
Коммуникативные действия направлены на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
В дошкольном и младшем школьном возрасте детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям. В начальной школе происходит преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
И для развития коммуникации, как взаимодействия я часто использую такой прием, как дискуссия.
Дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других .
Константин Николаевич ЛЬВОВ
ЖУКИ
Ах, какой проказник Коля!
Посмотрите-ка, каков:
Он в скорлупку от ореха
Майских двух запряг жуков!
Но скорлупка – не коляска!
И не лошади – жуки, -
Тяжела для насекомых
Шутка Колиной руки.
Хорошо, что папа скоро
Эту шалость прекратил:
Он поставил Колю в угол,
А жуков освободил.
На уроке литературного чтения мною было предложено задание по стихотворению «Жуки» «Кто прав?». Мнения ребят разделись. Часть ребят считала, что ничего плохого нет, если мальчик запряжет в скорлупу от ореха майских жуков и поиграет. Другая часть считали, что прав папа, который отобрал жуков и наказал мальчика. В ходе дискуссии дети пришли к общему мнению, что прав папа, потому что от игры удовольствие получают обе стороны играющих. А в этой ситуации майские жуки испытывали мучения. Так на уроке была смоделирована ситуация по формированию коммуникативных действий и морально-нравственной ориентации школьников.
Уважаемые коллеги, прошу по предложенной памятке определить, формирование каких коммуникативных универсальных учебных действий было организовано?
Итак, такое несложное задание способствовало формированию не менее 10 коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные действия направлены на сотрудничество, кооперацию. Содержательным ядром этих коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Здесь ведется коллективная работа учащихся в группах над решением поставленной проблемы или созданием мини-проекта.
На работе в группах я хотела бы остановиться подробнее. Начнем с того, что как то на группы надо поделить. Коллеги, какие есть у вас варианты деления на группы?
Создание группы по принципу : сильный+средний+слабый.
Деление по жеребьевке.
Выход для поддержки слабого ученика, давать задания разного уровня сложности. Дети о дифференциации заданий не знают, все выполняют посильную работу.
Деление по выбору способностей. Оно первое время занимает довольно много времени, но ,если его практиковать , то затраты времени уменьшатся. Я начинаю такое деление на группы во время внеурочной деятельности.
Коллеги, я сейчас вам предлагаю таким образом поделиться на группы.
Предлагаю четыре вида сверхспособностей:
- умение летать,
- умение читать мысли ,
- возможность контролировать время,
- умение становиться невидимкой.
Выберите одно из умений. Поделитесь соответственно выбору. Повернитесь к ближайшему соседу лицом и объясните, почему вы выбрали именно эту способность. Начинает тот, кто выше ростом. Теперь вы объясняете выбор своего товарища. Начинает в группе тот, кто ниже ростом.
Какие коммуникативные умения формирует такое деление на группы?
Дети учатся слушать, слышать и принимать позицию товарища. Понимают, что выбор одной и той же способности может быть обоснован разными причинами. Ну и, конечно ,формируется команда единомышленников.
Групповая работа предполагает свои правила. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать. Совместная работа не должна превышать 10-15 минут; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, требуются также специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Перед педагогом стоит задача – организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом. Учитель наблюдает за самостоятельной работой ребят в группе, при затруднении оказывает помощь, помогает избежать конфликтных ситуаций.
Работая коллективно над решением проблемы ребята занимаются созидательной деятельностью, развивают свои способности к самоорганизации, учатся самостоятельно распределять роли или обязанности, учатся сотрудничеству и партнерским отношениям, терпимости к чужому мнению. На этом этапе у учащихся формируется умение работать в команде: слушать другого, уважать и принимать мнение товарища, ребята приобретают опыт социальной ответственности за результаты своего труда, а у делегата (ребенка, отчитывающегося о результатах работы групп) развиваются также и лидерские способности.
По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.
Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».
Когда дети уже умеют писать, очень интересно использовать прием «карта согласия». Окружающий мир, тема «Опасный незнакомец». В классе стоит тишина (при мозговом штурме присутствует рабочий гул), но работа идет и рождаются мысли.
Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций.
МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы – зубчики одной пилы. Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, окружающий мир контроль знаний по теме «Природа».
МЕТОД «ВЕРТУШКИ» Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения. Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ.
Обучение учащихся работе в паре начинаю в 1 классе на технологии при совместной работе (например, выполнение аппликации), при пересказе сказки по иллюстрации, при выполнении совместной штриховки фигур и т.п.
Учитель формирует у ученика навык отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог и т. п. При этом учителю необходимо чётко объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое — недопустимо.
Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Мы с вами повседневно транслируем примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.
Часто для развития коммуникативных УУД я включаю в занятия дидактические игры, инсценировки сказок, рассказов. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
На уроке окружающего мира люблю проводить игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
Учителю необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.
На своих уроках также использую работу в ресурсном круге. Ресурсный круг предоставляет возможность высказаться каждому ученику по теме урока, актуализируя имеющиеся у учащихся опыт и знания. Ресурсный круг можно проводить на уроках литературы, окружающего мира, русского языка, технологии, ИЗО до или после групповой работы, или подводя итог уроку. В зависимости от ведущего канала восприятия дети отвечают на вопрос: «Что увидели, или услышали, или почувствовали на уроке», тем самым активизируют рефлексию личностного переживания.
Проиллюстрирую работу в ресурсном круге на примере одной из групп. Пожалуйста, встаньте и возьмитесь за руки, образуя круг. Каждый участник отвечает: « Я увидела …», «Я услышала…», «Я почувствовала…».
Легко ли было выполнить это задание?
В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Спасибо за внимание!
Благодарю за сотрудничество!