Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Решение проектных задач"»
ШМО учителей начальных классов
«Решение проектных
задач на уроках
в начальной школе»
Маракова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Воротынская средняя школа
2018 год
«То что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л.С.Выготский
Отличие проекта от проектной задачи
Проект
Проектная задача
- нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
– проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА - это система заданий (действий) направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
(по Воронцову А.Б.)
Типы проектных задач:
- Предметные
- Межпредметные
- Разновозрастные
- Одновозрастные.
Проектная задача может
использоваться на уроках:
Изучения нового материала
Закрепления и повторения
Обобщения и систематизации
Контроля и оценки
Формы работы с проектной задачей:
индивидуальная
парная
групповая
Итог решения проектной задачи
Реальный «продукт»
(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Проектная задача имеет следующую структуру:
1.Описание проблемной ситуации
2.Формирование рабочих групп
3.Обсуждение и выбор средств, необходимых для выполнения индивидуальных заданий
4. Практическая работа
5.Демонстрация и защита результатов (продуктов)
6.Рефлексия
Алгоритм решения проектной задачи.
- Определить роль каждого участника групповой работы.
- Ознакомиться с условием задачи.
- Обсудить организацию работы в группе.
- Ознакомиться с инструкцией .
- Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
- Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
- Предъявить готовый продукт.
- Рефлексировать свою деятельность.
- Оценить свой продукт по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?
- Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.
- Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
В ходе решения проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- ставить и удерживать цели;
- планировать свою деятельность;
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других.
- Проектные задачи в начальной школе: сборник для педагогов / сост. Г.А. Хардина , С.С. Салимова – Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения», 2016. – с.83
2. Методическая разработка Вахрушева А.В. г.Ижевск
Не бойтесь делать то, чего не знаете: дилетант построил Ковчег, а «Титаник» строили профессионалы…